Утверждаю
Председатель Национального совета
при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям
А.Н.ШОХИН
8 июля 2022 года

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2024 ГОДА

1. Основные задачи развития системы независимой
оценки квалификации

Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации (далее - НОК) на период до 2024 года разработаны в соответствии со Стратегией развития Национальной системы квалификаций до 2030 года и ориентированы на обеспечение решения следующих задач.

1) Повышение востребованности инструментов и механизмов НОК по следующим направлениям:

- подтверждение профессиональных квалификаций, полученных в рамках системы профессионального образования и профессионального обучения, в том числе через гармонизацию процедур государственной итоговой (промежуточной) аттестации (далее - ГИА) и НОК;

- допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде, в целях оптимизации действующих процедур и сокращения затрат работодателей на основе применения принципов управления рисками;

- подтверждение результатов самообразования;

- оценка квалификации персонала на предприятиях и в организациях;

- оценка квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов.

2) Повышение качества услуг проведения НОК, в том числе:

- обеспечение контроля за надлежащим выполнением процедур проведения НОК и качеством оценочных средств;

- повышение гибкости процедур проведения НОК, включая расширение возможностей проведения НОК дистанционно с использованием прокторинга;

- обеспечение информирования соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному прохождению НОК.

3) Развитие финансовой модели НОК с учетом необходимости оптимизации стоимости процедур НОК, расширения возможностей финансирования НОК со стороны заинтересованных лиц и работодателей, в том числе:

- повышение прозрачности тарификации услуг НОК;

- расширение перечня налоговых льгот в отношении НОК;

- устранение административных барьеров в финансировании НОК для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, цены на продукцию которых регулируются государством.

4) Обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов НОК:

- увеличение количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств;

- обеспечение организационных мер для ускорения процедур разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций;

- создание условий для дальнейшего увеличения количества ЦОК, с учетом их востребованности, расширения географии присутствия ЦОК и экзаменационных площадок, включая расширение масштабов вовлечения организаций, имеющих необходимое оборудование для проведения процедуры НОК, в качестве ЦОК и экзаменационных площадок, минимизацию административных барьеров, препятствующих деятельности ЦОК и СПК.

При этом будет обеспечиваться совершенствование законодательства, регламентирующего процедуры проведения профэкзаменов в формате НОК, а также расширение возможностей применения их результатов в рамках социально-трудовых отношений, в том числе с учетом необходимости устранения правовых пробелов, выявленных в ходе практического применения инструментов НОК.

2. Направления развития НОК

2.1. Повышение востребованности инструментов
и механизмов НОК

1. Распространение применения инструментов НОК для подтверждения профессиональных квалификаций, полученных в рамках системы профессионального образования и профессионального обучения, в том числе через гармонизацию процедур ГИА и НОК позволяющее обеспечить:

- повышение качества образовательных программ и программ профессионального обучения, ведущих к получению квалификации, в том числе программ вузов, организаций СПО и программ ДПО, в том числе финансируемых из бюджета;

- сокращение периода адаптации на рабочем месте и связанных с ним издержек работодателей;

- повышение доверия со стороны населения и работодателей к качеству профессионального образования и обучения, содействие формированию позитивного имиджа профессиональных образовательных организаций.

В этих целях необходимо обеспечивать:

а) внесение изменений в правоприменительную практику и при необходимости - в нормативные правовые акты, обеспечивающие гармонизацию процедур ГИА и НОК;

б) развитие правоприменительной практики, формирование стимулов и обеспечение консультационной поддержки встраивания механизмов НОК в систему высшего образования и СПО и в программы ДПО, финансируемые из бюджетных источников;

в) определение на основе формализованных критериев перечня приоритетных профессий и специальностей, по которым целесообразно проведение ГИА-НОК, с обеспечением на его основе разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов и квалификаций, оценочных средств (при необходимости).

2. Интеграция НОК в механизмы допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба окружающей среде и имуществу, в целях оптимизации действующих процедур и сокращения затрат работодателей на основе применения принципов управления рисками, включая:

а) предоставление полномочий Правительству Российской Федерации по определению, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, перечня видов профессиональной деятельности, непосредственно связанной с рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также рисками нанесения ущерба окружающей среде и имуществу, для осуществления которых требуется прохождение НОК, предполагая закрепление порядка периодического прохождения НОК для работников, осуществляющих данные виды профессиональной деятельности, по направлению и за счет работодателя, а также возможность отстранения от выполнения трудовых функций работников этой категории, не подтвердивших уровень своей квалификации в соответствии с профессиональными стандартами в рамках аттестации работников в соответствии с трудовым законодательством;

б) переход от отраслевых систем аттестации, сертификации и оценки персонала, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к применению НОК категорий работников, в отношении которых Трудовым кодексом Российской Федерации не определены особенности регулирования труда (в соответствии с положениями статей 1 и 11 Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ.

3. Создание условий для подтверждения результатов самообразования с применением процедуры НОК

а) предполагается, что самообразование <1> как одна из траекторий получения квалификации должно быть предусмотрено в профессиональном стандарте. При этом будет предоставлена возможность получения свидетельства о квалификации, выдаваемого после проведения НОК по результатам самообразования без необходимости получения документов о профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании. Работодатель будет вправе не предъявлять к лицам, прошедшим указанную процедуру, требование о предоставлении документа о прохождении программ профессионального образования или профессионального обучения. Это существенно расширит границы использования НОК для многих сегментов экономики, в частности для IT-сферы;

--------------------------------

<1> Включая возможность получения необходимых знаний и навыков, в том числе через прохождение различного рода онлайн-курсов и приобретение практического опыта.

б) распространение возможности учета портфолио в рамках теоретической части профессионального экзамена (сейчас учет возможен в рамках практической части), что позволяет, в том числе, учитывать при проведении профессионального экзамена документы о квалификации, выдаваемые на основе отраслевых систем оценки квалификаций, а также вендорных и зарубежных систем оценки квалификации в тех случаях, когда форма и содержание такой оценочной процедуры валидированы СПК.

4. Расширение использования НОК в рамках оценки квалификации персонала на предприятиях и организациях:

а) обеспечение методической и консультационной поддержки создания крупными предприятиями ЦОК или получения ими статуса экзаменационных площадок со стороны Национального агентства развития квалификаций и заинтересованных СПК, распространения лучшей практики в этой сфере;

б) содействие распространению практики использования на предприятиях и в организациях механизмов национальной системы квалификаций, включая обязательства работодателей по проведению НОК, в отраслевые соглашения;

в) внесение изменений в законодательство о независимой оценке квалификаций, обеспечивающих возможность представления свидетельства о квалификации, полученного в рамках НОК, при приеме на работу;

г) обеспечение возможности использования механизмов НОК (проведение центрами оценки квалификации профессионального экзамена) в рамках аттестации работников в соответствии с трудовым законодательством;

д) развитие практики стимулирования работников к повышению и подтверждению своей квалификации, в том числе путем обеспечения взаимосвязи размера заработной платы с уровнем квалификации и сложностью решаемых задач.

5. Расширение использования НОК в рамках привлечения трудовых мигрантов

Создание преференционных условий для трудовой миграции иностранных граждан, подтвердивших свой уровень квалификации в рамках процедуры НОК.

2.2. Повышение качества услуг проведения НОК

6. Обеспечение контроля за надлежащим выполнением процедур проведения НОК:

а) через установление требований об обеспечении обязательной видеофиксации результатов экзамена;

б) через расширение круга лиц, которые по согласованию с СПК могут присутствовать при проведении профессиональных экзаменов в качестве наблюдателей, включая представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций профсоюзов (их объединений), а также объединений работодателей;

в) через совершенствование методических рекомендаций при проведении проверок ЦОК.

7. Обеспечение контроля за надлежащим качеством оценочных средств:

а) введение процедуры апробации оценочных средств на постоянной основе. Процедура апробации предполагает проведение тестовых профессиональных экзаменов, обобщение и анализ их результатов и оценку на этом основании валидности и надежности оценочного инструментария.

Так, лучшие практики разработки оценочного инструментария (например, Российский стандарт тестирования персонала, правила разработки заданий для Единого государственного экзамена и др.) обязательно включают процедуру апробации.

В этой связи предлагается восстановить осуществлявшееся до 2020 года финансирование апробации оценочных средств через субсидию Национальному агентству развития квалификаций;

б) совершенствование методических рекомендаций по разработке оценочных средств.

8. Повышение гибкости процедур проведения НОК:

а) расширение возможностей проведения НОК дистанционно с использованием прокторинга;

б) предоставление соискателям возможности электронной записи на прохождение НОК, в том числе с использованием ЕСИА <2>;

--------------------------------

<2> Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

в) сокращение сроков проверки, обработки и признания советами по профессиональным квалификациям результатов НОК, а также сроков оформления и выдачи свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена, в том числе за счет развития функциональности информационных систем.

9. Обеспечение информирования соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному прохождению НОК

Внесение изменений в нормативные правовые акты и предоставление методической поддержки СПК, предполагающих:

а) обеспечение размещения на сайте СПК методических материалов, обеспечивающих подготовку к профессиональному экзамену, включая:

- перечень рекомендуемой учебной литературы;

- информацию о программах, ведущих к получению искомой квалификации, в том числе прошедших профессионально-общественную аккредитацию;

- образцы оценочных заданий для теоретического и практического этапа профессионального экзамена;

б) обеспечение информирования со стороны ЦОК соискателей о размещении методических материалов, обеспечивающих подготовку к профессиональному экзамену, на сайте СПК.

Размещение в открытом доступе методических материалов, обеспечивающих подготовку к профессиональному экзамену, поможет соискателям понять особенности проведения профессионального экзамена, повторить необходимый теоретический материал. Это позволит снизить психологическую напряженность при проведении НОК, обеспечит открытость процедуры НОК и повысит уровень доверия к ней.

2.3. Развитие финансовой модели НОК

10. Повышение прозрачности тарификации услуг НОК:

а) предоставление СПК права определять методику расчета стоимости профессионального экзамена, в том числе его отдельных этапов;

б) разработка общих методических рекомендаций по установлению тарифов при проведении НОК.

11. Расширение набора налоговых льгот в отношении НОК:

а) отнесение расходов на проведение НОК физических лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности у налогоплательщика (работодателя), к расходам, связанным с производством и (или) реализацией;

б) освобождение услуг по проведению НОК от НДС;

в) распространение социального налогового вычета по НДФЛ на расходы на проведение НОК членов семьи налогоплательщика.

12. Устранение административных барьеров в финансировании НОК для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, в отношении продукции которых цены регулируются государством:

а) проработка предложений по определению источников финансирования НОК в рамках деятельности государственных и муниципальных учреждений;

б) обеспечение возможности учета в тарифах организаций, цены на продукцию которых регулируются государством, затрат, связанных с направлением для прохождения профессионального экзамена в формате НОК работников категории промышленно-производственного персонала, с периодичностью не чаще 1 раза за период, соответствующий сроку действия свидетельства о квалификации по его профессии (должности).

2.4. Обеспечение организационных предпосылок расширения
масштабов НОК

13. Увеличение количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств

Расширение объемов бюджетного финансирования, предоставляемого на цели разработки и актуализации оценочных средств, с учетом:

- расширения потребности в актуализации оценочных средств в рамках квалификаций, по которым проводится НОК;

- предполагаемого расширения набора квалификаций, по которым проводится НОК, в том числе в рамках расширения механизмов ГИА-НОК.

14. Осуществление организационных мер для ускорения процедур разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций:

ускорение административных процедур разработки профессиональных стандартов и квалификаций за счет предоставления возможности:

одновременной разработки и согласования квалификаций и профессиональных стандартов;

ускорения вступления в силу профессиональных стандартов и квалификаций;

упрощения процедур внесения технических правок в профессиональные стандарты;

разработки квалификаций в соответствии не только с профессиональными стандартами, но и с квалификационными характеристиками, увязанными с видами профессиональной деятельности;

обеспечение возможности одновременного инициирования актуализации множества профессиональных стандартов и квалификаций через реализацию следующих механизмов:

выделение и описание "сквозных" трудовых функций;

унификацию языка описания трудовых функций, трудовых действий, знаний и навыков (типовые формулировки, словарь разработчика), реализованную для ФГОС;

содействие внедрению практики использования больших данных при разработке профессиональных стандартов и квалификаций по новым специальностям с учетом опыта реализации пилотного проекта АСИ;

развитие механизмов планирования разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификаций "сверху вниз", как дополняющих подход планирования "снизу вверх" с учетом:

технологических приоритетов (ИТ, новые материалы, новые производственные технологии);

социально-экономических приоритетов (ESG, "бережливое производство" и др.);

определения наиболее востребованных специальностей, по которым отсутствуют профессиональные стандарты и квалификации.

15. Создание условий для дальнейшего увеличения количества ЦОК, расширения географии присутствия ЦОК и экзаменационных площадок:

а) минимизация административных барьеров, препятствующих деятельности ЦОК и СПК, включая:

- сокращение длительности процедуры наделения полномочиями (корректировки полномочий) центров оценки квалификаций;

- повышение гибкости в отношении требований к наличию в штате ЦОК лиц, работающих по основному месту работы;

б) расширение практики привлечения организаций, располагающих необходимым оборудованием для проведения НОК, в качестве экзаменационных площадок, включая:

- разработку методических рекомендаций для получения статуса экзаменационных площадок государственным и муниципальным учреждениям, в том числе в целях проведения ГИА-НОК;

- обеспечение необходимой информационной, методической поддержки со стороны АНО НАРК с участием заинтересованных СПК, ЦОК и региональных методических центров НСК;

в) развитие механизмов информационно-консультационной поддержки деятельности ЦОК и экзаменационных площадок.