1. Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. К работе в качестве слесаря по ремонту котельного оборудования (далее - слесарь) допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, стажировку и проверку знаний по охране труда и электробезопасности.

Не позднее одного месяца после приема на работу слесарь должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

При выполнении дополнительных обязанностей и других видов работ необходимо пройти целевой инструктаж, с отметкой в журнале.

1.2. В процессе работы слесарь должен проходить:

- повторные, не реже одного раза в три месяца, и при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

- периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

- очередную (один раз в год) и при необходимости внеочередную проверку знаний требований охраны труда;

- периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;

- проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.3. Слесарь должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

1.4. Слесарь должен знать:

- воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов и предупреждения несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

- требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте санитарно-технического оборудования;

- общее устройство котлов и котельного оборудования, установленного в котельной;

- правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов в объеме выполняемой работы;

- знаки безопасности и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения;

- место хранения аптечки.

1.5. Слесарь должен:

- выполнять только входящую в его обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;

- применять безопасные приемы выполнения работ;

- применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инвентарь, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены;

- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

- выполнять команды и распоряжения руководителя работ (бригадира);

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителями транспортных средств;

- быть предельно внимательным в местах движения транспорта, проходить по территории депо и железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

- уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

- знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

Слесарь обязан соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка, установленных режимов труда и отдыха.

Работник должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах.

При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения слесарь должен использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.

Не допускается присутствие на рабочем месте посторонних лиц, запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.6. В процессе работы на слесаря могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- ограниченное пространство;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- физические перегрузки;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- движущийся подвижной состав и транспортные средства.

1.7. Слесарь, в соответствии с п. 450 "Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 октября 2008 г. N 582Н, обеспечивается:

Костюм "Механизатор-Л"                                            1
Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве с                  1 пара
металлическим подноском
Перчатки комбинированные или                                    12 пар
Перчатки с полимерным покрытием                                 12 пар
Очки защитные открытые                                        до износа
При выполнении работ по удалению золы
дополнительно:
Костюм для защиты от повышенных температур                   1 на 2 года
Краги спилковые                                                 6 пар
Очки защитные открытые или                                    до износа
Щиток защитный лицевой                                        до износа
Респиратор противоаэрозольный                                 до износа
При работе в неотапливаемых помещениях или на
наружных работах зимой дополнительно:
Куртка на утепляющей подкладке в I поясе                     1 на 3 года
Костюм для защиты от пониженных температур                    по поясам
"Механизатор" во II, III, IV и особом поясах
Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой               по поясам
подошве или
Валенки (сапоги валяные) с резиновым низом                    по поясам

При необходимости, по условиям выполнения отдельных работ, слесарь должен обеспечиваться защитными очками, предохранительным поясом и другими СИЗ.

Слесарю, занятому на работах, связанных с трудносмываемыми загрязнениями (маслами, смазками, нефтепродуктами и др.), выдаются смывающие и обезвреживающие средства для рук в соответствии с постановлением Минтруда и социального развития РФ от 4 июля 2003 г. N 452.

Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках в гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.

Слесарь обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.

1.8. Слесарь должен знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре, а также знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Курить следует только в отведенных и приспособленных для этого местах.

Запрещается:

- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

- подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, аккумуляторным ящикам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;

- прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;

- пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;

- оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

- применять временную, неисправную электропроводку и неисправные электроприборы;

- допускать скопления горючего мусора в производственных помещениях и на рабочих местах;

- загромождать пути эвакуации, проходы и двери мусором, посторонними вещами.

Хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в отведенных для этого местах.

Следует контролировать выполнение требований пожарной безопасности другими работниками.

1.9. В случае получения травмы или заболевания слесарь должен прекратить работу, поставить в известность руководителя (бригадира) и обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников слесарь обязан оказать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях.

Слесарь обязан известить руководителя (бригадира) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, неисправности оборудования, инвентаря, средств пожаротушения, а также нарушении настоящей Инструкции.

1.10. При нахождении на железнодорожных путях слесарь обязан соблюдать следующие требования:

- к месту работы и обратно проходить по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

- при переходе путей на территории железнодорожных станций необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

- при отсутствии специальных проходов переходить железнодорожные пути следует под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях в этом месте нет приближающегося на опасном расстоянии железнодорожного подвижного состава (далее - подвижного состава);

- проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2,5 м от крайнего рельса или посередине широкого междупутья, обращая внимание на движущийся подвижной состав по смежным путям, смотреть под ноги, так как в междупутье могут быть предельные столбики, канавы и другие препятствия;

- при прохождении группой по междупутью идти по одному друг за другом;

- обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

- проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками не менее 10 м;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

- транспортировать запасные части, материалы и другие грузы через пути по транспортным или совмещенным тоннелям, при их отсутствии - по эстакадам или наземным поперечным настилам.

Запрещается:

- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;

- подлезать под подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;

- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;

- переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов и крестовин, а также вагонных замедлителей механизированных или автоматизированных сортировочных горок;

- становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;

- становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

- находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

- находиться под поднятым и перемещаемым грузом;

- ходить внутри колеи и по концам шпал.

Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.

При приближении подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда (остановки) подвижного состава. После этого продолжить проход.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

1.11. Запрещается:

- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легкодоступным токоведущим частям;

- наступать на электрические провода и кабели;

- самостоятельно ремонтировать и регулировать электрооборудование.

Слесарь, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом руководству или на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады необходимо оградить опасное место любыми подручными средствами и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки, согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, как место препятствия.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, выходить из опасной зоны, не отрывая подошвы ног от земли, ширина шага не более 0,1 м.

1.12. При обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, СИЗ и пожаротушения, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, слесарь должен без промедления сообщать об этом руководителю (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю и немедленно принять меры по их устранению.

1.13. Слесарь, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.