8 СТАНДАРТ ОАО. Функционирование Системы управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД"
8.1. Общие положения
Функционирование СУПожБ обеспечивают за счет:
- формирования структуры управления пожарной безопасностью;
- сбора, передачи, обмена информацией и ее анализа;
- расследования причин и учета пожаров;
- оценки пожарных рисков;
- нормативного обеспечения;
- планирования и финансирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
8.2. Структура управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД"
8.2.1. Организационно-функциональную структуру управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД" распределяют по трем уровням:
- первый уровень - аппарат управления ОАО "РЖД";
- второй уровень - РЦКУ и региональные дирекции функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- третий уровень - структурные подразделения РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД".
8.2.2. Первый уровень СУПожБ предусматривает:
- определение перспективных направлений деятельности ОАО "РЖД" в области обеспечения пожарной безопасности;
- определение инвестиционной политики ОАО "РЖД" в области пожарной безопасности;
- разработку и реализацию инновационных проектов;
- нормативно-методическое обеспечение организации работ по пожарной безопасности в ОАО "РЖД";
- анализ пожарной безопасности в ОАО "РЖД";
- взаимодействие с ФОИВ по вопросам разработки нормативных актов в области пожарной безопасности;
- организацию взаимодействия с ФГП ВО ЖДТ России по реализации договорных обязательств;
- взаимодействие с Российскими и международными компаниями по вопросам пожарной безопасности;
- организацию научно-технического развития по вопросам пожарной безопасности в ОАО "РЖД";
- координацию деятельности аппарата управления ОАО "РЖД" с филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД" по вопросам пожарной безопасности;
- организацию деятельности ЦПТК;
- представление в МЧС России сведений по пожарам и последствиям от них для проведения государственного статистического наблюдения в ОАО "РЖД";
- организацию работы по содержанию пожарных поездов.
На первом уровне управления СУПожБ функционирует ЦПТК. В состав ЦПТК входят руководители аппарата управления ОАО "РЖД" и функциональных филиалов.
8.2.3. Второй уровень СУПожБ предусматривает:
- контроль за выполнением договорных обязательств с ФГП ВО ЖДТ России;
- взаимодействие с ФОИВ по вопросам надзорной деятельности в структурных подразделениях РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- обеспечение, формирование и реализацию программ по обеспечению пожарной безопасности;
- формирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- организацию производственного контроля в структурных подразделениях РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- организацию обучения руководителей и специалистов требованиям пожарной безопасности;
- проведение анализа пожарной безопасности объектов защиты в структурных подразделениях РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- координацию деятельности в структурных подразделениях РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД" по вопросам пожарной безопасности;
- обеспечение содержания железнодорожного подвижного состава пожарных поездов;
- контроль за расследованием пожаров в структурных подразделениях РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- организацию проведения противопожарных смотров-конкурсов;
- организацию выполнения требований по обеспечению пожарной безопасности в структурных подразделениях РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД".
На втором уровне управления СУПожБ функционирует РПТК. В состав РПТК входят руководители РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД". Типовое положение о РПТК приведено в приложении Б.
8.2.4. Третий уровень СУПожБ предусматривает:
- организацию расследования случаев пожаров и загораний и разработку мероприятий по их предупреждению;
- организацию производственного контроля по пожарной безопасности;
- внесение предложений для планирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- организацию взаимодействия с подразделениями ФГП ВО ЖДТ России в соответствии с условиями договора;
- обучение работников основных профессий требованиям пожарной безопасности и проведение инструктажей;
- взаимодействие с ФОИВ при проведении надзорных мероприятий;
- организацию деятельности ПТК в структурных подразделениях РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов;
- выполнение требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты ОАО "РЖД";
На третьем уровне управления СУПожБ функционирует ПТК структурных подразделений РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД".
8.3. Обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности
8.3.1. Президент ОАО "РЖД" определяет:
- основные направления деятельности в области пожарной безопасности;
- функциональные обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности.
8.3.2. Первые вице-президенты ОАО "РЖД" в своей сфере деятельности ведут вопросы по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с нормативным актом ОАО "РЖД" о распределении обязанностей.
8.3.3. Старший вице-президент ОАО "РЖД" по инновационному развитию - главный инженер осуществляет общее руководство организацией работы по обеспечению пожарной безопасности в ОАО "РЖД".
8.3.4. Старшие вице-президенты и вице-президенты ОАО "РЖД" в своей сфере деятельности ведут вопросы и несут ответственность за организацию работы по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с нормативным актом ОАО "РЖД" о распределении обязанностей.
8.3.5. Начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" осуществляет свои функции в соответствии с организационно-распорядительным документом ОАО "РЖД".
8.3.6. Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" организует работу и контроль за соблюдением в ОАО "РЖД" требований законодательства Российской Федерации, единых корпоративных норм, правил, регламентов и стандартов в сфере пожарной безопасности.
8.3.7. Правовой департамент ОАО "РЖД" осуществляет правовое сопровождение защиты законных интересов ОАО "РЖД" по вопросам пожарной безопасности.
8.3.8. Департамент управления персоналом ОАО "РЖД" обеспечивает необходимую подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам пожарной безопасности.
8.3.9. Департамент здравоохранения ОАО "РЖД" осуществляет контроль за организацией работы по обеспечению пожарной безопасности и планирование внедрения систем и средств противопожарной защиты в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО "РЖД".
8.3.10. Департамент социального развития ОАО "РЖД" осуществляет контроль за организацией работы по обеспечению пожарной безопасности и планирование внедрения систем и средств противопожарной защиты на объектах социальной сферы ОАО "РЖД".
8.3.11. Руководители РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД":
- осуществляют организацию работы по выполнению требований пожарной безопасности в подведомственных подразделениях;
- обеспечивают своевременный контроль за обеспечением пожарной безопасности;
- формируют и утверждают план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- предусматривают выделение инвестиционных средств и эксплуатационных затрат на обеспечение пожарной безопасности;
- организуют выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований надзорных органов в области пожарной безопасности объектов защиты.
8.3.12. Руководители структурных подразделений РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД":
- обеспечивают выполнение требований пожарной безопасности объектов защиты;
- назначают ответственных за пожарную безопасность в производственных, бытовых, административных и других помещениях объектов защиты;
- обеспечивают работу ПТК;
- организуют выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований надзорных органов в области пожарной безопасности для объектов защиты;
- организуют разработку мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты;
- формируют предложения для включения в программу по обеспечению пожарной безопасности филиалов ОАО "РЖД";
- осуществляют контроль за работоспособностью средств противопожарной защиты;
- организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение работников мерам пожарной безопасности;
- контролируют выполнение требований пожарной безопасности на объектах защиты.
8.3.13. По итогам пожарно-технических обследований, проведенных надзорными органами, руководители структурных подразделения РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД" разрабатывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
8.4. Сбор, передача и обмен информацией
8.4.1. Сбор, передачу и обмен информацией по вопросам пожарной безопасности проводят для формирования банка данных о состоянии объектов защиты, а также для информирования руководства ОАО "РЖД" о функционировании СУПожБ.
8.4.2. Сбор информации, обобщение сведений и представление отчетов по вопросам пожарной безопасности осуществляют по регламентам АСУ ПБ.
8.4.3. Передачу и обмен информацией по вопросам пожарной безопасности осуществляют посредством АСУ ПБ.
8.4.4. Порядок ввода информации в АСУ ПБ по предписаниям МЧС России в области пожарной безопасности, выданным на объекты защиты осуществляют в соответствии с нормативно-распорядительным документом ОАО "РЖД".
8.4.5. Порядок взаимодействия по вопросам пожарной безопасности ОАО "РЖД" с дочерними обществами и железных дорог с дирекциями, не входящими в их состав, осуществляют в соответствии с соглашениями о взаимодействии.
8.4.6. Структурные подразделения РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД" обеспечивают своевременный ввод информации в АСУ ПБ ОАО "РЖД".
8.5. Анализ состояния пожарной безопасности
8.5.1. Региональные дирекции функциональных филиалов ОАО "РЖД" не реже одного раза в год проводят анализ состояния пожарной безопасности объектов защиты в границах железной дороги и направляют его в структурные подразделения и по подчиненности в функциональные филиалы ОАО "РЖД".
8.5.2. Функциональные филиалы ОАО "РЖД" не реже одного раза в год проводят анализ состояния пожарной безопасности объектов защиты и направляют его в подчиненные региональные дирекции функциональных филиалов ОАО "РЖД" и в департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
8.5.3. РЦКУ ОАО "РЖД" не реже одного раза в год проводят анализ состояния пожарной безопасности объектов защиты и направляют его в структурные подразделения в границах железной дороги в Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
8.5.4. Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" не реже одного раза в год проводит анализ состояния пожарной безопасности в целом по ОАО "РЖД" и готовит отчет.
8.6. Расследование причин и учет пожаров
8.6.1. Расследование пожаров и загораний на объектах защиты в ОАО "РЖД" проводят с целью установления обстоятельств их возникновения, размера причиненного ущерба, разработки мер по устранению последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных пожаров и загораний на данном и других объектах защиты и осуществляют в соответствии с порядком, установленным в ОАО "РЖД".
8.6.2. Ведомственный учет пожаров осуществляет ФГП ВО ЖДТ России и вносит статистические данные о пожарах на железнодорожном транспорте ОАО "РЖД" и объектах инфраструктуры ОАО "РЖД" в АСУ ПБ.
8.6.3. Государственное статистическое наблюдение за пожарами и последствиями пожаров на железнодорожном подвижном составе ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с действующим законодательством [11].
8.7. Оценка пожарного риска
8.7.1. Основные задачи анализа пожарного риска на объектах защиты в ОАО "РЖД":
- получение объективной информации о состоянии объектов защиты;
- выявление наиболее потенциально опасных объектов защиты;
- принятие рекомендаций по уменьшению риска возникновения пожаров и загораний и минимизации ущерба от них.
8.7.2. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска проводится по ГОСТ Р 54505.
8.8. Нормативное обеспечение по пожарной безопасности
8.8.1. Нормативные документы ОАО "РЖД", устанавливающие организационно-технические требования по деятельности РЦКУ и региональных дирекций функциональных филиалов ОАО "РЖД" в области пожарной безопасности, разрабатывают причастные департаменты и согласовывают с Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
8.8.3. РЦКУ и региональные дирекции функциональных филиалов ОАО "РЖД" на основании нормативных и системных документов по пожарной безопасности разрабатывают правила противопожарного режима с учетом специфики пожарной опасности подведомственных объектов защиты.
8.8.4. Структурные подразделения ОАО "РЖД" разрабатывают инструкции по пожарной безопасности для своих работников применительно к конкретным помещениям, видам выполняемой работы.
8.9. Планирование и финансирование мероприятий по пожарной безопасности в ОАО "РЖД"
8.9.1. Планирование мероприятий по пожарной безопасности предусматривает перспективное и текущее планирование.
8.9.2. Перспективное планирование в ОАО "РЖД" осуществляют через разработку инвестиционных программ. Перспективное планирование предусматривает замену систем пожарной автоматики, выработавших нормативный срок службы, реконструкцию и модернизацию противопожарного оборудования, применяемого на объектах защиты.
8.9.3. Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по направлениям.
8.9.4. Перспективные и текущие планы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности утверждают руководители РЦКУ и функциональных филиалов ОАО "РЖД".
8.9.5. Перспективные планы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности функциональных филиалов ОАО "РЖД" согласовывают с Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".
8.9.8. Финансирование мероприятий по пожарной безопасности осуществляют в установленном порядке в рамках утвержденного бюджета затрат ОАО "РЖД".