1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе по техническому обслуживанию и ремонту санитарно-технических систем оборудования пассажирских вагонов и производственно-технических помещений (далее - слесарь) допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, стажировку и проверку знаний по охране труда и электробезопасности.

Не позднее одного месяца после приема на работу слесарь должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

При выполнении дополнительных обязанностей по сварочным работам, работам на высоте и другим работам необходимо пройти специальное обучение и проверку знаний по правилам технической эксплуатации применяемых механизмов, охране труда и пожарной безопасности и иметь соответствующие удостоверения.

К обслуживанию и ремонту комплекта оборудования экологически чистого туалета допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и инструктаж по охране труда на рабочем месте.

1.2. В процессе работы слесарь должен проходить:

- повторные, не реже одного раза в три месяца, и при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

- периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

- очередную (один раз в два года) и при необходимости внеочередную проверку знаний требований охраны труда;

- периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;

- проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.3. Слесарь должен иметь II группу по электробезопасности.

1.4. Слесарь должен знать:

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов и предупреждения несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

- требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте санитарно-технического оборудования;

- устройство вагона в объеме, необходимом для выполнения своих профессиональных обязанностей;

- технологический процесс подготовки составов вагонов в рейс в объеме выполняемой работы;

- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

- место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.5. Слесарь должен:

- выполнять только входящую в его обязанности или порученную руководителем работ (бригадиром) работу;

- не перепоручать свою работу другим лицам;

- применять безопасные приемы выполнения работ;

- применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инвентарь, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены;

- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

- выполнять команды и распоряжения руководителя работ (бригадира);

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;

- быть предельно внимательным в местах движения транспорта, проходить по территории депо и железнодорожной станции (далее - станции) по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

- уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

- знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

Слесарь обязан соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка, установленных режимов труда и отдыха и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения осмотрщик и слесарь должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.

Не допускается присутствие на рабочем месте посторонних лиц, запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.6. В процессе работы на слесаря могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся подвижной состав и транспортные средства;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- физические перегрузки;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

1.7. Слесарь в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты:

- костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой - 1 на год;

- рукавицами комбинированными - 12 пар на год;

- ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве - 1 пара на год.

Зимой дополнительно:

- теплозащитным костюмом - по поясам;

- валенками - по поясам;

- галошами на валенки - 1 пара на 2 года.

В IV и особом поясах взамен теплозащитного костюма:

- полушубком - 1 на 4 года;

- курткой на утепляющей прокладке - 1 на 1,5 года;

- брюками на утепляющей прокладке - 1 на 1,5 года.

При выполнении работ по гидравлической опрессовке труб, радиаторов и резервуаров должен обеспечиваться следующей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты:

- костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой - 1 на год;

- фартуком прорезиненным - дежурный;

- сапогами резиновыми - 1 пара на год;

- рукавицами комбинированными - 6 пар на год.

При выполнении работ по ремонту канализационной сети и ассенизаторских устройств:

- костюмом брезентовым - 1 на 1,5 года;

- сапогами резиновыми - 1 пара на год;

- рукавицами комбинированными - 6 пар на год;

- перчатками резиновыми - дежурные;

- противогазом шланговым - дежурный.

На наружных работах зимой дополнительно:

- куртка на утепляющей прокладке - по поясам;

- брюки на утепляющей прокладке - по поясам.

При производстве работ с выходом на железнодорожные пути слесарь должен обеспечиваться сигнальным жилетом со световозвращающими полосами, ношение которого на путях обязательно.

При необходимости, по условиям выполнения отдельных работ слесарь должен обеспечиваться защитной каской, защитными очками, предохранительным поясом и другими средствами индивидуальной защиты.

Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках в гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.

Слесарь обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.

1.8. Слесарь должен знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре, а также знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Курить следует только в отведенных и приспособленных для этого местах.

Запрещается:

- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

- подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, аккумуляторным ящикам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;

- прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;

- пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;

- оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

- применять временную, неисправную электропроводку и неисправные электроприборы;

- допускать скопления горючего мусора в производственных помещениях и на рабочих местах;

- загромождать пути эвакуации, проходы и двери мусором, посторонними вещами.

Следует контролировать выполнение требований пожарной безопасности другими работниками.

1.9. В случае получения травмы или заболевания слесарь должен прекратить работу, поставить в известность руководителя (бригадира) и обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников слесарь обязан оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и без промедления сообщить об этом руководителю (бригадиру).

Слесарь обязан известить руководителя (бригадира): о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, неисправности оборудования, инвентаря, средств пожаротушения, а также нарушении настоящей Инструкции.

1.10. При нахождении на железнодорожных путях слесарь обязан соблюдать следующие требования:

- к месту работы и обратно проходить по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

- при переходе путей на территории железнодорожных станций необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

- при отсутствии специальных проходов переходить железнодорожные пути следует под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях в этом месте нет приближающегося на опасном расстоянии железнодорожного подвижного состава (далее - подвижного состава);

- проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2,5 м от крайнего рельса или посередине широкого междупутья, обращая внимание на движущийся подвижной состав по смежным путям, смотреть под ноги, так как в междупутье могут быть предельные столбики, канавы и другие препятствия;

- при прохождении группой по междупутью идти по одному друг за другом;

- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

- сходить с переходной площадки вагона, держась за поручни, предварительно осмотрев место схода;

- обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

- проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками не менее 10 м;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

- транспортировать запасные части, материалы и другие грузы через пути по транспортным или совмещенным тоннелям, при их отсутствии - по эстакадам или наземным поперечным настилам.

Запрещается:

- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;

- подлезать под подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;

- подниматься на крышу подвижного состава, находящегося под контактным проводом;

- садиться на подножки локомотива и вагонов и сходить с них во время движения;

- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;

- переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов и крестовин, а также вагонных замедлителей механизированных или автоматизированных сортировочных горок;

- становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;

- становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

- находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

- находиться под поднятым и перемещаемым грузом;

- ходить внутри колеи и по концам шпал.

Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.

При приближении подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда (остановки) подвижного состава. После этого продолжить проход.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

1.11. Запрещается:

- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легкодоступным токоведущим частям;

- наступать на электрические провода и кабели;

- самостоятельно ремонтировать и регулировать электрооборудование.

При нахождении на электрифицированных участках железных дорог запрещается:

- выполнять ремонтные работы, приближаясь самим или с помощью применяемых приспособлений к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

- приближаться и прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций;

- подниматься на крышу вагона, находиться на ней или выполнять какие-либо работы до снятия напряжения и заземления проводов контактной сети, расположенных над составом, и получения распоряжения руководителя работ.

Слесарь, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом руководству или на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады необходимо оградить опасное место любыми подручными средствами и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, как место препятствия.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на длину ступни или прыжками.

1.12. При обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, СИЗ и пожаротушения, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, слесарь должен без промедления сообщать об этом руководителю (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю и немедленно принять меры по их устранению.

1.13. Слесарь, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.