1. Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования охраны труда для работников, занятых текущим содержанием централизованных стрелочных переводов (далее - ЦСП) при выполнении работ по очистке стрелочных переводов, водоотводов, лотков, кюветов и других обустройств от снега, льда, растительности, смазке стрелок и крестовин, а также при закреплении, замене отдельных болтов, шурупов, костылей, противоугонов и других видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации ЦСП.

На основе настоящей Инструкции в дистанциях пути должны разрабатываться инструкции по охране труда для работников, занятых текущим содержанием ЦСП, учитывающие местные условия и специфику деятельности.

1.2. К самостоятельной работе по текущему содержанию ЦСП допускаются мужчины, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности. Вновь принимаемые на работу работники должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим при вводном инструктаже.

Работники, использующие в работе электроинструмент, должны пройти специальное обучение и проверку знаний и иметь группу по электробезопасности не ниже II.

1.3. Работник при приеме на работу должен пройти обучение и проверку знаний в объеме своих обязанностей:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях;

Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД";

обязанностей сигналиста (в случае включения в состав бригады в качестве сигналиста);

должностных инструкций и инструкций по охране труда.

1.4. В процессе работы работник должен проходить:

все виды обучения, инструктажей и проверки знаний по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД", а также обязательные периодические медицинские осмотры.

1.5. Работник должен знать:

Трудовой кодекс Российской Федерации в объеме должностных обязанностей;

Правила внутреннего трудового распорядка;

безопасные приемы выполнения работ при текущем содержании ЦСП;

требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ;

требования системы информации "Работник на пути";

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

особенности станции, расположение и нумерацию ЦСП, негабаритные места;

места расположения ЦСП, находящиеся в условиях плохой видимости и слышимости и меры безопасности при выполнении работ на них;

сигналы пожарной тревоги, места расположения средств пожаротушения, средств управления противопожарным оборудованием (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре), типы первичных средств пожаротушения и правила пользования ими;

места расположения средств связи и номера телефонов для вызова пожарных подразделений в случае загорания;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

места хранения аптечки первой помощи с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.6. Работник должен:

выполнять работу только входящую в его должностные обязанности или порученную мастером (бригадиром), старшим группы (далее - руководитель работ);

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, приспособления, инструмент, инвентарь, материалы, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ, сигналиста и выполнять его команды;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы рабочего времени и времени отдыха;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.7. Работнику запрещается:

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от руководителя работ целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться неисправными средствами индивидуальной защиты;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

наступать на электрические провода и кабели;

производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя электроинструмента и электрооборудования;

находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.8. Во время работы на работника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав, автомобильный транспорт и другие транспортные средства;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения железнодорожного пути (далее - пути);

пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибрации;

физические перегрузки при очистке стрелочных переводов от снега и перемещении тяжестей вручную.

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов.

1.9. При работе на открытом воздухе в холодный период года при низких температурах для предотвращения переохлаждения и обморожения работник должен пользоваться регламентированными перерывами для обогрева, а в теплый период года при повышенной температуре воздуха - перерывами на отдых.

Продолжительность таких перерывов определяется внутренним трудовым распорядком дистанции пути в зависимости от тяжести работ и интенсивности движения поездов.

При работе на открытом воздухе в холодный период года при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей.

1.10. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать 15 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до двух раз в течение часа) не должна превышать 30 кг. Перемещение тяжестей на расстояние более 25 м и массой более 30 кг должно проводиться с использованием средств механизации. При перемещении вручную длинномерных грузов (бревна, балки, рельсы) должны использоваться специальные захваты, при этом масса груза, приходящаяся на одного работника, не должна превышать 40 кг.

1.11. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работники должны обеспечиваться специальной одеждой (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам железнодорожного транспорта в зависимости от выполняемых работ.

В районах распространения гнуса, комаров, клещей работники должны обеспечиваться репеллентами, а также противомоскитными сетками и спецодеждой, обеспечивающими защиту от укусов насекомых.

Работник, получающий СИЗ (противогаза, защитных очков, респиратора, каски защитной, наушников противошумных), при проведении первичного и повторных инструктажей по охране труда должен получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки работоспособности и исправности этих СИЗ, а также пройти тренировку по их применению.

1.12. На работах, связанных с загрязнением рук трудно смываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, химическими веществами раздражающего действия, работникам должны выдаваться мыло или жидкие моющие средства, защитные средства, регенерирующие, восстанавливающие кремы и очищающие пасты для рук.

1.13. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной.

1.14. Работники должны следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.15. Работники должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

выполнять правила противопожарного режима, не допускать действий, которые могут привести к пожару;

выполнять требования инструкций по обеспечению пожарной безопасности;

не подходить с открытым огнем к железнодорожному подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями;

пользоваться электронагревательными приборами только в специально оборудованных для этих целей местах.

1.16. Принимать пищу следует в специально оборудованных местах.

1.17. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станция) работник должен проходить по установленным маршрутам служебных, технологических проходов, пешеходным дорожкам, настилам, мостам, тоннелям, переездам, быть предельно внимательным в местах постоянного роспуска составов и производства маневров.

Проходить к месту работ и обратно вдоль железнодорожного пути необходимо под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника (старшего группы) в стороне от пути или по обочине земляного полотна. При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава следует отойти на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях движения более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин до прохода поезда.

При удаленности места производства работ от места сбора работников приезжать на место производства работ необходимо на транспорте в соответствии с порядком, установленным в структурном подразделении региональной дирекции.

1.18. При нахождении на железнодорожных путях работник должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается железнодорожный подвижной состав;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти по середине разрыва;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки безопасности.

При нахождении на железнодорожном пути и в непосредственной близости от него во время следования работников к месту работы и обратно, а также при производстве работ, работникам запрещается пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами.

Пользоваться мобильными телефонами разрешается в случаях крайней необходимости, связанных с обеспечением безопасности движения, несчастными случаями, пожарами, предотвращением террористических и противоправных действий.

Переговоры по личным мобильным телефонам допускаются только во время перерывов в работе и нахождении работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/ч и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.

Работы на электрифицированных участках руководитель работ должен организовать так, чтобы исключалась возможность приближения работников и используемых ими приспособлений и ручных инструментов к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушных линий электропередачи на расстояние менее чем 2 м, а также прикосновение к электрооборудованию как непосредственно, так и через какие-либо предметы.

Руководитель работ должен обеспечить соблюдение безопасных приемов, особенно при работах с длинными предметами.

1.19. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

наступать на концы железобетонных шпал;

подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб стрелочного перевода;

переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, железнодорожным подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами и сцепками, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приспособления, приборы и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории железнодорожной станции и других подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении поездов, железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.

1.20. Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.21. После выхода из помещения в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время пока глаза привыкнут к темноте.

1.22. При получении травмы, заболевании, ухудшении своего здоровья, в том числе проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) работник должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другим работником следует прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно сообщить о несчастном случае руководителю работ или вышестоящему руководителю.

О любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, работник должен немедленно известить руководителя работ или вышестоящего руководителя.

1.23. Работники, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.