3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Общие требования.
3.1.1. Все операции по работе машины должны осуществляться по команде руководителя работ.
3.1.2. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, узлов и механизмов машины необходимо производить:
во время стоянки машины, заторможенной ручным механическим тормозом или тормозными башмаками;
после остановки дизельного двигателя;
при отсутствии давления в гидравлической, пневматической системе и напряжения в электрических цепях;
исправными инструментами, приспособлениями и приборами;
при остановке в пути из-за возникшей неисправности машинисты либо их помощники должны оставаться в кабине.
Осмотр или техническое обслуживание элементов, расположенных в верхней части машины при ее нахождении на электрифицированных участках пути производится при отключенной контактной сети. Отключение и заземление контактной сети производится только работниками хозяйства электрификации и электроснабжения, согласно установленному порядку.
3.1.3. При закреплении машины тормозной башмак следует брать только за ручку. Работу производить в перчатках.
При закреплении машины на станционных путях запрещается устанавливать тормозные башмаки:
непосредственно перед рельсовым стыком и на рельсовом стыке;
перед крестовиной стрелочного перевода;
на наружный рельс кривой;
рукой под движущиеся вагоны. Работу производить с помощью вилки для укладки тормозных башмаков на рельсы.
Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:
с лопнувшей головкой;
с деформированной подошвой;
с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком подошвы;
с ослабленным креплением головки с подошвой;
с изогнутой и надломленной рукояткой или без нее;
с поврежденными или значительно изношенными бортами подошвы.
Запрещается подкладывать под колесные пары посторонние предметы вместо тормозных башмаков для закрепления вагонов.
3.1.4. При подъеме на машину или сходе с нее машинисты и помощники должны:
соблюдать правила требования безопасности как при использовании переходной площадки вагона, изложенные в п. 1.16 настоящей Инструкции;
закрывать и открывать двери следует плавно, без стука, держась за ручку;
Запрещается:
подниматься или сходить до полной остановки машины;
запрыгивать с земли на подножки и ступеньки или спрыгивать с них.
3.1.5. Во время движения машины машинистам и помощникам запрещается:
открывать двери и окна до полной остановки, высовываться из них;
находиться на внешних частях машины.
3.2. Способы и приемы безопасного движения машины к месту работ и обратно.
3.2.1. Старший машинист и помощник должны находится в передней по ходу движения кабине и следить за отображаемыми на пульте управления индикаторами систем безопасности, а также внимательно следить за сигналами светофоров и путевых знаков, за свободностью пути, препятствиями и выполнять требования правил и инструкций, действующих на железных дорогах Российской Федерации.
3.2.2. Остальные работники должны находиться в задней кабине на местах машиниста и помощника.
3.2.3. Перед началом движения машины машинистам и помощникам необходимо:
проверить надежность фиксации всех элементов конструкции, имеющих транспортные крепления;
запереть все торцевые двери и закрыть все окна ССПС, при работе кондиционера;
убрать тормозные башмаки, снять с ручного тормоза;
убедиться в отсутствии предметов, препятствующих движению;
убедиться в отсутствии людей в зоне движения;
подать соответствующий звуковой сигнал (один длинный).
3.2.4. При выезде машины с места стоянки машинисты и помощники должны:
убедиться, что ворота полностью открыты и закреплены от самопроизвольного закрывания;
убедиться в отсутствии людей на наружных частях машины и в смотровой канаве, над которой он будет двигаться;
подать соответствующий звуковой сигнал (один длинный).
осуществлять выезд машины из производственной базы (или въезд) только по установленному для местных условий огню сигнализации данного пути и по команде одного лица - дежурного по производственной базе (его помощника) или старшего мастера (мастера) и под наблюдением сменного мастера (бригадира);
двигаться по производственной базе со скоростью не выше 3 км/ч;
3.2.5. Маневры толчками не допускаются.
3.3. Способы и приемы безопасной работы машины.
3.3.1. Ответственным лицом за обеспечение безопасности работников при выполнении работ с применением машины должен быть руководитель работ, назначаемый начальником соответствующего структурного подразделения.
3.3.2. Машинисты и помощники должны выполнять требования технологического процесса.
3.3.3. Машинисты и помощники перед началом выполнения ремонтно-путевых работ должны убедиться:
в достаточной освещенности рабочей зоны в темное время суток;
в наличии работников, выполняющих обязанности сигналистов и имеющих при себе удостоверение сигналиста (далее - сигналист);
в наличии ограждения места производства работ, в том числе по соседнему пути.
Запрещается приступать к выполнению путевых работ без ограждения места производства работ в соответствии с нормативными документами.
3.3.3.1. Машинисты и помощники должны осуществлять работы, выполняемые со стороны междупутья, только при соблюдении следующих требований:
место производства работ ограждено соответствующими сигналами;
сигналисты выставлены руководителем работ в количестве, соответствующем технологии производства работ.
3.3.3.2. Перед пропуском подвижного состава по смежному пути машинисты и помощники должны:
прекратить выполнение работ по команде руководителя работ;
сойти с междупутья в указанное руководителем работ место или в кабину машины, заперев двери и окна со стороны смежного пути.
На участках скоростного и высокоскоростного движения эти действия должны быть закончены за 10 мин до прохода поезда по расписанию.
3.3.4. Старший машинист и его помощник обеспечивают безопасное движение машины из передней по ходу движения кабины.
3.3.5. Машинист и его помощник или инженер-технолог обеспечивают безопасное управление рабочими органами машины с пульта в кабине управления.
3.4. Способы и приемы безопасного использования гидрооборудования.
3.4.1. Включение гидравлических приводов рабочих органов машины допускается при температуре рабочей жидкости выше минус 20 °C без дополнительного подогрева рабочей жидкости.
3.4.2. Кран на маслоуказательной трубке должен быть всегда открыт, кроме случая его замены.
3.4.3. Эксплуатация гидрооборудования запрещается при наличии одного из следующих дефектов:
температура рабочей жидкости в гидравлическом баке превышает 70 °C;
уровень рабочей жидкости в гидравлическом баке снижается ниже минимально допустимой отметки;
неисправен предохранительный клапан, термометр или манометр;
утечки рабочей жидкости в соединениях трубопроводов, рукавов, по плоскостям разъема и плоскостям соединения гидравлических аппаратов;
механические повреждения гидравлических аппаратов;
протертости, трещины, надрывы и местное увеличение диаметра рукавов высокого давления;
дефекты в зонах обжатия рукавов высокого давления: смятие обжимных муфт, граней накидных гаек и т.п.
3.5. Способы и приемы безопасного использования электрооборудования.
3.5.1. Работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования необходимо производить:
при неработающем дизельном двигателе с генераторной установке ТЭС, разъединенных межвагонных высоковольтных соединениях;
при вывешенном запрещающем плакате "Не включать! Работают люди", размещенном на главном щите поезда;
после проверки отсутствия напряжения вольтметром или при помощи указателя напряжения (между всеми фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям).
3.5.2. Замену предохранителей, находящихся на электрораспределительном щите, необходимо проводить только изолирующими клещами.
3.5.3. При эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования запрещается:
эксплуатировать электрооборудование на котором отсутствуют или неисправны кожухи, закрывающие все вращающиеся и токоведущие части;
эксплуатировать неисправное электрооборудование, пользоваться пускателями, кнопками, реле с открытыми или поврежденными крышками, разбитыми штепсельными розетками, разъемами;
включать электрические устройства в работу без тщательного осмотра и проверки всех элементов, если они были отключены по причине неисправности;
заменять конденсаторы, плавкие вставки предохранителей нетиповыми, не соответствующими номинальному току потребителей;
включать потребители электроэнергии без соответствующего контроля за показаниями на приборах (вольтметре, амперметре);
заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной инструкцией завода-изготовителя;
применять временную электропроводку;
производить какие-либо работы с электросоединениями без снятия напряжения во всех электрических цепях;
эксплуатировать электрооборудование в случае обрыва перемычек или плохом контакте заземлений.
3.5.4. При выполнении работ в электроустановках работники должны быть обеспечены средствами защиты в соответствии с требованиями Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261.
3.6. Способы и приемы безопасного использования пневмооборудования.
В процессе работы машинисты и помощники должны:
следить за состоянием системы подготовки воздуха и не допускать появления недостаточно осушенного сжатого воздуха, своевременно меняя фильтры и ежедневно сливая конденсат из ресиверов;
использовать арматуру и гибкие трубопроводы соответствующих размеров и характеристик при их замене;
следить за появлением на гибких трубопроводах потертостей, трещин, надрывов и местного увеличения диаметра и своевременно заменять, не допуская разрыва;
следить за надежностью фиксации гибких трубопроводов и утечками воздуха из системы;
следить по показаниям манометров за состоянием и срабатыванием пневмораспределителей, рабочих и предохранительных клапанов, компрессора и исполнительных механизмов.
Запрещается:
использовать пневмооборудование при неисправном манометре (отсутствие пломбы и действительного клейма, критической зоны на шкале и др.) и при появлении утечек сжатого воздуха в системе;
транспортировать машину в холодном состоянии при открытых разобщительных кранах или не опломбированных в закрытом положении выходных клапанах.
производить техническое обслуживание и ремонт элементов пневмооборудования при работе компрессорной установки;
открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали, резервуаров машины ударами молотка или других предметов;
менять значения максимального давления сжатого воздуха и перенастраивать предохранительный клапан не в соответствии с руководством или проектом переоборудования.
3.7. Требования к ручному инструменту для обеспечения безопасного его использования.
3.7.1. Перед началом работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо проверить:
ручной слесарный инструмент и приспособления на чистоту, исправность;
наличие защитных очков, масок и рукавиц.
3.7.2. Ручной слесарный инструмент и приспособления должны применяться по прямому назначению.
3.7.3. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов. На рукоятке должен быть указан размер ключа.
3.7.4. Бойки молотков и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую сферическую поверхность без сколов, зазубрин, наплывов металла, выбоин, трещин, заусенцев и наклепа.
Рукоятки молотков должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, иметь прочную посадку с дополнительным креплением стальным клином, быть гладкими и не иметь заусенцев, трещин и сучков.
К свободному концу рукоятки молотков должны утолщаться во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом.
Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны обеспечивать надежное крепление.
При работах инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.
Напильники и другой инструмент, рукоятка которого насажена на заостренный конец, должны иметь надежно насаженные рукоятки с металлическими бандажными кольцами.
Полотна ручных ножовок по металлу должны быть закреплены и туго натянуты.
Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки) зависящей от размера шлица в головке шурупа или винта.
Зубила, крейцмейсели, бородки и керны должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов, их длина должна быть не менее 150 мм.
Средняя часть зубила не должна иметь острых ребер и заусенцев на боковых гранях.
Инструмент ручной изолирующий (отвертки, пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки и т.п.) должен иметь исправные изолирующие рукоятки и штамп об испытании. Если изоляционное покрытие рукояток инструмента состоит из двух слоев изоляции, то при появлении другого цвета изоляции из-под поврежденного верхнего слоя инструмент должен быть изъят из эксплуатации. Если покрытие состоит из трех слоев изоляции, то при повреждении или истирании верхнего слоя инструмент может быть оставлен в эксплуатации до появления нижнего слоя изоляции.
Запрещается:
удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами;
применять прокладки в зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головок болтов или гаек;
пользование молотком с вогнутыми и разбитыми бойками;
применять зубила, крейцмейсели, бородки и керны с повреждениями на рабочем конце инструмента;
применять напильник без рукоятки;
сбрасывать с высоты детали, приспособления и инструмент, выбрасывать их из дверей и окон, а также размещать их на краю крыши, площадки и на ступеньках;
работать без защитных очков и рукавиц при работе с ударным инструментом и при рубке металла зубилом, крейцмейселем.
3.8. Способы и приемы безопасного использования дизельного двигателя.
3.8.1. Перед включением дизельного двигателя необходимо:
проверить надежность крепления защитных ограждений на дизельном двигателе;
проверить исправность заземления, автоматического выключателя и наличие изоляции на проводах генераторной установки, подключенной к дизельному двигателю;
проверить отсутствие посторонних предметов в местах расположения дизельного двигателя и компрессора;
проверить топливную, масляную, охлаждающую и выхлопную системы на наличие утечек;
проверить уровни топлива, масла и охлаждающей жидкости;
включить принудительную вентиляцию дизельного двигателя.
Запрещается включение дизельного двигателя:
при неправильно подключенных положительных и отрицательных клеммах аккумуляторной батареи;
при снятых пробках заправочных горловин топлива, масла или радиатора охлаждения;
при отсутствии масла или охлаждающей жидкости;
при снятых защитных панелях и крышках;
накрытого чехлом или другими предметами.
3.8.2. Запрещается во время работы дизельного двигателя:
прикасаться к дизельному двигателю и глушителю системы выпуска отработавших газов во время работы или сразу после его отключения;
прикасаться к элементам системы зажигания;
оставлять без присмотра работающий дизельный двигатель;
останавливать, замедлять или блокировать вращающиеся части дизельного двигателя какими-либо предметами;
производить смазку, регулировку и обтирку;
открывать пробки и осуществлять дозаправку систем.
3.8.3. При обслуживании дизельного двигателя необходимо убедиться, что отключены дизельный двигатель и аккумуляторная батарея.
Запрещается:
пробное включение дизельного двигателя при снятых защитных панелях и крышках;
наносить на дизельный двигатель масло и другие горючие жидкости для защиты от коррозии.
3.9. Требования безопасного обращения с топливом.
При заправке, доливке и сливе топлива, рабочей жидкости, масла должны соблюдаться следующие требования:
дизельный двигатель должен быть остановлен;
топливный кран перекрыт;
отводить наконечник заправочного пистолета от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива;
не допускать расплескивания топлива при заправке вручную - использовать воронку;
наполнять топливные баки следует не полностью (не менее чем на 50 мм ниже верхнего его уровня) чтобы, не допустить утечки топлива в результате его расширения;
после заправки следует плотно завернуть пробку заправочной горловины;
заливку рабочей жидкости в гидростанцию следует производить посредством специального заправочного насоса, оснащенного фильтром с тонкостью фильтрации не ниже 10 мкм или вручную из переносной емкости через фильтрующую сетку;
при сливе отработанного моторного масла следует использовать специальную емкость;
при попадании топлива, рабочей жидкости, масла на пол или элементы конструкции машины их следует вытереть мягкой тканью или ветошью, использованный обтирочный материал убрать в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.
Запрещается:
производить заправку топлива, рабочей жидкости, масла при наличии течи в системах;
сливать топливо, рабочую жидкость, масло на пол машины, железнодорожный путь и в смотровые канавы, случайно пролитое - засыпать песком, после чего песок следует собрать в предназначенное для этого место.
3.10. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций:
вести наблюдение за работой дизельного двигателя, виброподбоек, виброблоков и другого оборудования;
следить за характером и уровнем шума от работающего оборудования. При возникновении изменений в уровне или появлении нехарактерного шума приостановить работу до выяснения причины;
следить за появлением посторонних запахов. При подозрении на продукты горения необходимо приостановить работу до выяснения причины;
не подключать к цепям электрооборудования машины приборы и оборудование, не предусмотренные электрической схемой.
3.10.1. Машинисты и помощники должны наблюдать за состоянием, отображаемым на пультах управления машины и оборудования, при возникновении отклонений от нормальных показателей и подозрений о наличии неисправностей или помех следует приостановить работу и выяснить причину.
3.10.2. В процессе эксплуатации электрооборудования необходимо:
следить за надежностью крепления самого оборудования к полу и его аппаратов к панелям;
следить за состоянием изоляции проводов, электрических вводов, гибких кабелей, за надежностью контактов в местах электрических соединений;
проверять надежность узлов заземления электрооборудования;
при ослаблении контактов или обрыве перемычек подтянуть контакты, перемычки заменить.
3.10.3. В процессе эксплуатации дизельного двигателя во избежание возгорания в выходном тракте необходимо:
снимать с машины выхлопные трубы, глушители и прожигать накопившиеся в них отложения;
очищать механическим путем сильфонные компенсаторы, установленные на выхлопных трубах.
3.11. Требования к использованию средств защиты работников.
3.11.1. При нахождении рядом с зоной работы виброподбоек и виброблоков нужно применять противошумные наушники или вкладыши "Беруши" и ограничить время пребывания в зоне повышенного шума.
3.11.2. Для защиты от высокого напряжения использовать блокировку дверей, систему сигнализации и знаки безопасности.
3.11.3. Для защиты при эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования использовать диэлектрические перчатки, боты, коврики.