IV. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛКС ВОЛП ЖТ С ВОК, ПОДВЕШЕННЫМИ НА ОПОРАХ КОНТАКТНОЙ СЕТИ И ЛИНИЙ АВТОБЛОКИРОВКИ

IV. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛКС ВОЛП ЖТ С ВОК, ПОДВЕШЕННЫМИ НА ОПОРАХ
КОНТАКТНОЙ СЕТИ И ЛИНИЙ АВТОБЛОКИРОВКИ

4.1. Верхолазные работы и работы на высоте, выполняемые при технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ с ВОК, подвешенными на опорах контактной сети и линий автоблокировки, должны производиться с соблюдением требований межотраслевых, отраслевых правил по охране труда и настоящих Правил.

4.2. Руководителями дистанций электроснабжения железной дороги (далее - дистанция) должен быть утвержден перечень опасных мест на участке ЛКС ВОЛП ЖТ.

Опасные места на участке ЛКС ВОЛП ЖТ определяются комиссией, состоящей из представителей соответствующих подразделений ОАО "РЖД" и дистанции, оформляются актом, в котором указываются причины опасности. Ограждение каждого опасного места должно производиться знаком "Внимание! Опасное место". Перечень опасных мест на участке ЛКС ВОЛП ЖТ должен находиться у энергодиспетчера, в подразделении ОАО "РЖД" и у диспетчера дистанции сигнализации и связи (далее - ШЧ).

В соответствии с Приложением N 7 оформляется карточка опасного места.

4.3. Для обеспечения защиты от поражения электрическим током работниками подразделения ОАО "РЖД", отвечающими за охрану труда, разрабатываются мероприятия по заземлению металлических частей электрооборудования и дополнительные защитные мероприятия, выполняемые при производстве работ с повышенной опасностью и особо опасных работ.

4.4. При возникновении угрозы безопасности и здоровью работников подразделения ОАО "РЖД" ответственный руководитель работ должен прекратить работы и принять меры к устранению возникшей опасности, а при необходимости обеспечить эвакуацию работников из опасной зоны.

4.5. Не допускается приступать к выполнению работ на высоте в открытых местах при скорости ветра более 15 м/с, при грозе, гололеде или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при температуре воздуха ниже предельных норм, устанавливаемых местными органами власти.

Как исключение допускается выполнение аварийно-восстановительных работ (далее - АВР) при температурах ниже установленной нормы. При этом выполнение работ должно производиться по наряду не менее чем двумя работниками с перерывами для обогрева.

Ответственный руководитель работ должен обеспечить в непосредственной близости от места производства работ условия для обогрева (обогреваемые палатки, фургоны, специальные контейнеры).

4.6. Выполняемые на опорах работы по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ при изменении погодных условий с ухудшением видимости, при грозе, гололеде, сильном ветре, снегопаде прекращаются, и работники выводятся с рабочего места.

4.7. Работы по верховому осмотру ЛКС ВОЛП ЖТ выполняются с подачей уведомления энергодиспетчеру в установленном порядке с указанием фамилий работников, проводящих верховой осмотр, номеров опор, времени начала, продолжительности и характера верхового осмотра.

4.8. Восстановление и ремонт ЛКС ВОЛП ЖТ с подвеской ВОК на опорах контактной сети и линий автоблокировки должны выполнять работники с квалификацией электромонтера-линейщика, имеющие не ниже III группы по электробезопасности для электротехнического персонала.

Ответственный руководитель работ по восстановлению или ремонту ЛКС ВОЛП ЖТ должен иметь группу по электробезопасности для электротехнического персонала не ниже IV.

4.9. До получения наряда для проведения верховых осмотров с подъемом на опоры контактной сети или линий автоблокировки руководитель подразделения ОАО "РЖД" должен дать уведомление энергодиспетчеру в установленном порядке с указанием фамилий работников, проводящих верховой осмотр ЛКС ВОЛП ЖТ, номеров опор, времени начала, продолжительности и характера осмотра.

4.10. В дистанции (в том числе у энергодиспетчера) и в подразделении ОАО "РЖД" должен находиться список работников, осуществляющих техническую эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ, с указанием должности (ответственный руководитель работ, член бригады, звена) и квалификационной группы по электробезопасности для электротехнического персонала, имеющих право производить верховые осмотры, быть членами бригады по наряду, оформляемому в установленном порядке, выдавать распоряжения на осмотр ЛКС ВОЛП ЖТ.

4.11. Верховые осмотры при технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ выполняются как работы категории "вдали от частей, находящихся под напряжением". В местах, где выполнить работы категории "вдали от частей, находящихся под напряжением" не представляется возможным, работы производятся по категории "со снятием напряжения и заземлением" с оформлением снятия напряжения в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых нормативно-технических актов.

4.12. В дистанции (в том числе у энергодиспетчера) и в подразделении ОАО "РЖД" должен находиться перечень участков с расположением кабелей ЛКС ВОЛП ЖТ на расстоянии менее 2 м от находящихся под напряжением проводов и узлов контактной сети или линии автоблокировки.

4.13. Работникам, осуществляющим восстановление и ремонт ЛКС ВОЛП ЖТ, разрешается выполнять работы только со снятием напряжения и заземлением.

4.14. Перед началом работ по техническому обслуживанию, восстановлению или ремонту ЛКС ВОЛП ЖТ с ВОК, проложенными по опорам контактной сети или линий автоблокировки, руководитель подразделения ОАО "РЖД" должен представить в дистанцию сведения о характере, объеме и сроках выполнения работ, а также список работников, ответственных за безопасность проведения работ, с указанием их фамилий и инициалов, должностей и групп по электробезопасности.

4.15. Производитель работ от дистанции, на имя которого выдан наряд формы ЭУ-115, отвечает за правильность подготовки рабочих мест и выполнение необходимых при производстве работ мер безопасности; за пригодность и исправность применяемых средств защиты, монтажных и сигнальных средств; за инструктаж работников при выполнении работ вблизи контактной сети и проводов воздушной линии электропередачи (далее - ВЛ) и обеспечение безопасности движения поездов; за оформление ежедневного допуска к работе и переход на другое место работ.

Указания производителя работ от дистанции являются обязательными для ответственного руководителя работ от подразделения ОАО "РЖД" и подчиненных ему работников.

4.16. Работники дистанции должны выполнять работы по снятию напряжения и проверке его отсутствия; установку заземлений; допуск к работе и наблюдение за производством работ по техническому обслуживанию, восстановлению или ремонту ЛКС ВОЛП ЖТ.

4.17. До проведения работ со снятием напряжения и заземлением работниками дистанции после снятия напряжения должны быть установлены заземляющие штанги, переносные или стационарные шунтирующие штанги и перемычки. Места установки заземлений определяет работник дистанции, выдающий наряд.

Заземляющие проводники должны располагаться с соблюдением габарита приближения строений.

К работам нельзя приступать до установки заземлений на все провода, с которых снято напряжение.

4.18. При производстве работ со снятием напряжения оно должно быть снято на весь период производства работ в данный рабочий день. Запрещается выполнять работы с периодическим снятием напряжения.

4.19. Работники могут приступать к работе только после ежедневной (перед началом работ) и после каждого перерыва проверки наличия заземлений, установленных на провода, с которых снято напряжение. Такая проверка выполняется производителем работ от дистанции совместно с ответственным руководителем работ от подразделения ОАО "РЖД".

4.20. При выполнении работ со снятием напряжения ответственный руководитель работ должен инструктировать работников о том, что отключенные линии контактной сети и ВЛ автоблокировки могут находиться под наведенным напряжением вследствие электромагнитного влияния других линий (в том числе от контактной сети соседних путей на участках с электротягой переменного тока).

Наведенное напряжение следует снимать наложением заземляющих штанг.

4.21. После окончания работ до подачи напряжения работники должны спуститься с опор, убрать приставные лестницы, инструмент и приспособления, привести в транспортное положение машины и механизмы.

Лестницы, инструменты, приспособления, материалы, изделия, машины и механизмы следует располагать с соблюдением габарита приближения строений.

4.22. Работы, выполняемые при подвеске ВОК, так же как установка кронштейнов, анкерных конструкций, рам для закрепления муфт и запасов кабелей, подвеска раскаточных роликов, протяжка трос-лидера и ВОК, подъем муфт на опоры и формирование запасов кабеля должны производиться работниками в защитных касках. В защитных касках должны быть также работники, находящиеся на земле и наблюдающие за выполнением работ на высоте и верхолазными работами. Каска должна быть застегнута на ремешок.

4.23. При выполнении работ по категориям со снятием напряжения и заземлением, вдали от частей, находящихся под напряжением, а также без снятия напряжения с действующей контактной сети и проводов ВЛ смежного пути должны применяться полиспасты, заряженные пеньковыми или капроновыми канатами, предохранительные пояса с капроновыми стропами (фалами), деревянные или стеклопластиковые лестницы установленных образцов. Пользоваться металлическими лестницами (в том числе и с изолирующими вставками) запрещается.

4.24. При выполнении работ на высоте или верхолазных работ работник должен закрепляться стропами (фалами) предохранительного пояса за опору или за другие надежно закрепленные конструкции. Места закрепления стропа (фала) предохранительного пояса должны быть заранее указаны работнику ответственным руководителем работ. Закрепление должно производиться так, чтобы исключалась возможность приближения (даже при падении) к опасным элементам на расстояние менее установленного категорией работы. При закреплении на полную длину стропа (фала) место закрепления должно находиться не ниже уровня груди работника.

4.25. При производстве работ на высоте или верхолазных работ ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы один работник подразделения находился на земле для наблюдения за другим работником, выполняющим работы на опоре, и предупреждения его о приближении подвижного состава.

Ответственный руководитель работ до подхода подвижного состава должен принять меры к тому, чтобы находящиеся на опорах работники ввели в габарит приближения строений монтируемые конструкции, трос-лидер, кабель, инструменты и приспособления и переместились в безопасную зону.

4.27. Расстегивать карабин для закрепления стропа (фала) на новом месте можно только тогда, когда есть надежная опора для двух ног и руки. Предохранительный пояс можно снимать только после полного спуска на землю.

4.28. Запрещается работать двум и более работникам на одной опоре в разных уровнях на одной вертикали; находиться на земле под работающими наверху, а также под поднимаемыми веревкой, канатом, шнуром или полиспастом конструкциями, деталями, кабелем, инструментами и приспособлениями.

4.29. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы детали и инструменты подавались работнику, находящемуся на опоре, с помощью каната (веревки или шнура) или другим работником, поднимающимся по лестнице. При этом находящийся внизу работник должен удерживать канат (веревку или шнур) для предотвращения его раскачивания и приближения к токоведущим частям.

4.30. Работник, поднимающийся на опору с веревкой (канатом или шнуром), должен держать ее в собранном состоянии. Веревку (канат или шнур) можно опускать вниз только после закрепления ее конца на опоре или конструкции. Если веревка (канат или шнур) работающему наверху временно не нужна, ее следует собрать и закрепить на опоре или конструкции. Запрещается привязывать веревку (канат или шнур) к предохранительному поясу или обвязывать вокруг туловища.

4.31. Перед подъемом кабеля, конструкций, деталей, инструментов и других грузов канатом веревкой, шнуром или полиспастом следует убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава. Если кабель, конструкции, детали или инструменты поднимаются веревкой через ролик, работник для пропуска подвижного состава должен отвести канат (веревку или шнур) в габарит приближения строений и отойти на безопасное расстояние.

Перед спуском деталей, инструмента и другого груза находящийся на опоре работник должен предупреждать об этом работника, находящегося внизу.

4.32. При производстве работ следует пользоваться лестницами установленного образца с прикрепленными к ним плакатами, предупреждающими об опасности работы вблизи линий, находящихся под напряжением.

4.33. Длина лестницы должна быть достаточной для того, чтобы работник выполнял работу стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от конца лестницы. В противном случае следует пользоваться при выполнении работ соответствующими машинами или механизмами.

4.34. Лестницы, как правило, должны устанавливаться с полевой по отношению к пути стороны опоры. При невозможности установки лестницы с полевой стороны опоры она устанавливается с соблюдением габарита приближения строений со стороны опоры, расположенной в плоскости, перпендикулярной пути.

4.35. По лестнице разрешается подниматься, если она закреплена на опоре с помощью инвентарных тросиков, обе тетивы надежно опираются на землю, а упоры плотно прилегают к поверхности опоры.

При соблюдении этих условий допускается при необходимости прикрепляться к лестнице предохранительным поясом.

4.36. Нахождение работников на упорах лестницы запрещается.

4.37. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы при подъеме грузов веревкой, шнуром или канатом через монтажный ролик, лебедками или полиспастами работник, находящийся наверху, располагался выше поднимаемого груза, закрепившись за опору предохранительным поясом.

4.38. При работе с применением машин с шарнирными стрелами или телескопическими вышками ответственный руководитель работ должен следить за соблюдением следующих требований:

общая вертикальная нагрузка корзин вместе с работниками, инструментами и материалами не должна превышать значений, указанных в паспорте машины;

машины на железнодорожном ходу могут использоваться для производства работ только при наличии исправных и отрегулированных ограничителей зоны работы стрелы;

стрелу не допускается поднимать, если машина на автоходу не установлена на выносные опоры, а у машин на железнодорожном ходу не заблокированы рессоры;

машинисту или оператору запрещается отлучаться с рабочего места при нахождении в корзинах работников;

машинист или оператор постоянно должен следить за работниками и за состоянием стрелы;

операции по подъему, остановке, опусканию и повороту стрелы машинист или оператор должен производить только по команде работника, находящегося в корзине;

посторонние люди не должны находится в зоне действия работающей машины с шарнирной стрелой или с телескопической вышкой.

4.39. Работы по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ с использованием машины с шарнирной стрелой (с одной или двумя корзинами) на автомобильном или железнодорожном ходу или машины с телескопической вышкой должны производить не менее чем двое работников (не считая машиниста или оператора), один из которых должен иметь квалификацию электромонтера-линейщика не ниже 3-го тарифного разряда.

При этом в каждой корзине может находиться только один человек.

Работники должны соблюдать следующие требования:

выполнять работы, стоя на дне корзины, закрепившись стропом (фалом) предохранительного пояса;

переходить из корзин на опоры, конструкции и обратно только с разрешения ответственного руководителя работ. При этом работник должен быть непрерывно закреплен предохранительным поясом;

при подтягивании кабеля не прикреплять к стреле и корзинам лебедки или полиспасты;

следить за тем, чтобы корзины не касались опоры или конструкций, а также не располагались внутри углов, образуемых проложенным или протягиваемым кабелем;

производить работы при условии хорошей видимости машинистом или оператором находящихся в корзинах работников и наличии между ними устойчивой акустической связи; при невозможности обеспечения хорошей видимости рядом с машиной с шарнирной стрелой или телескопической вышкой должен находиться работник, передающий машинисту или оператору команды на перемещение корзины (корзин);

только находящийся в корзине работник может отдавать команды машинисту или оператору о выполнении операции по подъему, остановке, опусканию и повороту стрелы, подъему или опусканию телескопической вышки.

4.40. Машинист или оператор, выполняющий работы по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ вблизи действующей ВЛ, должен иметь группу по электробезопасности для электротехнического персонала не ниже II. Машинист или оператор может производить работы вблизи ВЛ только при наличии наряда.

4.41. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы в случае соприкосновения корзины, стрелы машины или телескопической вышки с токоведущими частями, находящимися под напряжением, машинист или оператор принял меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отвел подвижные части машины от токоведущих частей на расстояние не менее 1 м (при напряжении до 35 кВ).

Не допускается спускаться с машины на землю или подниматься на машину, а также прикасаться к ней, стоя на земле, если машина остается под напряжением или ее подвижные части не отведены от токоведущих частей на безопасное расстояние.

Ответственный руководитель работ должен инструктировать машиниста или оператора машины с шарнирной стрелой или машины с телескопической вышкой о том, что при возникновении пожара на машине или механизме, находящимся под напряжением, он должен спрыгнуть на землю, соединив ноги и не касаясь руками машины и земли, а затем удалиться от машины на расстояние не менее 8 м, не отрывая одну ступню от другой.

4.42. Не допускается приближаться к оборвавшемуся на действующей линии и лежащему на земле проводу на расстояние менее 8 м - для линий напряжением до 220 кВ и менее 15 м - для линий напряжением выше 220 кВ.

4.43. Работы по сборке кронштейнов и анкерных устройств следует выполнять на обочине железнодорожного пути с соблюдением габаритов приближения строений (для участков со скоростным движением поездов - не ближе 5 м от ближнего рельса). Запрещается производство работ по сборке кронштейнов и анкерных устройств на железнодорожных путях и в междупутье.

4.44. Выполнение работ по установке кронштейнов и анкерных устройств, подвеске раскаточных роликов, протяжке трос-лидера с изолированных или заземленных рабочих площадок автомотрис (дрезин) на перегонах и станциях, а также в тоннелях и на мостах с ездой понизу следует производить по наряду со снятием напряжения с контактной сети и со всех проводов на месте производства работ и их заземлением в установленном порядке с одновременным закрытием железнодорожного пути для движения подвижного состава.

4.45. Применяемый для протяжки кабеля трос-лидер должен быть изготовлен из неэлектропроводного материала.

4.46. При выполнении работ по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ в местах, где контактная сеть находится под напряжением, запрещается поднимать вышки дрезины или автомотрисы, шарнирную стрелу машины, а также находиться на монтажной площадке дрезины или автомотрисы.

4.47. При выполнении работ по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ с использованием дрезин и автомотрис на их монтажных площадках должны быть подняты и закреплены ограждения.

4.48. При технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ запрещается:

подниматься на монтажные площадки дрезин и автомотрис и находиться на них под действующей контактной сетью;

подниматься и спускаться с площадок во время их подъема или опускания, во время движения дрезины, автомотрисы;

работать вне ограждений монтажной площадки без закрепления предохранительным поясом.

Работники могут выходить на монтажные площадки дрезин и автомотрис только по разрешению машиниста, которое он дает по указанию ответственного руководителя работ.

4.49. Перемещение дрезины или автомотрисы при выполнении работ по установке кронштейнов и монтажных роликов, протяжке трос-лидера и раскатке кабеля должно производиться только по указанию ответственного руководителя работ.

4.50. Если существует возможность подъема на опоры с применением машины с шарнирной стрелой или телескопической вышкой, работы по анкеровке ВОК и перекладке ВОК с раскаточных роликов в поддерживающие зажимы должны производиться, как правило, без использования подъемных площадок автомотрис (дрезин) и занятия перегона в "окна".

4.51. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы работники, не участвующие в установке конструкций, протяжке трос-лидера и прокладке кабеля, а также в верховых осмотрах ЛКС ВОЛП ЖТ, не находились на площадке автомотрисы или дрезины, на раскаточной платформе.

4.52. Платформы на железнодорожном ходу с катушками трос-лидера и барабанами с ВОК при протяжке трос-лидера и кабеля должны быть закреплены с обеих сторон тормозными башмаками.

4.53. Для исключения травмирования работников площадки для размещения устройств для установки и торможения катушек с трос-лидером, тяговой лебедки, подъемно-тормозного устройства с кабельными барабаном, кабельных домкратов должны быть ровными и горизонтальными. На площадках не должны находиться посторонние предметы. Продольная ось лебедки на пневмоходу должна совпадать с линией протяжки ВОК.

4.54. Установка домкратов должна производиться так, чтобы исключалось их раскачивание во время вращения барабана.

Каждый домкрат устанавливается на деревянных подкладках, которые должны выступать за основание корпуса домкрата.

Домкрат должен устанавливаться так, чтобы винт или рейка занимали строго вертикальное положение.

Диаметр стальной оси, на которой вращается барабан с кабелем, должен соответствовать их массе. Ось должна ложиться на головки домкратов по всей их длине и располагаться строго горизонтально.

Масса барабана с кабелем, приходящаяся на один домкрат, не должна превышать грузоподъемности домкрата, указанной в его паспорте.

4.55. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы снятые доски обшивки барабана были уложены в стороне от места работы так, чтобы исключить нанесение травмы выступающими гвоздями. Внутренний конец кабеля должен быть закреплен на щеке барабана.

После снятия обшивки боковые поверхности и торцы щек барабана осматриваются, удаляются, забиваются или загибаются оставшиеся гвозди, удаляются или закрепляются расколотые доски щек барабана.

4.56. Лебедки, подъемно-тормозные устройства, кабельные домкраты, механизмы и приспособления, применяемые при прокладке ВОК, а также снятая с барабанов обшивка должны располагаться с соблюдением габарита приближения строений.

4.57. Во избежание самопроизвольного перемещения подъемно-тормозное устройство с кабельным барабаном следует закреплять на площадке с помощью анкеров, забиваемых в грунт.

Лебедка на пневмоходу должна быть закреплена надежным соединением с буксирующим транспортным средством либо с анкерами.

4.58. Во избежание травмирования работников при соскальзывании ВОК с роликов необходимо следить за тем, чтобы ролики большого диаметра размещались на опорах в начале и конце трассы прокладки ВОК, а также в местах ее поворотов.

4.59. ВОК при прокладке должен сходить с верха барабана.

При протяжке трос-лидера и кабеля обязательно должны быть предусмотрены тормозные устройства для снижения скорости вращения катушки с трос-лидером или барабана с кабелем или их остановки (в том числе при возникновении аварийных ситуаций). Исправность тормозных устройств следует проверять до начала работ.

4.60. При выполнении работ по протяжке трос-лидера по роликам подъем на опору по лестнице или нахождение на монтажной площадке допускается только при снятии напряжения в контактной сети и проводах, расположенных ниже кронштейнов и устройств для анкеровки кабеля, и заземления проводов со снятым напряжением.

4.61. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы при прокладке и закреплении кабеля на опорах соблюдались следующие требования:

на участках, расположенных в кривых пути или на угловых опорах высоковольтных линий автоблокировки, работник находился на опоре с внешней стороны угла поворота кабеля;

работник не находился со стороны трос-лидера, наматываемого на барабаны кабестана лебедки и со стороны кабеля, сходящего с барабана;

работники располагались сбоку или сзади лебедки или барабана с кабелем.

4.62. Ответственный руководитель работ должен контролировать прохождение узла стыковки трос-лидера с кабелем через монтажный ролик. При прохождении узла стыковки через монтажный ролик скорость протяжки должна быть снижена.

4.63. Присоединение крюков обойм полиспастов или лебедок к монтажным натяжным зажимам или анкеровочным устройствам при закреплении кабеля следует производить с применением инвентарных типовых стропов. Во время анкеровки кабеля запрещается находиться под ним и анкеровочными устройствами.

После вытяжки кабеля полиспастом у места закрепления ведущего троса полиспаста должен находиться работник.

4.64. При производстве работ на опорах со снятым напряжением в контактной сети и наличием напряжения в контактной сети смежного электрифицированного железнодорожного пути запрещается: выполнять погрузку и разгрузку длинномерных грузов; находиться на вышке дрезины или автомотрисы при выезде на перегон или при возвращении на станцию; разворачивать монтажные вышки дрезин и автомотрис в сторону смежного действующего электрифицированного железнодорожного пути; тянуть ведущую ветвь полиспастов в сторону действующего электрифицированного железнодорожного пути.

4.65. При выполнении работ на опорах искровые промежутки, диодные заземлители должны быть зашунтированы медной перемычкой сечением не менее 50 кв. мм. Провода волновода должны быть заземлены в установленном порядке.

4.66. Протяжка трос-лидера с применением поводков с земли без подъема на опору выполняется по категории работ "вдали от частей, находящихся под напряжением". При этом поводки должны быть из диэлектрического шнура, пропитанного водоотталкивающим составом, или лески из полимерного материала. Концы поводка следует закреплять на опоре на высоте 1,8 - 2,0 м от земли.

4.67. При выполнении работ по протяжке трос-лидера и ВОК без перерыва в движении поездов необходимо следить за тем, чтобы трос-лидер и ВОК не выходили за габарит приближения строений и соблюдались необходимые расстояния при сближении с наземными коммуникациями и сооружениями.

4.68. Если кабельный барабан и лебедка размещаются за габаритом установки опор контактной сети в сторону "поля", а трос-лидер уже проложен, прокладку ВОК допускается производить без снятия напряжения в контактной сети и без перерывов в движении поездов при условии, если работники, участвующие в прокладке ВОК, не поднимаются на опоры. При этом следует снимать напряжение в проводах, находящихся ниже трос-лидера и ВОК.

4.69. Лебедка и раскаточный барабан, расположенные при производстве работ ближе 5 м от ближайшего рельса, должны заземляться на тяговый рельс в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог, утвержденными МПС России 5 апреля 2000 г. N ЦЭ-750. Если это расстояние превышает 5 м, заземление лебедки и раскаточного барабана производится в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации этих механизмов.

4.70. Работы по протяжке трос-лидера и ВОК без занятия железнодорожного пути и перерыва в движении поездов могут выполняться только при наличии сигналистов, назначаемых ответственным руководителем работ. При приближении подвижного состава следует прекратить работы и отойти на расстояние не менее 5 м от ближайшего рельса.

4.71. Протяжка трос-лидера и ВОК с применением тягово-тормозных модулей с поворотными устройствами, расположенных на автомотрисах (дрезинах) и платформах на железнодорожном ходу, должна производиться со снятием напряжения в контактной сети и в других проводах и их заземлением.

4.72. Металлические части лебедок и раскаточных барабанов на пневмоходу, установленных на автомотрисах (дрезинах), платформах на железнодорожном ходу, должны соединяться с рамами указанного подвижного состава заземляющим проводником сечением не менее 25 кв. мм по эквиваленту меди.

4.73. Работы по протяжке трос-лидера и ВОК по опорам одноцепных и двухцепных высоковольтных линий автоблокировки следует выполнять после снятия напряжения со всех проводов, подвешенных на опорах этих линий (в том числе с обеих цепей двухцепных линий), и заземления этих проводов.

4.74. Подъем на опоры высоковольтно-сигнальных линий автоблокировки с проводами под рабочим напряжением 110 - 220 В разрешается в том случае, если расстояние между опорой и этими проводами составляет не менее 0,8 м. Если это условие не соблюдается, напряжение с этих проводов должно быть снято, а провода заземлены в установленном порядке.

При установке кронштейнов, анкерных устройств и раскаточных роликов, протягивании трос-лидера, монтаже анкерных и поддерживающих зажимов, закреплении кабельных муфт и формировании и закреплении запаса кабеля обязательно должно быть снято напряжение со всех сигнальных проводов с напряжением более 24 В, кроме проводов двойного снижения напряжения, которые следует изолировать с применением электроизоляционных материалов или средств защиты.

4.75. Для координации действий работников, выполняющих прокладку ВОК по опорам контактной сети или линий автоблокировки, они должны быть обеспечены радиостанциями, осуществляющими двустороннюю связь.

4.76. Перед протяжкой трос-лидера и ВОК ответственный руководитель работ должен проверить наличие раскаточных роликов на каждой опоре.

4.77. Перед прокладкой кабеля по жестким поперечинам должно быть снято напряжение со всех контактных подвесок и всех ВЛ, закрепляемых на жесткой поперечине, а все провода заземлены в установленном порядке.

4.78. При установке на опоре контактной сети в зоне работ поперечного секционного разъединителя его шлейф, находящийся под напряжением, должен быть отключен от контактной подвески и заземлен.

4.79. Не допускается производить работы по подвеске кабелей (в том числе при устройстве переходов через железнодорожные пути) до переустройства негабаритных пересечений с проводами ВЛ любого напряжения.

4.80. Работы по техническому обслуживанию, восстановлению или ремонту ЛКС ВОЛП ЖТ в охранной зоне действующей ВЛ следует производить после выполнения работниками подразделения ОАО "РЖД", эксплуатирующего эту ВЛ, отключения и заземления линии вблизи места производства работ.

4.81. Работы по установке кронштейнов, анкерных устройств, подъему и закреплению кабельных муфт, формированию и закреплению запасов кабеля на расстоянии менее 2 м от контактной сети и проводов линий автоблокировки, находящихся под напряжением, может выполнять только персонал ЭЧ по категории "вблизи частей, находящихся под напряжением". Приближение к опасным элементам на расстояние менее 0,8 м запрещено. Установку конструкций, прокладку и закрепление кабеля в зажимах необходимо выполнять в этом случае со снятием напряжения.

4.82. Перерезание ВОК, измерение стрелы провеса, измерение габаритов подвески ВОК и снятие посторонних предметов с ВОК производится, как правило, без выключения напряжения в контактной сети и проводах, подвешенных на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки, с применением специальных устройств с электроизолирующими штангами и натяжными шнурами, выдержавшими механические и электрические испытания, с непросроченной датой очередного испытания.

Звенья электроизолирующей штанги должны иметь ограничительные кольца из изоляционного материала у границы с рукояткой изолирующей части звена. Наружный диаметр ограничительного кольца должен превышать диаметр рукоятки не менее чем на 10 мм.

4.83. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы при перерезании ВОК, измерении стрелы провеса, измерении габаритов подвески ВОК и снятии с ВОК посторонних предметов с использованием специальных устройств с электроизолирующими штангами соблюдались следующие требования:

работники не должны браться за штангу выше ограничительных колец;

работники не должны касаться резаком или штангой консолей, проводов контактной сети или других проводов, подвешенных на опорах контактной сети или линии автоблокировки;

работники, не принимающие участия в разрезании кабеля, не должны находиться в пролете с перерезаемым кабелем;

в месте проведения работ не должны находиться посторонние лица;

работы с устройством должны выполняться при нормальных климатических условиях, при скорости ветра не более 10 м/с;

работы с устройством не должны производиться в среде, содержащей токопроводящую пыль и агрессивные газы повышенной концентрации, а также при дожде, тумане, снегопаде;

при приближении подвижного состава устройство для перерезания ВОК или измерения стрелы провеса и высоты подвески ВОК, горизонтальную и упорную штанги следует положить на землю с соблюдением габарита приближения строений, а работникам отойти на безопасное расстояние.

4.84. Работники, выполняющие перерезание ВОК, измерение стрелы провеса и высоты подвески ВОК, а также снятие с ВОК посторонних предметов с применением специальных устройств с электроизолирующими штангами, должны быть обеспечены СИЗ - касками, диэлектрическими перчатками, ботами, ковриками, защитными очками.