I. Общие требования

I. Общие требования

1.1. Настоящие Правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают основные требования охраны труда для работников хозяйства перевозок Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".

Правила содержат требования к организации производственных (технологических) процессов, производственных помещений и площадок, рабочих мест и к оборудованию на железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах (далее - железнодорожная станция), диспетчерских центрах управления перевозками (далее - центр) - (далее все вместе - подразделения).

Правила разработаны на основе Трудового кодекса Российской Федерации [1], Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте [111], Правил по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта [112], Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [3], Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107], межотраслевых правил по охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда и санитарных правил.

1.2. Наряду с настоящими Правилами работники хозяйства перевозок должны соблюдать требования Трудового кодекса Российской Федерации [1], нормативных правовых актов по охране труда, стандартов Системы стандартов безопасности труда, законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД".

Перечень нормативных правовых и технических документов, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в Приложении.

1.3. Требования безопасности труда, учитывающие местные особенности условий работы в каждом подразделении, отражаются для работников хозяйства перевозок, применительно к их профессиям (должностям), в инструкциях по охране труда, которые должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке с учетом мотивированного мнения соответствующего профсоюзного органа.

При организации выполнения отдельных видов работ и технологических процессов, применении методов работ, материалов, технологической оснастки, инструмента, инвентаря, оборудования, требования к безопасному выполнению и применению которых не регламентированы Правилами по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107], руководителем структурного подразделения должны быть разработаны и утверждены инструкции по охране труда, не противоречащие требованиям Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107], Правил по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте [111] и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Инструкции по охране труда в подразделениях разрабатываются с учетом используемого технологического оборудования, в соответствии с Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда [2], Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда [85], на основе межотраслевых и типовых инструкций по охране труда, нормативных документов ОАО "РЖД" и настоящих Правил.

У руководителя подразделения должен постоянно храниться полный комплект инструкций по охране труда для работников, а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем структурного подразделения дирекции управления движением (далее - структурное подразделение), либо лицом им уполномоченным.

Инструкции по охране труда должны находиться на рабочих местах, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

В структурном подразделении у специалиста по охране труда (в отделе, секторе) должны храниться контрольные экземпляры (оригиналы) всех действующих инструкций по охране труда.

1.4. Организация работы по охране труда в хозяйстве перевозок должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, законодательством Российской Федерации, стандартами и нормативными документами ОАО "РЖД".

Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить безопасность производственных процессов и работ по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, безопасную эксплуатацию технологического оборудования в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, в том числе посредством реализации мер, разрабатываемых на основе регулярно проводимых работ по выявлению, анализу и оценке опасностей и профессиональных рисков.

1.5. При производстве работ на работников хозяйства перевозок могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав;

движущиеся транспортные средства, участвующие в технологических процессах (операциях);

движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях деталей, инструментов и оборудования;

электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения;

подвижные части технологического оборудования (движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

падающие с высоты и разлетающиеся предметы и инструмент;

расположение рабочих мест на высоте относительно поверхности земли (пола), которое может вызвать падение работника с высоты;

запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочих местах;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

наличие электромагнитных полей промышленной частоты;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

химическое воздействие вредных веществ на организм работника;

психофизиологическое воздействие на организм работника - нервно-психические и физические перегрузки (перемещение тяжестей вручную при закреплении подвижного состава) или при выполнении работ стоя (неудобная рабочая поза при сопровождении железнодорожных составов и др.).

При возникновении аварийных ситуаций на работников могут воздействовать опасные факторы взрыва и пожара и вредные, сильнодействующие и ядовитые химические вещества перевозимых грузов - при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вредными химическими веществами.

При работе на персональной электронной вычислительной машине (ПЭВМ) (персональном компьютере (ПК) на работников могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

повышенные уровни электромагнитного излучения;

повышенная яркость светового излучения;

напряжение зрения и внимания.

1.6. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны помещений подразделений, территории железнодорожных станций, путей необщего пользования, обслуживаемых работниками железнодорожных станций, не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных СанПиН 1.2.3685-21 [57], и ГОСТ 12.1.005 [31].

1.7. Показатели микроклимата (температура, относительная влажность воздуха и скорость движения воздуха, температура поверхностей, интенсивность теплового облучения) на рабочих местах в производственных помещениях должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548 [62], СНиП 31-03 [55], СНиП 41-01 [56].

Гигиенические требования к режиму работ в холодный период года на открытой территории или в неотапливаемом помещении устанавливаются согласно методическим рекомендациям МР 2.2.7.2129-06 Физиология труда и эргономика. Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях [66].

1.8. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003 [29], СН 2.2.4/2.1.8.562 [64], ГОСТ 12.1.012 [33] и СН 2.2.4/2.1.8.566 [65].

1.9. Освещенность рабочих мест в помещениях и на территории железнодорожных станций должна соответствовать требованиям СНиП 23-05 [54], ГОСТ Р 56852 [52].

На железнодорожных станциях показатель ослепленности осветительных установок не должен превышать Р = 800.

Освещенность рабочих мест на сортировочных и крупных участковых железнодорожных станциях установлена:

на железнодорожном пути и в горловинах парков приема и отправления, на сортировочных и вытяжных путях, а также в транзитных парках - не менее 5 люкс на поверхности земли;

на пути надвига состава на горку, тормозных позициях на подгорочных путях (вагонные замедлители, башмакосбрасыватели) на расстоянии 250 - 300 м от первой разделительной стрелки, а также в хвостовой горловине сортировочного парка, на ремонтных путях - не менее 10 люкс на поверхности земли;

на участке расцепки вагонов на горке - не менее 10 люкс на вертикальном вдоль оси пути уровне 1 м от поверхности земли и горизонтальном - на поверхности земли;

на вершине и спускной части горки - не менее 10 люкс (вертикальная вдоль оси пути на уровне 3 м и горизонтальная на поверхности земли).

Освещенность рабочих мест на остальных участковых железнодорожных станциях установлена:

на железнодорожном пути и в горловинах приемо-отправочных и сортировочных парков, на маневровых и вытяжных путях и на пути необщего пользования с большим объемом грузовой работы - не менее 5 люкс на поверхности земли;

на путях транзитных парков - не менее 3 люкс на поверхности земли;

в горловинах сортировочных парков (в местах работы составительских бригад, кондукторов (главных) грузовых поездов, регулировщиков скорости движения вагонов и дежурных стрелочных постов) - не менее 10 люкс на поверхности земли.

Освещенность рабочих мест на железнодорожных путях и горловинах промежуточных железнодорожных станций, имеющих погрузочно-выгрузочные сооружения и устройства, установлена не менее 2 люкс на поверхности земли.

Освещенность рабочих мест на железнодорожных путях пассажирских и технических железнодорожных станций должна быть не менее 5 люкс на поверхности земли и не менее 10 люкс на поверхности земли на специализированных ремонтных путях в пунктах формирования оборота и в пунктах технического обслуживания (ПТО).

Освещенность рабочих мест на железнодорожных путях и горловинах остальных железнодорожных станций установлена не менее 1 люкса на поверхности земли.

Территории железнодорожной станции с телевизионным обзором должна быть освещена не менее 10 люкс на поверхности земли.

1.10. Обеспечение пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов, содержанию объектов и устройств должно осуществляться в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [5], ГОСТ 12.1.004 [30], ГОСТ 12.1.010 [32], Правилами противопожарного режима в Российской Федерации [4] и ГОСТ Р 12.3.047 [44].

В производственных, административных помещениях руководитель подразделения обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

На объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель подразделения обеспечивает наличие планов эвакуации работников при пожаре.

На объекте с ночным пребыванием людей руководитель подразделения обеспечивает наличие инструкции о порядке действий дежурного персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного работника), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

1.11. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в исправном состоянии и находиться на видных (общедоступных) местах. Доступ к ним в любое время суток должен быть беспрепятственным. Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

Обеспечение первичными средствами пожаротушения помещений, вагонов-тренажеров и других объектов, находящихся в ведении дирекций управления движением и их структурных подразделений, должно соответствовать требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации [86].

1.12. Для производственных помещений (зданий), эксплуатируемых дирекциями управления движением и их структурными подразделениями, в соответствии с СП 12.13130 [63] должны быть определены категории взрывопожарной и пожарной опасности.

1.13. При выборе и установке электрооборудования в производственных помещениях структурных подразделений должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок [6].

1.14. В производственных помещениях, зданиях, на технологическом оборудовании и территории подразделений в местах, где могут быть источники опасности для работников, должны быть установлены (нанесены, вывешены) знаки безопасности, сигнальная разметка, сигнальные цвета и предупреждающая окраска в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 [45].

1.15. Эксплуатация производственного оборудования и электроустановок должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.2.061 [42], ГОСТ 12.1.030 [35], ГОСТ 12.2.007.0 [37], Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей [7], Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок [8], стандартом ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" [89].

1.16. Общие требования к содержанию помещений, где для работы используются ПЭВМ, должны соответствовать ГОСТ 12.2.061 [42], СП 2.2.3670-20 [61].

1.17. Организация и выполнение технологических процессов работы железнодорожных станций должны соответствовать государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, межотраслевым и отраслевым правилами и нормам, настоящим Правилам и другим нормативно-техническим и технологическим документам по соответствующим процессам. Все технологические процессы работы железнодорожных станций должны содержать требования безопасности к организации и выполнению конкретных работ, операций и соответствовать ГОСТ 3.1120 [26] и настоящим Правилам.

Согласно Положению о железнодорожной станции [99] железнодорожная станция работает в соответствии с технологическим процессом (технологической картой - для промежуточной станции) работы железнодорожной станции, отражающим оптимальное использование технических средств и устройств с применением методов и приемов работы при нормальных условиях эксплуатации.

Абзацы третий - четвертый исключены. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 21.04.2021 N 846/р.

Единые требования к содержанию, разработке, согласованию, утверждению, выверке и изменению в технологические карты работы промежуточных железнодорожных станций регламентированы Порядком разработки, согласования, утверждения и ведения технологической карты промежуточной станции ОАО "РЖД" [100].

1.18. Для работников хозяйства перевозок железнодорожных станций составляются инструкционно-технологические карты, в которых устанавливаются конкретные обязанности, права и ответственность работников при выполнении технологических операций, нормы времени на эти операции, используемые устройства, инструменты и приспособления, режим труда и отдыха. Данные карты утверждает руководитель структурного подразделения.

1.19. Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожных станциях должны осуществляться в соответствии с Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов [9], Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок [87], Правилами по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [3].

1.20. Весенние и осенние смотры состояния зданий и сооружений, в которых расположены рабочие места работников железнодорожных станций (подразделений), проводятся порядком, установленным в регионах. При проведении проверок руководствоваться стандартом СТО РЖД 09.012-2016 [72].

Абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 23.08.2019 N 1846/р.

1.21. К самостоятельной работе, связанной с движением поездов, допускаются работники хозяйства перевозок, достигшие возраста восемнадцати лет (согласно Перечню [17]), прошедшие профессиональную подготовку, инструктаж, обучение по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой (для работников, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда), проверку знаний по специальности и требований охраны труда, соответствующих выполняемым работам, не имеющих медицинских противопоказаний к работе.

Лица, моложе 18 лет, не допускаются к занятию должностей и профессий в хозяйстве перевозок согласно Перечню тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет [17]: дежурного по железнодорожной станции, дежурного по парку железнодорожной станции (далее - дежурный по парку), дежурного по сортировочной горке, дежурного станционного поста централизации, дежурного стрелочного поста, диспетчера маневрового железнодорожной станции (далее - диспетчер маневровый), диспетчера по регулированию вагонного парка, диспетчера поездного, станционного диспетчера, оператора поста централизации, оператора при дежурном по станции, оператора при маневровом диспетчере железнодорожной станции, оператора сортировочной горки, регулировщика скорости движения вагонов, сигналиста, составителя поездов и его помощника (далее - составитель поездов), кондуктора (главного) грузовых поездов, доставщика поездных документов.

Женщины не допускаются к занятию должностей и профессий в хозяйстве перевозок: регулировщик скорости движения вагонов, составитель поездов, кондуктор (главный) грузовых поездов согласно Перечню производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин [16].

1.22. При организации выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, руководитель структурного подразделения обеспечивает проведение обучения работников безопасным методам и приемам выполнения указанных работ и проверки знания требований охраны труда.

Перечень профессий (должностей) работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом руководителя структурного подразделения.

К работам, выполняемым непосредственно на железнодорожных путях, допускаются работники, прошедшие в установленном порядке согласно стандарту ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения" [92] и Положение о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" [90], обучение и проверку знаний правил и инструкций по охране труда в объеме их должностных обязанностей одновременно с проверкой знаний по Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [74], Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации [75], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации [76] и других нормативных актов, устанавливающих обязанности работников.

Работники, на которых в порядке полной загрузки рабочего дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, связанных с движением поездов, должны допускаться к работе только после обучения и испытания в знании соответствующих правил и инструкций согласно Порядку совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО "РЖД" [91].

Работники, совмещающие профессии (должности), должны пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).

1.23. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, руководителю структурного подразделения необходимо организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в структурных подразделениях в личных делах работников.

Для работников хозяйства перевозок, как лиц, обеспечивающих безопасность движения поездов, а также выполняющих работы, связанные с выходом на железнодорожные пути, назначается дополнительное обследование согласно Перечню отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией [22].

Руководители структурных подразделений должны осуществлять контроль за своевременностью прохождения медицинских осмотров каждым работником и не допускать их к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

1.24. Руководитель структурного подразделения должен обеспечить обучение работников по охране труда в установленном порядке, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты (для определенных категорий работников), инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

Все вновь принятые работники, впервые выполняющие работы по эксплуатации объектов инфраструктуры в зимнее время года, должны быть обучены особенностям работы в зимних условиях и на период такого обучения распорядительным документом руководителя подразделения закреплены за опытным работником (наставником).

При назначении или переводе работников на работы или должности, связанные с эксплуатацией объектов инфраструктуры на скоростной и высокоскоростной линии, руководитель структурного подразделения должен провести внеплановый инструктаж по охране труда.

1.25. Обучение, проверка знаний и все виды инструктажей по вопросам пожарной безопасности работников хозяйства перевозок должны проводиться в соответствии с Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" [77], стандартом ОАО РЖД "Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД". Организация обучения" [93].

1.26. Руководитель структурного подразделения при технической учебе организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим на производстве.

1.27. Обучение, проверка знаний по электробезопасности и допуск работников, связанных с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок, должны осуществляться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) [6], Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей [7], Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок [8], стандартом ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" [89].

Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности и удостоверение о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

1.28. Техническое обслуживание и эксплуатация автотранспортных средств должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" [21] и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте [20].

1.29. Водители транспортных средств, работа которых связана с пересечением железнодорожных путей на территории железнодорожных станций, могут быть допущены к работе на территории железнодорожной станции после проверки знания (в необходимом объеме) Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации [75], Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [74] и мер безопасности при проследовании переездов, технологических проездов, установленных на железнодорожной станции.

Водитель автомашины должен иметь водительское удостоверение на право управления автотранспортом.

1.30. В структурных подразделениях должны быть оборудованы кабинеты охраны труда и уголки по охране труда, оснащенные наглядными пособиями по охране труда и пожарной безопасности, оборудованием для демонстрации видеофильмов, а также другими устройствами в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [19].

Руководитель структурного подразделения должен организовать информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, о существующем профессиональном риске и его уровне, а также об использовании в целях контроля за безопасностью производства работ приборов, устройств, оборудования и (или) их комплексов (систем), обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ (в случае их использования).

1.31. Предельная норма перемещения грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Методическими указаниями по применению на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта "Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" [67] и Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную [10]. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала норм, установленных соответствующими нормативными документами.

1.32. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работники хозяйства перевозок должны быть обеспечены соответствующими видами специальной одежды (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением [11].

При организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, руководитель структурного подразделения должен принимать меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты запрещается.

Порядок обеспечения и выдачи СИЗ устанавливается локальным нормативным актом руководителя структурного подразделения.

1.33. Выдача, хранение и пользование спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ должны осуществляться в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [104], СТО РЖД 15.020-2019 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Обеспечение средствами индивидуальной защиты" [88].

Работник должен применять предусмотренные виды спецодежды, спецобуви и СИЗ на протяжении всей рабочей смены.

Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, а также характеру и условиям выполняемой им работы.

Работник не должен допускаться к работе без спецодежды, спецобуви и других, необходимых по условиям работы СИЗ. Руководитель смены (работ) должен контролировать правильное использование работниками спецодежды, спецобуви и других СИЗ, в случае неприменения работником спецодежды, спецобуви и других СИЗ, отстранять его от выполнения трудовых обязанностей с оформлением записи в установленном порядке и сообщением руководителю железнодорожной станции для принятия мер.

Руководитель структурного подразделения обеспечивает приобретение за счет средств подразделения и выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию (декларирование соответствия).

Рабочие места должны обеспечиваться коллективными средствами защиты с учетом требований безопасности для конкретных видов работ.

1.34. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях общего и необщего пользования все работники хозяйства перевозок, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами, при этом одежда не должна мешать движениям, пуговицы - застегнуты, в карманах не должно быть посторонних предметов с острыми концами, головной убор не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов.

Руководитель подразделения должен обеспечить нанесение на сигнальные жилеты трафаретов, указывающих принадлежность работника к соответствующему структурному подразделению, согласно требованиям Положения об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути" [94], Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [3].

1.35. Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандартом безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" [18].

Порядок обеспечения смывающими и обезвреживающими средствами устанавливается локальным нормативным актом руководителя структурного подразделения.

1.36. Общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность внутрисменных перерывов, в том числе для обогрева в холодное время года при работе на открытом воздухе, продолжительность работы в ночное время (режимы труда и отдыха работников) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с Трудовым кодексом Российской Федерации [1], Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов [78] и правилами внутреннего трудового распорядка структурного подразделения.

Для выполнения должностных обязанностей дежурных по железнодорожной станции, не требующих их круглосуточного нахождения непосредственно на рабочем месте, применяется дежурство на дому в соответствии с Положением о порядке и условиях организации дежурства на дому (при возможности вызова на работу) или с правом отдыха в специально оборудованной комнате (помещении) дежурных по железнодорожным станциям и начальников железнодорожных станций, несущих сменное дежурство [82].

Работники хозяйства перевозок до начала технологического перерыва в работе должны докладывать дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены) о своем местонахождении и по его окончании - о готовности к работе.

1.37. Не допускается исполнение трудовых обязанностей работниками в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. При выявлении работника, находящегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, он отстраняется от работы и удаляется с территории подразделения порядком, определенным по структурному подразделению.

1.38. Работодатель в процессе работы должен контролировать исполнение работниками хозяйства перевозок следующих требований:

выполнять работу, входящую в их должностные обязанности и порученную руководителями смены или подразделения;

применять безопасные приемы труда при выполнении технологических операций;

содержать в исправном состоянии и чистоте рабочие места, оборудование, инструмент, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указывающих и предписывающих знаков безопасности, надписей, видимых и звуковых сигналов;

быть предельно внимательным в местах движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;

проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода, пешеходным тоннелям, мостам и переходам;

соблюдать режим и правила пожарной безопасности;

знать и соблюдать меры безопасности, порядок, установленный технологической документацией;

выполнять обязанности работника в области охраны труда, установленные статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации [1], включающие в себя:

соблюдение требований охраны труда;

правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты;

личное участие в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции;

прохождение в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты (для определенных категорий персонала), инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий персонала) и проверку знания требований охраны труда;

немедленное извещение своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.

1.39. Работники хозяйства перевозок должны соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить в специально отведенных для этой цели местах (определенных локальным документом по подразделению), имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;

эксплуатировать электробытовое оборудование, разрешенное руководителем структурного подразделения, в соответствии с инструкцией (паспортом) по его эксплуатации;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

1.40. Работникам запрещается:

пользоваться неисправными, самодельными, с незакрепленными и оголенными проводами, поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводки бытовыми электроприборами, выключателями, рубильниками, штепсельными розетками и другим электрооборудованием;

пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электроприборами, не имеющими устройств защиты, без подставок из негорючих материалов;

хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в служебных помещениях;

подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющейся и горючей жидкостью.

1.41. В процессе работы работники должны соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования при хранении и приеме пищи. Принимать пищу требуется в период технологических, обеденных перерывов в специально отведенных для этого местах, имеющих соответствующее оборудование, или столовой (буфете). Перед едой требуется тщательно вымыть руки водой с мылом.

Работникам следует пить кипяченую воду, хранящуюся в специальных закрытых бачках (емкостях), защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование бутилированной воды или некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.42. Работники хозяйства перевозок должны пользоваться устройствами двусторонней парковой связи при выполнении технологических операций, установленных локальными документами железнодорожной станции. При пользовании двусторонней парковой связью необходимо соблюдать регламент переговоров, не допуская излишнего воздействия шума на работников и жителей близлежащих районов. Переговорные колонки двусторонней парковой связи после передачи сообщения следует выключать.

1.43. При нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать следующие требования безопасности:

проходить по специально установленным маршрутам служебного или технологического прохода;

во время прохода по железнодорожным путям проявлять бдительность, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

при проходе вдоль железнодорожных путей на железнодорожной станции следует идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы);

во время прохода по железнодорожным путям распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;

выполнять требования знаков безопасности, звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест указывается в инструкции по охране труда);

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал;

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);

прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует посередине при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м;

следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелочных переводов и предупреждениями, передаваемыми по парковой громкоговорящей связи о маневровых передвижениях подвижного состава;

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах и сильном шуме, создаваемым работающей техникой, проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов;

при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти с железнодорожных путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного железнодорожного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

при нахождении работников на путях железнодорожных станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному железнодорожному пути);

при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска высокоскоростного поезда (более 140 км/ч), при сообщении дежурного по железнодорожной станции работа должна быть прекращена, необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути и не позднее, чем за 10 минут до прохода поезда;

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (лечь) на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям.

При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" [96].

На участках скоростных и высокоскоростных линий железных дорог все работы, в том числе не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр железнодорожного пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов, примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования скоростного или высокоскоростного поезда.

1.44. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить (перебегать) железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной и другими подвижными единицами), или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;

подниматься на подножки вагонов, локомотивов или другого подвижного состава и сходить с них во время движения;

пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;

становиться или садиться на рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов и крестовин;

становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;

наступать на рельсы и концы железобетонных шпал;

находиться на территории железнодорожной станции (путях необщего пользования) в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около опасных мест при проследовании подвижного состава;

находиться в габарите подвижного состава;

протаскивать инструменты и материалы под вагонами;

заходить в межвагонное пространство (руководителям маневровой работы - без предупреждения машиниста локомотива);

пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

1.45. Выходя на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути требуется предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью - пользоваться ручным фонарем. При приближении подвижного состава остановиться и пропустить его.

До выхода на открытый воздух при сильных морозах работникам следует смазать открытые части тела кремом от обморожения на безводной основе.

При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту).

Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах работники должны пользоваться теплозащитной одеждой и теплозащитной обувью. Работникам также должны предоставляться регламентированные перерывы на обогрев, длительность которых определена правилами внутреннего трудового распорядка структурного подразделения.

С приближением грозы рекомендуется укрываться в закрытых помещениях, а при удалении от них - в небольших углублениях на склонах холмов или склонах (откосах) насыпей или выемок. Во избежание поражения молнией нельзя прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам) на расстояние не ближе 10 м. Запрещается находиться во время грозы на возвышенных местах и открытых равнинах, держать при себе или нести инструмент или другие металлические предметы.

При наступлении сложных метеорологических условий (туман, гололед, ледяной дождь, метель, повышенная скорость ветра) руководителем смены перед началом работы (в период работы) производится дополнительное информирование работников.

Производить работу при наступлении сложных метеорологических условий необходимо с принятием дополнительных мер безопасности:

1) при гололеде (ледяном дожде):

посыпать песко-соляной смесью рабочую зону (составителей поездов, регулировщиков скорости движения вагонов), маршрут служебного прохода;

производить роспуск составов с уменьшенной скоростью (под желтый огонь горочного светофора);

запрещается производство параллельного роспуска составов;

2) при тумане (сильном ливне, метели, снегопаде), когда при движении вагонами вперед отсутствует видимость состава в целом - чаще подавать сигналы и указания машинисту локомотива, чаще передавать сигналы и указания по радиосвязи.

1.46. При проведении работ вблизи находящихся на железнодорожных путях охраняемых воинских эшелонов необходимо:

выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;

предъявлять удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;

после разрешения караульного продолжить проход (по решению караульного в его сопровождении).

1.47. При нахождении на электрифицированных участках железных дорог работники подразделений должны соблюдать требования Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи [101].

1.48. На станционных железнодорожных путях, имеющих контактную сеть под напряжением, запрещается:

подниматься на опоры контактной сети, крышу вагона, контейнера или локомотива, находящегося под контактным проводом и воздушными линиями электропередачи;

приближаться самому или с помощью применяемых инструментов и приспособлений к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние ближе 2 м, а к оборванным проводам, касающимся земли - ближе 8 м;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

прикасаться к электрическому оборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;

открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов;

не наступать на электрические провода и кабели.

1.49. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или воздушной линии электропередачи, пересекающих железнодорожные пути, а также свисания с проводов посторонних предметов, работник подразделения обязан об этом немедленно сообщить на ближайший дежурный пункт района контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру или диспетчеру поездному (начальнику железнодорожной станции). До прибытия аварийной бригады района контактной сети опасное место необходимо оградить и принять меры, исключающие приближение людей на расстояние ближе 8 м к месту обрыва провода. Если оборванный провод или другие элементы контактной сети выходят за габарит приближения строений или подвижного состава, это место необходимо оградить, как место препятствия, сигналами остановки в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации [75].

В случае попадания в зону "шагового напряжения" необходимо ее покинуть, соединив ступни ног вместе, не торопясь, перемещаться мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и, не отрывая ног от земли, выходить из опасной зоны.

В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследование электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работники, обнаружившие эту неисправность, обязаны отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда, сообщить об этом дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон и подать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал "Опустить токоприемник":

- днем - повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;

- ночью - повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

1.50. Для обеспечения безопасности работников от поражения электрическим током диспетчерам поездным и дежурным по железнодорожной станции запрещается:

выпускать электроподвижной состав на перегоны в тех случаях, когда с контактной сети прилегающего перегона снято напряжение;

принимать электроподвижной состав или производить на железнодорожной станции маневры с электроподвижным составом с заездом на электрифицированные пути железнодорожной станции, с которых снято напряжение;

на железнодорожных станциях постоянного и переменного тока принимать и отправлять электроподвижной состав, если расположенная впереди поезда секция контактной сети находится под напряжением иного рода тока, чем электроподвижной состав.

1.51. Переключение разъединителей контактной сети, линий автоблокировки и продольного технологического электроснабжения на железнодорожной станции производится в соответствии требований Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи" [101].

1.52. При возникновении пожара вблизи контактной сети необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, руководителю смены и железнодорожной станции, диспетчеру поездному, дежурному энергодиспетчеру или работникам района контактной сети, причастным лицам согласно требованиям инструкции о мерах пожарной безопасности железнодорожной станции.

1.53. Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не допускается браться за раструб огнетушителя и подносить раструб к контактной сети ближе 2 м.

Тушение горящих предметов водой или воздушно-пенными огнетушителями возможно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления в установленном порядке.

Тушение горящих предметов, находящихся на расстоянии более 8 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

1.54. Руководитель подразделения должен обеспечивать постоянный контроль за соблюдением нормативных документов, содержащих требования охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия и соблюдением настоящих Правил. Контроль по охране труда в хозяйстве перевозок должен осуществляться в соответствии со стандартом ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения" [95].

1.55. Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда и разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Гигиенические критерии условий труда в подразделениях устанавливаются согласно Методическим указаниям по применению на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта "Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" [67].

1.56. Руководители структурных подразделений (подразделений) обязаны обеспечивать безопасные условия и охрану труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации [1] и другими нормативными правовыми актами об охране труда, в том числе:

совершенствовать технологические процессы (карты) работ;

обеспечивать укомплектование кабинета охраны труда (уголка охраны труда) нормативными документами, наглядными пособиями и плакатами по охране труда;

обеспечивать своевременное проведение инструктажей, обучения и проверки знаний работниками требований охраны труда;

организовать санитарно-бытовое обслуживание работников;

обеспечить:

безопасную эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, безопасность производственных процессов и используемых материалов, соответствие технологической документации по эксплуатации и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава государственным нормативным требованиям охраны труда;

контроль за соблюдением требований Правил по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта [107], а также настоящих Правил и инструкций по охране труда для работников хозяйства перевозок, применительно к их профессиям (должностям);

создание системы управления охраной труда, проведение специальной оценки условий труда, выявление опасностей и их идентификацию, расчет и оценку профессиональных рисков, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, исключение или снижение профессиональных рисков в соответствии с требованиями нормативных правовых актов [1, 108, 109].

1.57. При производстве работ работники должны соблюдать требования законодательства по охране окружающей природной среды, санитарные правила и нормы.

1.58. При эксплуатации оборудования, транспортных средств, проведении производственных процессов, применении материалов и методов работ, для которых требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими Правилами, следует соблюдать требования нормативных правовых и технических документов, утвержденных в установленном порядке.

1.59. Работники, включая руководителей подразделений, допустившие нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, пожарной безопасности и настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.60. Руководитель структурного подразделения обеспечивает расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев, происшедших с работниками на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм). Перевозка в медицинские организации работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производится транспортными средствами структурного подразделения либо за его счет.

1.61. Руководитель структурного подразделения, исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие настоящим Правилам;

2) в целях контроля за безопасным производством работ дополнительно применять средства, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) средств, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

1.62. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.63. При возникновении угрозы жизни и здоровью работников руководитель подразделения обязан приостановить производство работ, а также эксплуатацию оборудования, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг до устранения такой угрозы.

В случае производства работ на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), перед началом производства таких работ (оказания услуг) необходимо согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории.

1.64. В случае приема на работу инвалида или признания работника инвалидом необходимо создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.