I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Правила по охране труда при погрузо-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок (далее - Правила) устанавливают основные требования охраны труда для работников структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" (далее - структурное подразделение), производящих погрузочно-разгрузочные работы, коммерческий осмотр грузовых вагонов (далее - вагон) в составах поездов, контейнеров, осуществляющих очистку и обработку вагонов от остатков грузов и обеспечивающих эксплуатацию весов.

1.2. Обеспечение требований охраны труда работников при погрузочно-разгрузочных работах, коммерческом осмотре поездов, вагонов, контейнеров, очистке и обработке вагонов от остатков грузов, эксплуатации и техническом обслуживании весового хозяйства должно проводиться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1], Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов [7], Правилами по охране труда при работе на высоте [9], другими нормативными правовыми актами, содержащими требования охраны труда, настоящими Правилами, стандартами системы стандартов безопасности труда и нормативными документами ОАО "РЖД".

1.3. Перечень нормативных документов, на которые в тексте Правил даются ссылки, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.

В случаях, когда требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям, организации рабочих мест, эксплуатации оборудования и инструмента, а также при организации и осуществлении технологических процессов не предусмотрены Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов [7], следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также требованиями технической документации заводов - изготовителей оборудования и инструмента.

1.4. При производстве погрузочно-разгрузочных работ, коммерческом осмотре поездов, вагонов, контейнеров, очистке и обработке вагонов от остатков грузов, эксплуатации весов на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003 [22]:

движущиеся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные машины (механизмы);

вращающиеся и подвижные части производственного оборудования;

поднимаемые и перемещаемые грузы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки и заусенцы на грузозахватных приспособлениях, поверхностях грузов, инструмента и оборудования;

вредные, сильнодействующие и ядовитые химические вещества перевозимых грузов;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, высоте, в котловане весов;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).

При возникновении аварийных ситуаций на работников могут воздействовать опасные факторы взрыва и пожара.

К работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

1.5. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на открытых площадках не должны превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005 [26] и ГН 2.2.5.1313 [49].

1.6. Показатели микроклимата (температура, относительная влажность воздуха и скорость движения воздуха, температура поверхностей, интенсивность теплового облучения) на рабочих местах производственных помещений должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548 [50].

1.7. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003 [24], СН 2.2.4/2.1.8.562 [54], ГОСТ 12.1.012 [28] и СН 2.2.4/2.1.8.566 [55].

1.8. Освещенность помещений, мест производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, и открытых площадок должна соответствовать требованиям СНиП 23-05 [44], ОСТ 32.120 [40].

1.9. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 [25], ГОСТ 12.1.010 [27].

1.10. Общие требования к устройству, содержанию помещений, а также организация и ведение технологических процессов по погрузке и разгрузке грузов, коммерческому осмотру, эксплуатации весов должны соответствовать Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации [16], Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте [78], ГОСТ Р 12.3.047 [31].

Пожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения должны содержаться в исправном состоянии и находиться на видных (общедоступных) местах. Доступ к ним в любое время суток должен быть беспрепятственным.

Абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.12.2016 N 2548/р.

1.11. Для производственных, складских помещений и зданий структурных подразделений в соответствии с СП 12.13130 [15] и Ведомственными нормами технологического проектирования "Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности" ВНТП 05 [72] должны быть определены категории взрывопожарной и пожарной опасности.

1.12. Обеспечение первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем различных помещений (участков), весоповерочных вагонов, вагонов - весоизмерительных лабораторий, вагонов - весовых мастерских и других объектов, находящихся в ведении структурных подразделений, должно соответствовать требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации [16].

Помещения (участки), здания и сооружения, находящиеся в ведении структурных подразделений, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации в соответствии с требованиями Ведомственных норм пожарной безопасности ВНПБ 2.02/МПС [75].

Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

1.13. При выборе и установке электрооборудования в производственных помещениях и на открытых площадках структурных подразделений должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок [61].

1.14. В производственных помещениях, на территориях, зданиях, технологическом оборудовании и на местах производства работ, которые могут служить источником опасности для работников, должны быть установлены (нанесены, вывешены) знаки безопасности, сигнальная разметка, сигнальные цвета и нанесена предупреждающая окраска в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 [32], Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта [77].

1.15. Руководитель структурного подразделения должен обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников применительно к их должностям, профессиям или видам выполняемых работ и конкретным условиям труда. Указанные инструкции должны разрабатываться на основе настоящих Правил и в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда [59], межотраслевыми и отраслевыми типовыми инструкциями по охране труда, а также нормативными документами ОАО "РЖД".

1.16. Руководитель структурного подразделения должен иметь в наличии комплект действующих инструкций по охране труда для работников, занятых в подразделении, по всем профессиям (должностям) и видам выполняемых работ. Копии инструкций должны быть вывешены на рабочих местах, участках или находиться в местах, установленных руководителем структурного подразделения.

1.17. При разработке технологических процессов производства работ в части требований безопасности необходимо руководствоваться соответствующими стандартами системы стандартов безопасности труда, строительными нормами и правилами, межотраслевыми правилами по охране труда и настоящими Правилами. Технологические документы (технологические процессы работы, технологические инструкции (карты), маршрутные карты и др.) на различные виды работ в части отражения требований безопасности должны соответствовать ГОСТ 3.1120 [21].

1.18. К самостоятельной работе по погрузочно-разгрузочным работам, коммерческому осмотру поездов и вагонов, очистке вагонов от остатков грузов, эксплуатации (включая техническое обслуживание и ремонт) весов, управлению транспортными машинами, погрузочно-разгрузочными машинами (механизмами) допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие профессиональную подготовку, инструктаж, обучение, стажировку, проверку знания требований охраны труда, соответствующих характеру работ, и не имеющие медицинских противопоказаний. Водители транспортных машин и погрузочно-разгрузочных машин (механизмов) должны иметь удостоверение на право управления этими машинами.

Работники, выполняющие работы на высоте, должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте и иметь соответствующее удостоверение.

1.19. К управлению и техническому обслуживанию грузоподъемных кранов допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, не имеющие медицинских противопоказаний к работе, прошедшие обучение и проверку знаний (аттестацию) в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" [17], Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [64], Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [65].

Работники, допущенные к управлению и техническому обслуживанию грузоподъемных кранов, должны иметь соответствующее удостоверение.

1.20. К выполнению операций по строповке (обвязке, зацепке, подвешиванию на крюк, установке в нужное положение и отцепке) грузов в процессе производства работ грузоподъемными кранами и погрузочно-разгрузочными машинами допускаются работники, обученные профессии стропальщика и имеющие удостоверение на право выполнения стропальных работ.

1.21. К управлению самоходным весоповерочным вагоном (ВПВ) допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие полный курс обучения по специальности, сдавшие квалификационные экзамены, получившие свидетельство на право управления ВПВ и удостоверение на право производства работ с применением грузоподъемных машин и выполнения стропальных работ.

1.22. Работники, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти проверку знаний в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" [93].

1.23. Работники комплексных бригад структурных подразделений, организация труда которых основана на взаимозаменяемости обязанностей грузчиков и механизаторов или выполняющие работы на нескольких типах погрузочно-разгрузочных машин, допускаются к работе по основной и совмещаемой профессиям только после проверки знаний ими соответствующих правил и инструкций и наличии соответствующих удостоверений на право управления этими машинами.

1.24. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ не допускаются работники моложе восемнадцати лет, профессии которых указаны в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет [3].

1.25. Работники структурных подразделений должны проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н [67], и Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на железнодорожном транспорте [73].

Работники, связанные с вредными и опасными производственными факторами, а также работающие в условиях повышенной опасности, должны проходить психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности [4].

Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников структурного подразделения. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть освобождены от работы и направлены на внеочередной медицинский осмотр.

Руководители структурных подразделений должны осуществлять контроль за своевременностью прохождения работниками медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования и не допускать работников к исполнению трудовых обязанностей без их прохождения.

1.26. Обучение по охране труда, проверка знания требований охраны труда работников, все виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) и стажировка должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 [23], Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [58] и Стандартом ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения" [90].

С работниками структурных подразделений должны проводиться противопожарные инструктажи.

Сведения о проведении всех видов инструктажей и стажировки должны регистрироваться в соответствующих журналах регистрации инструктажей по охране труда (при проведении целевого инструктажа в установленных соответствующими правилами случаях - в наряде-допуске на производство работ и журнале учета работ по нарядам и распоряжениям или другой документации, разрешающей производство работ) с указанием даты проведения инструктажа и обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Результаты проверки знания требований охраны труда работников должны быть оформлены в соответствующих протоколах, журналах, а также в личной карточке при поступлении (переводе) на работу.

1.27. К проведению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами с использованием подъемно-транспортного оборудования должны допускаться работники, имеющие опыт работы на данном оборудовании не менее трех лет.

1.28. Работники, допущенные к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны пройти специальное обучение безопасности труда с последующей проверкой знаний, а также целевой инструктаж перед началом работы по правилам обращения с указанными видами грузов. Проверка знаний по безопасности производства работ для этой категории работников должна проводиться один раз в год.

1.29. Обращение с химическими веществами, хранение, транспортировка, удаление и обработка отходов, эксплуатация, ремонт и очистка химического оборудования должны производиться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при использовании химических веществ [6].

При работе с химическими веществами работники должны знать токсические свойства этих веществ, меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при работе с ними.

1.30. К обслуживанию и эксплуатации электроустановок допускается персонал, прошедший обучение и проверку знаний Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей [62], Межотраслевых правил по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок [11] в соответствии с требованиями стандарта "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" [91].

Работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом электроустановок, в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности и удостоверение о проверке знания правил работы в электроустановках.

1.31. При эксплуатации электроустановок руководитель (начальник) структурного подразделения должен назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей структурного подразделения для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.

1.32. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работники структурных подразделений должны быть обеспечены соответствующей сертифицированной специальной одеждой (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением [68].

Выбор средств коллективной и индивидуальной защиты производится с учетом требований безопасности для каждых конкретных видов работ и профессий.

1.33. Выдача, хранение и пользование спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ должны осуществляться в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [56], Порядком обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты [94].

Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть исправны, испытаны, соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

Работники не должны допускаться к работе без специальной одежды, специальной обуви и других необходимых по условиям работы СИЗ. Руководитель работ должен контролировать правильное использование работниками СИЗ и отстранять работников от выполнения трудовых обязанностей в случае неприменения ими СИЗ.

Организация работ, связанная с химической чисткой и стиркой спецодежды, должна соответствовать Межотраслевым правилам по охране труда при химической чистке, стирке [10].

1.34. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях общего и необщего пользования все работники структурных подразделений, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты оранжевого цвета с полосами световозвращающего материала и с нанесенными трафаретами, установленными в ОАО "РЖД".

1.35. В структурных подразделениях должны быть оборудованы кабинеты охраны труда и уголки по охране труда, оснащенные наглядными пособиями по охране труда и пожарной безопасности, оборудованием для демонстрации кинофильмов, видеофильмов и диафильмов, а также другими устройствами в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [57].

1.36. Режимы труда и отдыха работников, занятых погрузочно-разгрузочными работами, коммерческим осмотром поездов и вагонов, очисткой вагонов от остатков грузов, эксплуатацией и техническим обслуживанием весов, должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1], Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов [76] и правилами внутреннего трудового распорядка для работников структурных подразделений, а также конкретными условиями труда для каждого технологического процесса.

Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1] по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

1.37. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станции), территории структурного подразделения работники должны соблюдать Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [5] и следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования пункта 1.38 настоящих Правил;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта.

1.38. При нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

во время прохода по территории железнодорожной станции проявлять бдительность, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения, распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;

проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов;

выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест железнодорожной станции указывается в инструкциях по охране труда для работников, разработанной на железнодорожной станции);

при проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, проволока и другие предметы);

при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти с железнодорожных путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного железнодорожного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска поезда со скоростью движения свыше 140 км/ч, после сообщения о проходе поезда не позднее, чем за 10 минут, работа должна быть прекращена, необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;

при нахождении работников на путях железнодорожных станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному железнодорожному пути);

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (на корточки) или лечь на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом к оси пути, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы и концы шпал;

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);

прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м, посередине разрыва;

следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелок и предупреждениями, передаваемыми по парковой двухсторонней связи о следовании поездов и маневровых передвижениях подвижного состава;

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.

При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" и дополнительные меры безопасности, установленные локальными документами.

При выходе на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений и зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути работнику требуется:

предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода;

в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью - пользоваться ручным фонарем;

при приближении подвижного состава - остановиться в безопасном месте, пропустить его и далее продолжить движение.

1.39. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные и наземные устройства;

подниматься в вагон, локомотив и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, локомотива и других подвижных единиц при их движении;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

при пропуске подвижного состава находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место, в габарите подвижного состава;

заходить в межвагонное пространство;

пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом работы железнодорожной станции.

1.40. При производстве погрузочно-разгрузочных работ, коммерческого осмотра поездов и вагонов, очистке вагонов от остатков перевозимых грузов, эксплуатации весов на открытом воздухе в холодный период года для предотвращения охлаждения и обморожения работники должны пользоваться теплозащитной одеждой и теплозащитной обувью использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева и периодически прерывать работы и заходить в находящееся вблизи от места проведения работ помещение (модульный пункт) для обогрева. Продолжительность однократного перерыва на обогрев в отапливаемом помещении должна составлять 10 - 15 минут.

При температуре воздуха ниже минус 40 °C необходимо предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей. До выхода на открытый воздух при сильных морозах следует смазать открытые участки тела кремом от обморожения (изготовленным на безводной основе). При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту, оборудованию).

Не допускается выполнение работ на высоте:

1) в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;

2) при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях.

При наступлении сложных метеорологических условий (туман, гололед, ледяной дождь, метель, повышенная скорость ветра) руководителем смены перед началом работы (в период работы) производится дополнительное информирование работников.

Производить работу при обледенении, тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, необходимо с принятием дополнительных мер безопасности (с применением песко-соляной смеси для устранения скольжения, дополнительного освещения и других необходимых мер).

При грозе во избежание поражения молнией не допускается прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам) на расстояние менее 10 м, находиться на возвышенных местах и открытых равнинах, держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы. Необходимо укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них - в небольших углублениях на склонах холмов или склонах (откосах) насыпей или выемок.

1.41. Допустимая за смену продолжительность однократного пребывания на открытой территории в холодный период года в различных климатических регионах (поясах) и внутрисменный режим работы на холоде на открытой территории в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра, а также категории работ в различных климатических регионах должны быть установлены для соответствующих профессий работников с учетом конкретных условий и специфики деятельности на основе Режимов труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях [70].

1.42. Исполнение должностных обязанностей работниками структурных подразделений, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, не допускается. Лица, обнаруженные в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, должны немедленно отстраняться от работы и удаляться с территории в соответствии с распорядительным документом структурного подразделения.

1.43. Производство маневровой работы, закрепление и ограждение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях станций должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации [83].

Ограждение места производства работ на железнодорожных путях станций должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации [81].

1.44. Перевозка в медицинские учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами структурного подразделения либо за ее счет.

1.45. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил в структурных подразделениях должен осуществляться в соответствии с требованиями стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения" и Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте" [92].

1.46. Руководители структурных подразделений должны проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах (аттестацию рабочих мест) и разрабатывать планы мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с нормативными документами по охране труда.

1.47. Руководители и работники структурных подразделений, допустившие нарушение требований нормативных документов по охране труда, пожарной безопасности и настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.