2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед началом работы машинисты должны:
надеть спецодежду и спецобувь. Одежда должна быть застегнута, волосы - убраны под головной убор, который не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов, обувь - зашнурована. Не допускается носить спецодежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами;
пройти предрейсовый медицинский осмотр;
получить целевой инструктаж;
проверить наличие и исправность СИЗ простейшими способами;
проверить чистоту рабочего места.
2.2. Простейшие способы проверки на исправность СИЗ:
осмотреть диэлектрические перчатки, коврики и боты на отсутствие внешних повреждений, проверить сроки их испытаний, проверить опытным путем диэлектрические перчатки на наличие проколов (скручиванием от рукава к пальцам);
осмотреть крепления и стекла очков защитных открытых на отсутствие повреждений;
проверить наличие самоспасателей промышленных изолирующих (СПИ-20) или газодымозащитных комплексов (ГДЗК).
Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить перед выездом.
2.3. При проверке состава перед работой машинисты должны выполнить работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием и проверить:
исправность механизмов, систем, узлов и другого оборудования;
отсутствие трещин в несущих или ответственных элементах;
надежность затяжки крепежа и фиксации транспортными креплениями устройств (деталей) от падения на железнодорожный путь;
исправность предохранительных запоров;
исправность пола (настила), ступенек (подножек) и поручней лестниц и отсутствие на их поверхности масляных пятен;
исправность замков дверей и шкафов;
состояние и исправность остекления, дверей, крепления кресел машинистов, боковых зеркал и солнцезащитных штор;
наличие и комплектность инструмента, запасных частей, инвентаря;
наличие медицинской аптечки;
качество освещения рабочих мест;
наличие и работоспособность радиосвязи;
наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;
отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;
функционирование потребителей электроэнергии путем
кратковременного их включения с пульта управления;
отсутствие посторонних предметов (инструмент, запасные части) на рамах тележек и кузове;
отсутствие течи в системах;
наличие на манометрах и электроизмерительных приборах пломб (клейм);
исправность принудительной вентиляции;
наличие и состояние тормозных башмаков;
комплектность сигнальных принадлежностей;
наличие первичных средств пожаротушения, сроки их технического обслуживания, а также пломбы на них;
наличие, целостность и чистоту стекол сигнальных фонарей и электроламп;
наличие запасных электроламп;
тормоза и сцепные устройства;
работу световой и звуковой сигнализации.
2.4. После прицепки состава к локомотиву или путевой машине старший машинист должен проверить с соблюдением мер безопасности:
работоспособность устройств радиосвязи (носимой радиостанции) с машинистом локомотива и машинистами;
правильность соединения тормозной магистрали состава с рукавом тормозной магистрали локомотива;
работу электроосвещения и прожекторов, а также световой и звуковой сигнализации, устанавливаемой на составе;
работу тормозной системы;
действие звукового сигнала;
исправность стопорных устройств автосцепки;
исправность телефонной связи между кабинами управления головной машины и концевого вагона и радиосвязи между машинистами состава и локомотива;
исправность действия звуковой и световой сигнализации.
2.5. Запрещается выезд состава на линию при отсутствии укомплектованной медицинской аптечки, первичных средств пожаротушения или при наличии неисправности:
освещения рабочих зон (рабочего места, рабочих органов);
буферных фонарей, прожектора, проблескового маячка;
контрольных или измерительных приборов;
автосцепных устройств;
колесных пар и дефектов ходовых частей;
электрооборудования;
устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, системы аварийной остановки двигателя;
гидросистемы;
транспортных креплений, предусмотренных конструкцией состава;
радиосвязи и переговорных устройств;
звуковых и световых сигналов;
утечке дизельного топлива, масла и гидравлической жидкости;
прожектора, буферного фонаря;
поручней, входных дверей и ступенек (подножек);
предохранительного устройства от падения на путь элементов ходовой части, предусмотренного конструкцией;
тормозных башмаков (достаточно неисправности или отсутствия хотя бы одного башмака);
кранов в пневматических тормозных системах, а также при их неправильном открытии или закрытии.
2.6. При приеме смены в случае непрерывного технологического процесса старший машинист должен:
ознакомиться с записями в журнале учета работ, периодического и технического обслуживания и ремонта, узнать от сдающего смену о выявленных неисправностях, недостатках и принятых мерах по их устранению;
проверить содержание оборудования, рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
проверить тормозную систему;
уточнить остаток топлива, масла, гидравлической жидкости;
проверить работоспособность рабочих органов.
2.7. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки (прицепки) и подготовки состава к работе, машинисты должны доложить непосредственному начальнику для принятия решения о мерах по их устранению.