4.1. Требования охраны труда при техническом обслуживании светофоров и релейных шкафов

4.1. Требования охраны труда при техническом обслуживании
светофоров и релейных шкафов

4.1.1. При выполнении работ на светофорной мачте, светофорном мостике должны соблюдаться требования Правил по охране труда при работе на высоте [56] и главы 10 настоящих Правил.

4.1.2. До начала выполнения работ руководитель организации должен организовать проведение технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе обеспечить проведение целевого инструктажа по безопасному выполнению работ в местах повышенной опасности; использованию средств коллективной и индивидуальной защиты.

Выполнение работ по техническому обслуживанию светофоров и релейных шкафов должно быть согласовано с ДСП, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией - с ДНЦ и проводиться в свободное от движения поездов время (промежутке между поездами) или технологическое "окно" с предварительной записью в журнале ДУ-46 о необходимости предупреждения работников о приближении подвижного состава.

4.1.3. При выполнении работ на светофорной мачте, светофорном мостике (консоли) необходимо применять удерживающую привязь (пояс предохранительный безлямочный), защитные каски.

4.1.4. Перед началом работ на мачте светофора необходимо проверить исправность креплений и ступеней светофорной лестницы и мачты, осмотреть фундамент, проверить исправность заземления.

4.1.5. Перед спуском в смотровую люльку необходимо проверить надежность ее крепления к светофорному мостику и исправность ограждения.

4.1.6. Проход на светофорном мостике (консоли) от лестницы до смотровой люльки должен быть огражден перилами высотой не менее 1,1 м. Для спуска с поперечины в люльку должна быть установлена лестница.

4.1.7. Все светофорные мачты должны быть снабжены лестницами, а светофорные мостики и консоли - лестницами и настилами с ограждениями.

4.1.8. Запрещается работать на одной светофорной мачте двум работникам одновременно, находящимся в разных ярусах по одной вертикали, вставать на упоры наклонной лестницы.

4.1.9. Замена ламп светофоров на станции и перегоне должна проводиться в свободное от движения поездов время (при отсутствии поезда перед светофором) или технологическое "окно" после выполнения требований главы 2.4 настоящих Правил.

4.1.10. Замену светового маршрутного указателя следует выполнять в свободное от движения поездов время, выполнив организационные мероприятия, указанные в главе 2.4 настоящих Правил.

В места, где изъяты предохранители (дужки) светового маршрутного указателя, необходимо повесить плакат "Не включать! Работают люди".

4.1.11. Во время движения поездов по железнодорожному пути и смежным железнодорожным путям, к которым относится светофор или маршрутный указатель, все работы на светофорах и световых маршрутных указателях должны быть прекращены.

4.1.12. При работах по окраске светофоров, релейных шкафов и других устройств СЦБ следует применять лакокрасочные материалы в готовом виде (приготовление краски должно осуществляться в мастерской или в подсобном помещении).

4.1.13. При техническом обслуживании мачтовых и карликовых светофоров, релейных шкафов необходимо применять инструмент с изолирующими рукоятками.

4.1.14. Двери релейных и батарейных шкафов перед их установкой должны быть плотно прикрыты и заперты на замок.

4.1.15. Демонтаж или установку светофоров следует производить механизированным способом с помощью крановых установок на железнодорожном ходу, а в местах удобных для подъезда автотранспорта - с помощью кранов на колесном ходу.

4.1.16. Работы, связанные с демонтажем или установкой светофоров, должны производиться в свободное от движения поездов время (в промежутке между поездами) или технологическое "окно" под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ кранами.

4.1.17. При установке светофоров перед подъемом их краном производитель работ должен проверить крепление всех деталей на мачте и запертое положение дверец светофорных головок.

Подниматься на мачту установленного светофора разрешается только после того, как мачта светофора прочно закреплена, а на электрифицированных участках, кроме того, после заземления светофора.

4.1.18. При раздельной установке светофора и фундамента установка мачт может быть начата только после засыпки и утрамбовки грунта вокруг фундамента.

4.1.19. Запрещается находиться под мачтой во время ее подъема или опускания, производить подъем или опускание мачты при сильном ветре, во время дождя, снегопада, при сильном тумане и в темное время суток.

4.1.20. Демонтаж или установка светофоров на электрифицированных участках допускается только при снятом напряжении в контактной сети, заземлении контактного провода работником ЭЧ и получении от него письменного разрешения приступить к работе.

4.1.21. Работы вблизи не отключенных и не заземленных контактной сети и воздушных линий должны быть организованы так, чтобы исключалось приближение работающих, за исключением работников дистанций электроснабжения, на расстояние менее 2 м к проводам этих линий.

4.1.22. Мачтовые светофоры, световые указатели и релейные шкафы должны быть заземлены. На электрифицированных участках железных дорог заземление напольных устройств СЦБ должно выполняться в соответствии с требованиями Инструкции по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах [59], а на участках с автономной тягой - к отдельному заземляющему устройству.

4.1.23. Строповка светофорных мачт с установленными на них светофорными головками должна проводиться в соответствии с требованиями Правил по монтажу устройств СЦБ [58].