1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая Инструкция по охране труда при работе системы для перемещения и укладки путевой решетки и стрелочных переводов PEM 807 P/LEM 460 J (далее - Инструкция) устанавливает основные требования охраны труда для обслуживающего персонала систем для перемещения и укладки путевой решетки и стрелочных переводов PEM 807 P/LEM 460 J (далее - систем PEM/LEM и соответственно машин PEM или LEM) во время производства работ по перемещению и укладке путевой решетки и стрелочных переводов.
1.2. В структурных подразделениях ОАО "РЖД" разрабатывают Инструкцию по охране труда с учетом модификации системы и машин, местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.) и требований:
настоящей Инструкции;
руководства по эксплуатации машин PEM и LEM.
На каждую систему PEM/LEM разрабатывают отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
1.3. За системой PEM/LEM и каждой машиной приказом по структурному подразделению закрепляется постоянный обслуживающий персонал согласно штатному расписанию: машинисты железнодорожно-строительных машин.
Система PEM/LEM состоит из независимых машин PEM, выполняющих роль подъемников и машин LEM, выполняющих роль тележек, которые могут быть объединены в группы машин количеством до шестнадцати штук, управляемых одним машинистом с пульта радиоуправления.
1.4. К самостоятельной работе по обслуживанию системы PEM/LEM, допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:
медицинские осмотры (предварительный, периодический);
вводный инструктаж по охране труда;
первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с практическим показом безопасных приемов и методов работы;
стажировку на рабочем месте;
вводный противопожарный инструктаж;
обучение мерам пожарной безопасности в объеме первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте и пожарно-технического минимума без отрыва от производства в комиссии структурного подразделения;
обучение и проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
В процессе трудовой деятельности машинист должен систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, пожарной и электробезопасности и проходить:
повторные инструктажи по охране труда, правилам пользования и способам проверки исправности коллективных и индивидуальных средств защиты (далее - СИЗ) с тренировкой навыков по их применению - не реже 1 раза в 3 месяца;
внеплановые инструктажи по охране труда;
внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;
повторные противопожарные инструктажи - не реже 1 раза в 12 месяцев;
проверку знаний по электробезопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев;
очередную и при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
При исполнении служебных обязанностей обслуживающий персонал должен иметь при себе (согласно своим обязанностям) служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, удостоверение о проверке знаний по охране труда и предупредительный талон по охране труда.
1.5. Обслуживающему персоналу запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
1.6. Обслуживающий персонал должен знать (в объеме должностных обязанностей):
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;
Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";
Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;
требования настоящей Инструкции;
требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности;
технологию работы;
безопасные методы выполнения поручаемой работы;
порядок применения первичных средств пожаротушения;
инструкцию о мерах пожарной безопасности;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;
правила производственной санитарии и личной гигиены;
правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
правила внутреннего трудового распорядка;
место расположения медицинской аптечки;
устройство и работу оборудования машин PEM и LEM, принципы их взаимодействия в системе PEM/LEM, правила их эксплуатации и ремонта;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ;
порядок безопасной работы вблизи линий электропередачи и контактной сети;
телефоны экстренных служб;
действия при несчастном случае и способы оказания первой помощи пострадавшим;
порядок действий при возникновении аварийной ситуации.
1.7. Обслуживающий персонал системы PEM/LEM в процессе работы обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы при нахождении на железнодорожных путях;
выполнять только входящую в его обязанности работу, а дополнительно поручаемую работу выполнять только после проведения целевого инструктажа по охране труда;
соблюдать технологию работы;
применять безопасные приемы выполнения работ;
носить во время работы спецодежду, спецобувь, защитную каску, содержать их в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться другими СИЗ;
соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;
соблюдать требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности;
обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;
руководствоваться в работе требованиями запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, информационных табличек и пиктограмм нанесенных на машину, надписей, звуковых и световых сигналов;
следить за наличием медицинской аптечки, первичных средств пожаротушения, СИЗ;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций и знать порядок действий при их возникновении;
следить, соблюдая меры безопасности, за исправностью ходовой части, систем, механизмов, предохранительных устройств, пультов управления, средств связи и осветительных приборов;
закреплять машины от самопроизвольного ухода на маршруты следования железнодорожного подвижного состава.
В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", обслуживающий персонал системы PEM/LEM, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:
использовать выдаваемые ему дополнительные СИЗ в соответствии с рекомендациями по их применению;
выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;
при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.
При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, обслуживающий персонал системы PEM/LEM должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.
Обслуживающему персоналу системы PEM/LEM в процессе работы запрещается:
приступать к выполнению новой, не связанной с их прямыми обязанностями, работы без получения от непосредственного руководителя или руководителя работ целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, во время производства работ и нахождении на железнодорожных путях;
пользоваться неисправными СИЗ;
прикасаться к выхлопной трубе при работающем или только что остановленном двигателе;
нарушать требования пожарной безопасности;
исполнять обязанности в болезненном или утомленном состоянии;
допускать пребывание посторонних лиц в зоне работы системы;
оставлять машины с работающими двигателями без присмотра;
включать оборудование, вращающиеся части которого не защищены ограждающими сетками или щитками;
ремонтировать и регулировать электрическое оборудование, радиооборудование и системы безопасности.
1.8. Режим труда и отдыха обслуживающего персонала системы PEM/LEM должен устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.
1.9. Во время работы на обслуживающий персонал системы PEM/LEM могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);
вращающиеся части оборудования;
перемещающиеся система PEM/LEM с путевой решеткой или стрелочным переводом, отдельные движущиеся машины системы;
поднятая над уровнем земли система PEM/LEM с путевой решеткой или стрелочным переводом;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
повышенная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная температура поверхностей оборудования и инструмента;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;
возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;
наличие скользких и неровных поверхностей в рабочей зоне;
напряженность трудового процесса;
тяжесть трудового процесса.
1.10. Обслуживающий персонал системы PEM/LEM должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ (в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением).
комплект "Механик-Л";
ботинки или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;
плащ для защиты от воды;
перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
очки защитные открытые;
каска защитная;
наушники противошумные;
нарукавники из полимерных материалов;
жилет сигнальный 2 класса защиты;
костюм для защиты от пониженных температур "Механик";
шапка-ушанка со звукопроводными вставками;
рукавицы или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;
сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;
сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом климатических поясах или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.
Выдаваемые спецодежда, спецобувь и СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.
Дополнительно обслуживающему персоналу системы PEM/LEM должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудно смываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.
Если хотя бы одна из операций технологического процесса выполняется с применением инструмента ударного действия, все члены бригады должны пользоваться индивидуальными средствами защиты глаз (защитными очками) для предотвращения попадания в глаза твердых частиц. Применять средства защиты глаз при нахождении на расстоянии менее 10 м от работающего с ударным инструментом.
Необходимо применять средства защиты глаз (защитные очки) при пропуске подвижного состава.
1.11. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья обнаруживший должен сообщить о происшествии руководителю работ, поездному диспетчеру или дежурному по станции и непосредственному руководителю. Работники, находящиеся поблизости от пострадавшего должны приступить к оказанию первой помощи.
Пострадавшие работники должны обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
1.12. Обслуживающий персонал системы PEM/LEM должен сообщать руководителю работ обо всех нарушениях, в том числе настоящей Инструкции, обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики, СИЗ.
1.13. Обслуживающий персонал системы PEM/LEM должен соблюдать правила личной гигиены:
хранить личную одежду раздельно со спецодеждой и спецобувью в оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях, в отдельных шкафах;
содержать места для хранения спецодежды и спецобуви в чистоте и порядке;
следить за исправностью спецодежды и спецобуви (обеспечение спецодеждой и спецобувью, их хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);
использовать разрешенные к применению очищающие средства перед и после работ с вредными веществами;
мыть руки с мылом перед приемом пищи;
принимать пищу только в оборудованных для этого местах;
использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.
Запрещается:
использовать для питья воду из случайных источников;
принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;
носить вместо спецодежды широкую одежду или украшения, которые могут зацепиться за рычаги управления или другие детали машины;
хранить спецодежду и спецобувь в не предназначенных для этого местах.
1.14. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях обслуживающий персонал системы PEM/LEM должен соблюдать следующие требования безопасности:
быть одетым в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;
проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода;
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;
пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствие движущегося по смежному пути подвижного состава;
проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;
обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;
проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;
проходить по мосту по исправным тротуарам или настилам;
сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава. Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:
не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;
не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;
не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин. до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).
При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.
Запрещается:
находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах отмеченных знаками "Негабаритное место";
выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;
наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
ходить по концам шпал;
переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;
переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;
пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;
садиться и проезжать на подножках подвижного состава;
прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;
стоять на настиле у перил моста, вне площадки убежища, во время прохода подвижного состава;
находиться на территории железнодорожных станций, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.
1.15. При следовании на работу и с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения обслуживающему персоналу системы PEM/LEM следует соблюдать следующие требования:
проходить к месту работы необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному установленным порядком (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);
остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя в темное время суток из помещения или иного ярко освещенного места;
смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;
следить за передвижением подвижных составов и выходить на путь, убедившись в их отсутствии;
следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;
учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.
1.16. Обслуживающий персонал системы PEM/LEM должен соблюдать следующие общие требования электробезопасности:
не наступать на электрические провода и кабели;
не прикасаться к оборванным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования, находящимся под напряжением;
не включать электрооборудование с неисправным заземлением;
следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо, масло и другие жидкости;
следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены;
не заменять плавкие предохранители, промышленного производства, самодельными, некалиброванными, нестандартными.
Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:
приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линий электропередач (далее - ВЛ) на расстояние менее 2 м;
касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;
прикасаться к посторонним предметам, находящимся на проводах контактной сети, ВЛ, независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.
Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода следует считать находящимися под напряжением. К ним нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м. Необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся в район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру.
1.17. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (например, из-за отсутствия СИЗ, сигналистов или квалифицированного руководителя работ, наличие которых обязательно во время производства работ), обслуживающий персонал имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.18. Ответственность за правильную эксплуатацию системы PEM/LEM и за соблюдение требований охраны труда во время ее работы и обслуживания несет руководитель работ, назначенный начальником соответствующего структурного подразделения.
Обслуживающий персонал системы PEM/LEM, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.