ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 января 2013 г. N 20р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОПЕРАТОРА ПО ПУТЕВЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2013 года прилагаемую Инструкцию по охране труда для оператора по путевым измерениям ИОТ РЖД-4100612-ЦП-037-2012.
2. Начальникам дирекций инфраструктуры, руководителям причастных подразделений ОАО "РЖД" довести до сведения работников и обеспечить изучение вышеуказанной Инструкции.
Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.ЦЕЛЬКО
Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 11 января 2013 г. N 20р
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОПЕРАТОРА ПО ПУТЕВЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ
ИОТ РЖД-4100612-ЦП-037-2012
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая Инструкция по охране труда устанавливает основные требования при выполнении работ оператором по путевым измерениям (далее - оператор).
В дистанциях пути на основе настоящей Инструкции с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда для оператора.
К работе оператора допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательное предварительное (при поступлении на работу) медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение с получением соответствующего свидетельства, стажировку, проверку знаний требований охраны труда.
При перерыве в работе по профессии более 1 года оператор до прохождения стажировки по охране труда должен пройти обучение по охране труда.
Оператор должен иметь I группу по электробезопасности.
Не позднее одного месяца после приема на работу оператор должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.
1.2. Оператор в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации;
Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;
Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений;
должностной инструкции и настоящей Инструкции по охране труда.
1.3. В процессе работы оператор должен проходить:
повторные инструктажи по охране труда - не реже одного раза в три месяца;
внеплановые и целевые инструктажи по охране труда - в установленном порядке;
противопожарные инструктажи;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшим - не реже одного раза в год;
периодические и внеочередные медицинские осмотры;
проверку знаний (в объеме своих обязанностей) нормативных документов, указанных в пункте 1.2 настоящей Инструкции, - в установленные сроки.
1.4. Оператор должен знать:
правила внутреннего трудового распорядка;
безопасные приемы выполнения работ;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, а также порядок ограждения внезапно возникшего на железнодорожном пути препятствия для движения поездов;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;
сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
способы оказания первой помощи пострадавшим;
правила пользования противогазом или самоспасателем (при работе в тоннеле) и ухода за ними;
требования настоящей Инструкции.
1.5. Оператор обязан:
выполнять работу только входящую в его должностные обязанности или порученную руководителем;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте оборудование, инструмент, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
при выполнении работы следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ и выполнять его команды;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, объявлений по громкоговорящей связи, световых и звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;
быть внимательным в местах движения транспорта;
соблюдать требования пожарной безопасности;
уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха.
1.6. Современные путеизмерительные тележки (далее - тележки) обслуживаются одним оператором. В качестве сопровождающего руководителя работ назначается начальник участка, дорожный мастер или бригадир пути. Руководитель работ должен иметь мобильную телефонную связь, ключи от телефонов технологической связи (телефонную трубку для пользования этой связью) и комплект радиостанций для связи с сигналистами.
1.7. Оператору запрещается:
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
наступать на электрические провода и кабели;
находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
оставлять тележку на пути без присмотра, даже кратковременно.
1.8. Во время работы на оператора могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;
повышенная запыленность, загазованность и задымленность воздуха, в том числе в зоне работы путевых машин;
пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инструмента и металлических частей верхнего строения железнодорожного пути;
повышенный уровень шума в зоне работы путевых машин;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях.
1.9. В соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", оператор должен обеспечиваться следующими сертифицированными средствами индивидуальной защиты:
костюмом "Дефектоскопист-Л";
ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве или сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
плащом для защиты от воды;
перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;
перчатками трикотажными;
жилетом сигнальным 2 класса защиты.
Зимой дополнительно:
костюмом для защиты от пониженных температур "Дефектоскопист" (по климатическим поясам);
полушубком (по климатическим поясам), или полупальто на меховой подкладке (по климатическим поясам), или курткой на меховой подкладке (по климатическим поясам);
шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками (по климатическим поясам);
шапкой трикотажной;
рукавицами утепленными (по климатическим поясам), или перчатками утепленными (по климатическим поясам), или перчатками с защитным покрытием, нефтеморозостойкими (по климатическим поясам);
сапогами утепленными юфтевыми на нефтеморозостойкой подошве (по климатическим поясам) или валенками (сапогами валяными) с резиновым низом (по климатическим поясам).
По условиям выполнения отдельных видов работ оператору должны выдаваться и другие необходимые средства индивидуальной защиты.
В районах распространения гнуса, комаров, мошки оператор с целью защиты от них должен обеспечиваться репеллентами, имеющими санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке, а также противомоскитной сеткой и спецодеждой, обеспечивающими защиту от укусов насекомых.
Спецодежда и спецобувь должны быть подобраны по росту и размеру и не должны стеснять движений при работе.
Оператор при получении средства индивидуальной защиты (противогаза, самоспасателя, защитных очков, респиратора) должен получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также пройти тренировку по их применению.
Оператор должен следить за чистотой и исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.
1.10. Оператор должен соблюдать требования пожарной безопасности:
не подходить с открытым огнем к емкостям с легковоспламеняющейся жидкостью;
в помещениях пользоваться исправными бытовыми электроприборами;
курить только в установленных для этого местах.
2. Требования охраны труда при следовании к месту работ
и обратно
2.1. При доставке к месту работы электропоездом, дизель-поездом, дрезиной или автомобильным транспортом (далее - транспортное средство) оператор должен выполнять следующие требования:
2.1.1. Посадку (высадку) на транспортное средство, а также погрузку и выгрузку тележки необходимо производить при полной остановке транспортного средства.
Посадку и высадку из вагонов на станциях и остановочных пунктах следует производить с пассажирской платформы, как правило, в первый тамбур первого вагона.
2.1.2. Погрузка тележки на железнодорожный подвижной состав вне пассажирской платформы на двухпутном перегоне должна производиться со стороны обочины.
2.2 При невозможности доставить работников к месту работ (месту хранения тележки) транспортными средствами проход вдоль железнодорожных путей должен осуществляться:
на перегонах и станциях в стороне от железнодорожного пути или по маршрутам служебного прохода (по пассажирским и грузовым платформам, по обочине земляного полотна) не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия (предельные и пикетные столбики, водоотводные, лотки и другие устройства и сооружения станционного хозяйства);
при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава следует располагаться на расстоянии не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч.
2.3. При невозможности прохода на станции или перегоне в стороне от пути или по обочине земляного полотна (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) допускается проход по пути с соблюдением особой осторожности. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.
На участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров.
На двух- и многопутных участках идти следует навстречу движению поездов.
На однопутных участках и перегонах, не оборудованных автоблокировкой, при определении направления движения поездов и времени их подхода следует руководствоваться выпиской из расписания движения поездов.
2.4. При нахождении на железнодорожных путях оператор должен соблюдать следующие требования безопасности:
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав, дрезина или другое транспортное средство;
при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава и посторонних предметов на междупутье. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;
проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками не менее 10 м;
обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
2.5. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;
подниматься в вагон, дрезину и др. и сходить с него, а также находиться на подножке, лестнице, переходной площадке во время его движения;
прыгать с платформы на железнодорожный путь;
переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, а также в желоба на стрелочном переводе;
при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
подлезать под стоящими вагонами и перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
находиться на междупутье при движении поездов по смежным путям;
находиться на территории станции, дистанции пути в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", при прохождении подвижного состава или специального подвижного состава;
разговаривать по мобильному телефону.
2.6. Выходя на железнодорожный путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий и других сооружений, затрудняющих видимость пути, оператору следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
2.6.1. После выхода из помещения в темное время суток необходимо остановиться и выждать некоторое время, чтобы глаза привыкли к темноте.
2.7. При получении травмы или ухудшении состояния здоровья оператор должен прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя, а также руководителя дистанции пути и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
В случае получения травмы другим работником оператор должен принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, немедленно сообщить о несчастном случае непосредственному руководителю (руководителю дистанции пути).
2.8. При обнаружении нарушений, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, оператор должен немедленно принять меры к устранению нарушений или к ограждению опасного места и без промедления сообщить об этом непосредственному руководителю или руководителю дистанции пути.
2.9. Оператор, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Требования охраны труда перед началом работы
3.1. Накануне оператор должен подтвердить диспетчеру дистанции пути работу согласно графика, а также заявку на выдачу предупреждения и на выделение сопровождающего руководителя работ.
Перед началом работы оператор должен:
надеть исправную спецодежду, спецобувь, застегнуть полы и обшлага рукавов спецодежды на все пуговицы. Поверх спецодежды надеть сигнальный жилет со световозвращающими полосами и надписью со стороны спины, указывающую принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению. Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами;
получить целевой инструктаж руководителя работ о проходе (проезде) к месту проведения работ и обратно, о плане работ, условиях работы, погодных условиях (тумане, метели, дожде, температуре воздуха и т.д.), задымленности, мерах безопасного производства работ и пропуска поездов;
удостовериться у руководителя работ или непосредственно у дежурного по станции о действии предупреждения на работу тележки.
3.2. Оператор должен проверить:
исправность тележки и ее оборудования;
исправность средств радиосвязи в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации;
наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты. Очки защитные и респиратор не должны иметь механических повреждений.
3.3. Перед работой в условиях загазованности (в тоннеле) необходимо осмотреть противогаз (самоспасатель). Убедиться в исправности клапанов, отсутствии внешних повреждений маски, шланга и коробки. Запрещается пользоваться противогазом (самоспасателем) с истекшим сроком испытания.
3.4. О выявленных неисправностях тележки, инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты оператор должен сообщить непосредственному руководителю. До устранения выявленных неисправностей приступать к работе запрещается.
3.5. Перед началом работ на лавиноопасном участке оператор должен получить информацию от руководителя работ о состоянии лавиноопасных участков (лавиноопасной обстановке).
4. Требования охраны труда во время работы
4.1. Общие требования
4.1.1. Оператор должен производить работу по утвержденному графику.
4.1.2. Перед выходом на путь оператор должен убедиться через руководителя работ в том, что поданная накануне заявка на выдачу предупреждений на поезда принята к исполнению, а при работе на станции - сделана запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46 о месте и времени работы тележки.
4.1.3. Оператор должен:
оградить путеизмерительную тележку днем щитом, окрашенным с обеих сторон в красный цвет, или красным флагом, а при плохой видимости - фонарем на шесте с красным огнем в обе стороны;
осуществлять измерения навстречу ожидаемому движению поездов.
4.1.4 При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава оператор и сопровождающие его работники, оказавшиеся на пути следования подвижного состава, должны убрать тележку за габарит подвижного состава и отойти с путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч.
4.1.5. На скоростных или высокоскоростных участках, работа на пути и искусственных сооружениях должна быть прекращена не менее чем за 20 мин. до прохода скоростного или высокоскоростного поезда по расписанию. Тележка должна быть убрана на обочину за габариты приближения подвижного состава. Не позднее чем за 10 мин. до прохода скоростного или высокоскоростного поезда, следующего со скоростью более 140 км/ч, работники должны отойти на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса.
4.1.6. Исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 12.02.2015 N 329р.
4.1.6. Такой же порядок должен соблюдаться и при пропуске скоростного поезда и по соседнему пути. Место схода с пути определяется руководителем. Как правило, это обочина или, на станции, широкое междупутье.
4.1.7. Возобновлять работы разрешается только после прохода поезда. Если поезд по расписанию не проследовал, выходить на путь и возобновлять работу тележки следует только по команде руководителя работ после выяснения причины и времени проследования опаздывающего поезда.
4.1.8. После прохода поезда перед установкой тележки на путь и возобновлением работы необходимо убедиться в том, что вслед ему или по смежному пути не идет подвижной состав.
4.1.9. Во время работы оператор должен иметь при себе:
красный и желтый сигнальные флаги в чехлах, а при работе в условиях плохой видимости - ручной сигнальный фонарь с показаниями красного и прозрачно-белого огней;
духовой рожок;
одну коробку петард (6 штук) на однопутных и две коробки петард (12 штук) на двух- и многопутпых участках;
аптечку первой помощи с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
выписку из расписания движения поездов на участке работ, а на скоростном (высокоскоростном) участке, кроме этого, - уточненную на день проведения работ выписку из графика движения скоростных (высокоскоростных) поездов.
Руководитель работ должен иметь при себе ключи от телефонов связи и телефонную трубку для пользования этой связью, а также комплект переносных радиостанций для связи с сигналистами.
4.1.10. Петарды должны постоянно находиться в специальных коробках, обеспечивающих их сохранность.
Запрещается:
подвергать петарды ударам и нагреву, вскрывать;
производить припайку к петардам оторвавшихся от них пружин и лапок;
хранить петарды возле огня или отопительных приборов;
пользоваться петардами, если срок их годности истек;
стоять от петард, уложенных на рельсы, ближе 20 м в момент наезда на них подвижного состава.
4.1.11. В холодное время года оператор должен носить теплую одежду и специальную обувь. Спецобувь должна быть подобрана по размеру.
При работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах следует предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей. При сильных морозах до выхода на открытый воздух смазать открытые части тела кремом на безводной основе от обморожения.
Во избежание обморожения при сильных морозах нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам (рельсам, тележке, инструменту и пр.).
4.1.12. Запрещается использование мобильных телефонов во время работы на железнодорожных путях, а также во время следования по железнодорожным путям к месту работ и обратно. Руководитель работ при пользовании мобильной связью должен прекратить работы и сойти с пути на обочину.
4.1.13. Во избежание поражения молнией с приближением грозы необходимо прекратить работу, снять тележку и сойти с пути. Запрещается прятаться под отдельно стоящими деревьями, прислоняться к их стволам, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м. Опасно находиться во время грозы на возвышенных местах, открытых равнинах. Во время грозы следует укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них - в небольших углублениях на склонах холмов или откосах насыпей или выемок.
При грозе запрещается держать инструмент и другие металлические предметы.
4.1.14. На участках пути, оборудованных автоблокировкой, должна использоваться тележка с изолированными от колес осями, чтобы не закорачивать электрическую рельсовую цепь.
Запрещается располагать тележку (при ее стоянке) на изолирующих стыках.
4.1.15. После обработки обочин и междупутий железнодорожного пути реагентами по уничтожению растительности следует пользоваться противогазоаэрозольными респираторами.
4.2. Требования охраны труда при работе на станциях
4.2.1. Работу с тележкой на сортировочных, горочных путях и путях подгорочных парков следует производить только во время перерывов в роспуске вагонов или с закрытием пути (по согласованию с дежурным по станции, горке и соответствующей записью в журнале ДУ-46).
4.2.2. При работе на станциях тележка должна быть ограждена красным сигналом на шесте (днем щитом, окрашенным с обеих сторон в красный цвет, или красным флагом, а при плохой видимости - фонарем на шесте с красным огнем в обе стороны).
4.2.3. Тележка должна быть ограждена сигналистами, идущими впереди и сзади нее на расстоянии не менее 50 м в пределах видимости. При работе тележки на пути закрытом для движения поездов сигналисты не выставляются.
4.2.4. При работе тележки на стрелочном переводе остряки должны быть заблокированы с помощью специального вкладыша или закладкой.
4.3. Требования охраны труда при работе на перегонах
4.3.1. Перед выходом на путь оператор должен убедиться через руководителя работ в том, что поданная накануне заявка на выдачу предупреждений на поезда принята к исполнению.
4.3.2. Выводить тележку на перегон оператор должен по команде руководителя работ. Оператор и сопровождающие его работники на перегоне должны быть ограждены сигналистами, идущими впереди и сзади группы на расстоянии тормозного пути поезда (в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне) от ограждаемой группы.
Запрещается начинать работу менее чем за 30 минут до прохода поезда, движущегося со скоростью более 140 км/ч (в том числе скоростного и высокоскоростного).
4.3.3. Движение с тележкой должно осуществляться навстречу движению поездов.
4.3.4. Тележка должна быть ограждена красным сигналом на шесте (днем щитом, окрашенным с обеих сторон в красный цвет, или красным флагом, а при плохой видимости - фонарем на шесте с красным огнем в обе стороны).
На двух- и многопутных участках допускается следование тележки по правильному пути при закрытом для движения поездов пути. При этом тележка должна иметь:
днем - прямоугольный щит, окрашенный с передней стороны в белый цвет и с задней стороны - в красный цвет;
при плохой видимости (туман, снегопад, дождь) - спереди прозрачно-белый огонь и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.
4.3.5. При работе в условиях плохой видимости (в крутых кривых, выемках, в лесной местности, а также в туман, метель и других условиях, ухудшающих видимость и слышимость) оператора и сопровождающих его работников должны ограждать два сигналиста, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии Б, установленном для проверяемого участка в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов.
При этом у руководителя работ должна быть радиосвязь с сигналистами. Исправность радиосвязи и соблюдение дистанции (расстояния Б) должны контролироваться у каждого пикетного и километрового знака.
При неисправности радиосвязи сигналисты должны находиться в пределах зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд при установленной скорости движения до 140 км/ч включительно был виден им на расстоянии не ближе 500 м от движущейся группы. В тех случаях, когда расстояние от движущейся группы до сигналиста и расстояние видимости от сигналиста до приближающегося поезда в сумме составляют менее 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты, движущиеся между основным сигналистом и группой, для повторения сигналов, подаваемых основным сигналистом.
4.3.6. В стесненных местах, где расположенные по обеим сторонам от пути высокие платформы, здания, заборы и крутые откосы выемок не позволяют разместить тележку сбоку от пути и отойти на необходимое расстояние от крайнего рельса, а также в снежных траншеях, не имеющих ниш для укрытия работников, работу следует производить в технологическое "окно" в графике движения поездов или планировать работу так, чтобы заблаговременно, до прохода поезда прекратить работу и снять тележку с пути.
4.4. Требования охраны труда при работе на мостах, путепроводах, в тоннелях и других искусственных сооружениях
4.4.1. Контроль состояния рельсовой колеи на главных путях осуществляется мобильными средствами (путеизмерительным вагоном или мотрисой). Тележки работают на станционных и малодеятельных главных путях, где не работают мобильные средства.
В стесненных условиях (на мостах, путепроводах, в тоннелях, а также на подходах к ним, в выемках с подпорными стенами и с другими сооружениями), когда нет возможности работникам разместиться в стороне от рельсовой колеи на время прохода поезда, работа тележки без закрытия пути для движения поездов запрещается.
В исключительных случаях работу тележки в стесненных условиях следует планировать таким образом, чтобы снять тележку и выйти за пределы этих сооружений не позднее, чем за 5 минут до прохода поезда при скорости до 120 км/ч, и не позднее, чем за 10 минут при скорости более 120 км/ч.
4.4.2. Если нет возможности завершить работу тележки к моменту прохода поезда, работу следует выполнять в технологическое "окно" или при закрытом для движения поездов пути.
4.4.3. При наличии в пределах сооружения укрытий (ниши, камеры, площадки-убежища), оператор и сопровождающие его работники должны перед проходом поезда прекратить работу, установить тележку за пределами габарита подвижного состава, в ближайшем укрытии не позднее, чем за 5 минут до прохода обычного поезда (за 10 мин - скоростного).
При невозможности убрать тележку за пределы габарита подвижного состава производить работу без закрытия движения поездов и без ограждения опасного участка сигналами остановки запрещается.
4.4.4. На скоростных (высокоскоростных) участках железной дороги на мостах, путепроводах, в тоннелях, а также на подходах к ним, в местах расположения крутых откосов выемок, подпорных стен и других сооружений работникам запрещается находиться в пределах таких сооружений при проходе скоростного (высокоскоростного) поезда.
4.4.5. В исключительных случаях, при работе тележки в тоннеле, при пропуске путевых машин, дрезин, дизель-поездов, поездов на тепловозной и паровозной тяге, а также при стойкой задымленности тоннеля для защиты органов дыхания оператор и сопровождающие его работники должны пользоваться самоспасателями или противогазами с аэрозольными фильтрами.
4.4.6. В тоннеле разрешается находиться только во время работы. В обеденный перерыв и по окончании работы оставаться в тоннеле запрещается.
4.4.7. При работе в тоннеле оператор должен при себе иметь электрический карманный фонарь, противогаз или самоспасатель.
4.5. Требования охраны труда при работе на лавиноопасных и скально-обвальных участках
4.5.1. Перед проверкой участка возможного схода снежных лавин руководитель работ с помощью бинокля должен определить возможность безопасной работы. Оператор и сопровождающие его работники, включая сигналиста, идущего впереди группы, должны снять тележку с пути и отойти на обочину земляного полотна.
4.5.2. Оператору и сопровождающим его работникам проходить лавиноопасный участок пути одновременно с сигналистами запрещается. При проходе сигналистом, идущим впереди, лавиноопасного участка пути оператор и сопровождающие его работники, стоя на обочине пути, должны наблюдать за сигналистом и состоянием снежных масс на склоне и снежных карнизов. При начале движения снежных масс следует сообщить сигналисту о необходимости немедленно покинуть опасное место.
4.5.3. Выходить на путь и продолжать работу оператор и сопровождающие его работники должны только после прохода лавиноопасного участка пути сигналистом. После прохода оператора и сопровождающих его работников лавиноопасный участок пути проходит сигналист, ограждающий группу сзади.
При работе на лавиноопасном участке железнодорожного пути оператор и сопровождающие его работники должны иметь при себе включенные радиомаячки или лавинные шнуры.
При отсутствии радиомаячков проходить лавиноопасный участок пути следует с распущенными лавинными шнурами, соблюдая другие меры, предусмотренные инструкцией, утвержденной руководителем структурного подразделения для этого участка.
4.5.4. Производить работу на лавиноопасном участке следует в интервалах между движением поездов. При невозможности своевременного выхода за пределы снежной траншеи (после очистки пути снегоочистителем) для пропуска поезда оператор и сопровождающие его работники должны снять с пути тележку и укрыться в нишах снегового откоса.
4.5.5. В солнечные дни весной (до схода снега со склонов) в пределах лавиноопасных участков пути работу следует производить в первой половине дня (до 12 часов местного времени).
4.5.6. На скально-обвальном участке оператору и сопровождающим его работникам останавливаться под скальными нависаниями и козырьками на время пропуска поезда и в других необходимых случаях запрещается.
4.5.7. В целях предупреждения несчастных случаев в лавиноопасный период работать во время снегопада, метели, дождя, продолжительной (более двух суток) оттепели, в условиях плохой видимости запрещается.
5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
5.1. Действия оператора при возникновении аварии или аварийной ситуации
5.1.1. При выполнении работ могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
обрыв контактного провода или провода воздушной линии электропередачи;
сход подвижного состава с рельсов;
нарушение целостности верхнего строения пути, могущее привести к сходу подвижного состава, в том числе излом рельса;
загромождение пути обвалом, отдельными обломками скального грунта или снежной лавиной.
При возникновении аварийной ситуации оператор должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания или, при отсутствии руководителя работ, принять меры к ограждению опасного места сигналами остановки, по оказанию помощи пострадавшим и по извещению дежурного по станции или поездного диспетчера о случившемся.
5.1.2. На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или каким-либо инструментом к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек, для пропуска обратного тягового тока в обход места излома.
5.1.3. При обнаружении оборванного провода контактной сети или провода воздушной линии электропередачи, а также свисающих с них посторонних предметов необходимо немедленно принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом дежурному по станции и энергодиспетчеру дистанции электроснабжения.
Запрещается прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.
До прибытия работников дистанции электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м.
Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, следует выходить из опасной зоны, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.
В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушной линии электропередачи выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, как место препятствия.
5.1.4. При попадании кого-либо из работников в снежную лавину другие работники должны:
проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поиска;
сообщить о случившемся по имеющимся средствам связи начальнику или диспетчеру дистанции пути и немедленно приступить к спасательным работам;
после обнаружения и осмотра пострадавшего сообщить начальнику или диспетчеру дистанции пути, а также, по возможности, в ближайшее медицинское учреждение о полученных пострадавшим травмах и приступить к оказанию ему первой помощи.
5.1.5. При попадании в снежную лавину работнику следует:
закрыть рот и нос шарфом или шапкой, чтобы избежать удушья от снега;
стараться пропустить лавину, чтобы оказаться в ее хвосте;
стараться сохранить положение головы против движения лавины;
при погружении в лавинный снег прикрыть лицо руками и опустить его вниз;
при торможении лавины, которое сопровождается сжатием снега, создать в снегу как можно большую полость перед лицом;
сохранять спокойствие и не кричать, так как крик не слышен через снег;
пытаться высунуть руку или ногу на поверхность снега, чтобы привлечь внимание спасателей.
5.2. Действия оператора по оказанию первой помощи пострадавшим
5.2.1. Механические травмы
При получении пострадавшим механической травмы, сопровождающейся кровотечением, необходимо срочно провести остановку кровотечения.
Виды кровотечения:
при артериальном кровотечении кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;
при венозном кровотечении кровь темная, не пульсирует.
Способы временной остановки кровотечения в зависимости от вида кровотечения:
наложение давящей повязки;
наложение кровоостанавливающего жгута;
максимальное сгибание конечности;
прижатие артерии пальцами или кулаком.
Порядок оказания первой помощи:
при артериальном кровотечении наложить выше раны кровоостанавливающий жгут или закрутку, движением в направлении от раны протереть кожу вокруг раны спиртом (одеколоном), смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку. Жгут на конечности следует накладывать выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и фиксировать на наружной стороне конечности. После наложения первого витка жгута необходимо убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывать с меньшим усилием. Под жгут (закрутку) обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут (закрутку) можно наложить не более, чем на один час. При длительной транспортировке (через 40 минут в тепле, через 30 минут в холоде) постепенно ослабь жгут (закрутку) на несколько минут до появления на ране капель крови, затем снова затянуть его несколько выше или ниже прежнего места. Под жгут (закрутку) вложить новую записку с указанием времени повторного наложения жгута;
при венозном кровотечении наложить на рану стерильную салфетку и давящую повязку.
Дать пострадавшему обезболивающее средство.
При мелких ранах и ссадинах кожу вокруг них обработать 2% или 5% спиртовым раствором йода, наложить бактерицидный лейкопластырь или повязку стерильным бинтом.
При переломе позвоночника обеспечить пострадавшему полный покой в положении лежа на спине, на жестком щите.
При переломах конечностей произвести обездвиживание сломанной конечности (шинами или любыми подручными средствами - досками, рейками) с фиксацией двух смежных суставов или фиксацией руки к туловищу, ноги к ноге.
При открытых переломах необходимо смазать поверхность кожи вокруг раны 2% или 5% спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку до наложения шины.
Шину располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.
При вывихе необходимо зафиксировать конечность (шиной, рейкой) в неподвижном состоянии.
При растяжении связок наложить на место растяжения тугую повязку и приложить холод.
5.2.2. Термические ожоги
Признаки ожога и порядок оказания первой помощи:
при ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи) следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в течение 10 - 15 минут) или приложить холод на 20 - 30 минут (пакет со льдом, снегом), смазать кремом, вазелином и др.;
при ожоге второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку;
при тяжелом ожоге (некроз тканей) следует наложить на обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего необходимо обильно поить горячим чаем и дать ему обезболивающее средство;
при ожогах второй и третьей степени запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, вскрывать или прокалывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды.
5.2.3. Ожоги кислотами и щелочами
При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть двухпроцентным раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды следует обильно поливать обожженный участок тела чистой водой.
При ожогах щелочами обожженный участок тела следует обмыть водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотами, или обильно поливать чистой водой.
На обожженный участок тела наложить повязку стерильным бинтом и дать пострадавшему обезболивающее средство.
5.2.4. Электротравмы
При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока: отключить электроустановку с помощью выключателя, рубильника, путем снятия предохранителей или разъема штепсельного соединения. При напряжении до 1000 В для освобождения пострадавшего от действия тока можно перерубить провод (разрубая провод каждой фазы отдельно) топором с сухой деревянной рукояткой или отбросить его от пострадавшего сухой палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток.
Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду, если она сухая и отстает от тела. Действовать при этом следует одной рукой, соблюдая меры безопасности, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью электрооборудования. Прикасаясь к пострадавшему, пока он находится под действием тока, оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натянуть рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего прорезиненную ткань (плащ) или сухую ткань. Находясь в зоне растекания тока замыкания на землю оказывающий помощь должен делать мелкие шаги, не отрывая одну ступню ноги от другой.
При напряжении выше 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки и боты и вместо подручных средств действовать изолирующей штангой или изолирующими клещами (при их наличии), рассчитанными на соответствующее напряжение.
Порядок оказания первой помощи:
расстегнуть на пострадавшем одежду;
обеспечить приток свежего воздуха, восстановить дыхание и кровообращение путем проведения ему искусственного дыхания и непрямого массажа сердца (до восстановления пульса и естественного дыхания);
наложить повязку стерильным бинтом на места электрических ожогов;
произвести иммобилизацию (обездвиживание) переломов, вывихов, возникших при падении пострадавшего (шинами, подручными средствами - досками, рейками).
5.2.5. Отравления
При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, дав ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды, а затем напоить молоком и дать выпить 1 - 2 таблетки активированного угля.
При отравлениях кислотами следует тщательно промыть желудок водой, для чего пострадавшему надо дать выпить 7 - 8 стаканов теплой воды и искусственно вызвать рвоту. Эту процедуру следует повторить 4 - 5 раз.
Расход воды при промывании желудка до 10 литров или до выделения чистой промывной воды при рвоте. Затем дать пострадавшему выпить активированный уголь.
При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.
При отравлениях газами не допускается употребление молока, кефира, растительных и животных жиров, так как они усиливают всасывание яда.
5.2.6. Травмы глаз
При ранениях и сильных ушибах глаза (глаз) следует наложить на оба глаза стерильную повязку. Не следует вынимать из глаза пострадавшего попавшие в него предметы, чтобы еще больше не повредить его.
При попадании в глаза пыли, химических веществ или ядовитых технических жидкостей глаза следует обильно промыть слабой струей проточной воды в течение 3 - 5 минут и наложить стерильную повязку.
При ожоге глаз горячей водой, паром промывать глаза не рекомендуется, на глаза следует наложить стерильную повязку.
5.2.7. Переохлаждение
Признаки: озноб, мышечная дрожь, заторможенность и апатия, неадекватное поведение ("как пьяный"), посинение или побледнение губ, снижение температуры тела.
Порядок оказания первой помощи:
укрыть пострадавшего, дать теплое сладкое питье или пищу с большим содержанием сахара;
быстро доставить пострадавшего в теплое помещение. В помещении снять одежду, растереть тело и обложить его большим количеством теплых грелок (пластиковых бутылок с теплой водой). При отсутствии грелок (пластиковых бутылок) укрыть пострадавшего теплым одеялом или надеть на него теплую сухую одежду и продолжать поить теплым сладким питьем.
5.2.8. Обморожения
Признаки обморожения конечностей:
кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек, потеря чувствительности, а при постукивании пальцем - "деревянный" стук. Порядок оказания первой помощи:
доставить пострадавшего в теплое помещение с невысокой температурой. С обмороженных конечностей одежду не снимать;
немедленно укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялом, одеждой.
Нельзя ускорять внешнее согревание обмороженных частей. Тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения.
Дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить двигаться, накормить пострадавшего.
Дать 1 - 2 таблетки анальгина.
Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.
5.2.9. Укусы насекомых, змей и животных
Порядок оказания первой помощи:
удалить жало пчелы, промыть место укуса;
при укусе змеи уложить пострадавшего и обеспечить ему покой. На место укуса наложить повязку (не слишком тугую). При укусе конечности обязательно наложить шину, придать конечности возвышенное положение.
Дать пострадавшему обильное питье (сладкую или подсоленную воду). При потере сознания положить пострадавшего на живот, повернув его голову на бок. При отсутствии дыхания и сердцебиения приступить к реанимации (проведению наружного массажа сердца и искусственного дыхания);
при укусе клеща перед его удалением необходимо приложить к нему на 3 минуты тампон, смоченный бензином или керосином. Затем на клеща (как можно ближе к поверхности кожи) набросить петлю из тонкой прочной нити и, вращая, резко выдернуть его из кожи.
В случае укуса диким животным или собакой необходимо промыть место укуса (царапины), а также кожу вокруг раны водой с мылом, смазать йодом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для проведения курса прививок.
5.2.10. Тепловой или солнечный удар
Признаки: слабость, сонливость, головная боль, жажда, тошнота, возможны учащенное дыхание и повышение температуры, потеря сознания.
Порядок оказания первой помощи:
перенести (перевести) пострадавшего в прохладное место, приложить холод к голове, шее, груди (можно вылить на грудь ведро холодной воды);
при судорогах повернуть пострадавшего на живот, прижать плечевой пояс и голову к полу;
при потере сознания более чем на 3 - 4 минуты повернуть пострадавшего на живот.
5.2.11. После освобождения из снежной лавины пострадавшего необходимо уложить на плотную подстилку.
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, следует:
немедленно освободить от снега рот и нос, ни в коем случае не вливать в рот пострадавшего каких-либо жидкостей до возвращения к нему сознания;
расстегнуть воротник и пояс, затрудняющие дыхание, но не раздевать полностью;
при отсутствии дыхания и пульса надо немедленно применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего, или до прибытия врача;
после того как пострадавший пришел в себя, дать ему выпить что-либо согревающее (горячий чай);
в случае переохлаждения или обморожения пострадавшего при оказании ему первой помощи соблюдать требования пунктов 5.2.7, 5.2.8 настоящей Инструкции.
5.2.12. Во всех случаях поражения электрическим током, получения механических травм, тяжелых термических и химических ожогов, отравлений пищевыми продуктами или ядовитыми жидкостями (газами), обморожения пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее медицинское учреждение.
6. Требования охраны труда по окончании работы
6.1. По окончании работы оператор должен:
очистить узлы тележки от загрязнений и снега и протереть их насухо;
доложить руководителю участка диагностики и диспетчеру дистанции пути о проделанной работе, выявленных замечаниях по проверенному участку пути;
организовать при необходимости зарядку аккумуляторной батареи;
уточнить у непосредственного руководителя и диспетчера дистанции пути задание на следующий день, место сбора, порядок транспортировки или хранения тележки;
убрать тележку, инструмент, инвентарь и средства индивидуальной защиты в кладовую (специальное помещение) для их хранения и запереть дверь на ключ;
снять спецодежду, спецобувь и убрать в шкаф гардеробной.
6.2. Загрязненную и неисправную спецодежду оператор при необходимости должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.
6.3. Для очистки кожи не допускается применение бензина или других токсичных нефтепродуктов.
6.4. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, а также о принятых мерах к их устранению оператор должен сообщить своему непосредственному руководителю и диспетчеру дистанции пути.