2. Термины и определения

2. Термины и определения

2.1. В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1. беспрепятственный доступ: Возможность передвижения без препятствий пассажиров из числа инвалидов самостоятельно или в сопровождении по объектам пассажирской инфраструктуры, вагонам для перевозки пассажиров из числа инвалидов;

2.1.2. вагон для перевозки инвалидов: Специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для пассажиров из числа инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске;

2.1.3. вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, предназначенное для обеспечения посадки (высадки) в вагон (из вагона) с высокой и с низкой пассажирской платформы пассажиров, передвигающихся на креслах-колясках по ГОСТ Р 50602;

2.1.4. доступность (безбарьерность): Свойство здания, помещения, вагона, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой;

2.1.5. зона обслуживания: Часть объекта пассажирской инфраструктуры, организованная и оборудованная для оказания услуг пассажиру, включающая в себя билетные кассы, справочно-информационные службы, залы ожидания, комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка, камеры хранения, санитарно-гигиенические помещения, медицинские пункты, зоны коммерческого использования;

2.1.6. зона размещения пассажиров-инвалидов в вагоне: Пространство внутри пассажирского помещения вагона, предназначенное для размещения пассажиров-инвалидов, в том числе пассажиров-инвалидов передвигающихся в креслах-колясках;

2.1.7. категории инвалидов: Инвалиды с учетом специфических потребностей в помощи выделены в четыре основные категории:

- инвалиды с нарушением слуха (далее по тексту - код Г);

- инвалиды с нарушением зрения (далее по тексту - код С);

- инвалиды, использующие для передвижения кресло-коляску (далее по тексту - код К);

- инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее по тексту - код О);

2.1.8. обследования доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг (далее - обследование): Организационные мероприятия, проводимые для получения достоверной и полной информации об их доступности, безопасности, комфортности и информативности для пассажиров из числа инвалидов;

2.1.9. оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозок железнодорожным транспортом;

2.1.10. пассажиры из числа инвалидов: Пассажиры, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, нарушениями анатомического строения организма, его органов и систем, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

2.1.11. пассажирская инфраструктура: Часть инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечивающая обслуживание пассажиров - технологический комплекс, включающий в себя вокзальные комплексы, остановочные пункты, пассажирские здания, пассажирские платформы, пешеходные переходы, находящиеся на пассажирских станциях;

2.1.12. паспорт доступности: унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг для пассажиров из числа инвалидов;

2.1.13. паспортизация: технология работы по оценке на основе результатов обследования состояния доступности объектов, подвижного состава и оказываемых услуг с целью разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и дальнейшего учета;

2.1.14. пиктограмма: Характерный элемент визуальных коммуникаций, представляет собой знак - символическое графическое изображение, имеющее сходство с отображаемым предметом (объектом, действием, помещением), которое пиктограмма обозначает, выполненный по ГОСТ Р 52131;

2.1.15. разумное приспособление: "Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидам, наравне с другими, всех прав человека и основных свобод" (Конвенция ООН "О правах инвалидов");

2.1.16. ситуационная помощь: Помощь, оказываемая владельцем инфраструктуры и перевозчиком пассажирам из числа инвалидов и временно ограниченными возможностями здоровья с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения на объектах пассажирской инфраструктуры и в поездах для обеспечения условий доступности услуг, предоставляемых пассажирам;

2.1.17. тактильные наземные указатели: Средства отображения информации, представляющие собой рельефную полосу определенного рисунка и цвета, позволяющие инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение. Разделяются по типам на дорожные и напольные, а также на предупреждающие и направляющие;

2.1.18. тактильный знак: Средство отображения информации, рельефное плоско-выпуклое (тактильное) изделие, обеспечивающее слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность к важной информации. Включает знаки доступности, информационные пиктограммы, таблички и иные знаки, изготовленные в соответствии с утвержденными стандартами и сводами правил;

2.1.19. технические требования: Требования, содержащие условия безопасности, правила, общие принципы и характеристики, которые должны быть выполнены при производстве, поставке и приемке продукции, услуги или процесса для соответствия функциональным требованиям;

2.1.20. удельный вес объектов, услуг (доля): Показатель уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов на объектах пассажирской инфраструктуры, вагонах для перевозки инвалидов и поездах дальнего следования (отношение количества объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг, доступных для пассажиров из числа инвалидов к их общему количеству, измеряемый в процентах);

2.1.21. универсальный дизайн: Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. "Универсальный дизайн" не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо (Конвенция ООН "О правах инвалидов");

2.1.22. функциональные требования: Требования, которые устанавливают свойства, характеристики, условия технологического процесса, условия эксплуатации, ограничения и исключения, определяющие требования к производству и эксплуатации продукции, услуги или процесса;

2.1.23. центр содействия мобильности (далее - ЦСМ) ОАО "РЖД": Распределительный контактный центр ОАО "РЖД", осуществляющий информационно-сервисное обслуживание маломобильных пользователей железнодорожного транспорта общего пользования по бесплатному федеральному телефонному номеру и каналам электронной почты, передачу участниками перевозочного процесса заявок на обслуживание маломобильных пассажиров и мониторинг их исполнения;

2.1.24. перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

2.1.25. владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.