МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ
ОЦЕНИВАЕТСЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ
С ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Введение

Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 8.2.1 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных протоколом от 20 января 2017 г. N 1 заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в целях оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "обязательные требования".

Обязательные требования установлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <2>, подлежащих контролю в Российской Федерации <3>, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 <4>.

--------------------------------

<2> Далее - "юридические лица, индивидуальные предприниматели".

<3> Далее - "прекурсоры".

<4> Далее - "Перечень".

Государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров <5>, осуществляется посредством организации и проведения должностными лицами плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

--------------------------------

<5> Далее - "государственный контроль".

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований:

о предоставлении отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;

о соблюдении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;

ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операции, или их копий;

соответствия сведений, содержащихся в уведомлениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о планируемом объеме производства прекурсоров, планируемом объеме переработки прекурсоров, объеме переработанных прекурсоров;

соответствия сведений о фактическом количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации прекурсоров.

2. Основные нормативные правовые акты в сфере контроля
за оборотом прекурсоров, содержащие обязательные требования

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере контроля за оборотом прекурсоров, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон N 3-ФЗ".

В целях реализации Федерального закона N 3-ФЗ разработаны "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон N 3-ФЗ".

В целях реализации Федерального закона N 3-ФЗ разработаны постановления Правительства Российской Федерации:

от 9 июня 2010 г. N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" <2>;

--------------------------------

<2> Далее - "постановление Правительства Российской Федерации N 419".

от 18 августа 2010 г. N 640 "Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" <3>;

--------------------------------

<3> Далее - "постановление Правительства Российской Федерации N 640".

от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "постановление Правительства Российской Федерации N 181".

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, размещен на официальном сайте МВД России.

Нормативные правовые акты размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации", а также в информационно-справочных системах "Консультант" и "Гарант" в сети "Интернет".

3. Обязательные требования

3.1. Предоставление отчетности о деятельности, связанной
с оборотом прекурсоров

В соответствии с Правилами предоставления отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 419 (далее - Правила предоставления отчетности), юридические лица, индивидуальные предприниматели направляют отчеты почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в установленные Правилами предоставления отчетности сроки и по утвержденной форме. В случае направления отчета почтовым отправлением датой предоставления отчетности считается дата отправки, а в случае доставления нарочным - дата вручения должностному лицу.

Для надлежащего сопоставления информации, содержащейся в отчетах, важно обеспечить представление всех данных в стандартной форме. Форма отчетов предусматривает в качестве единиц измерения представляемых сведений - килограммы.

3.2. Ведение и хранение специальных журналов
регистрации операций

В соответствии с Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 419 (далее - Правила ведения журналов), юридические лица (их структурные подразделения), индивидуальные предприниматели, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с оборотом прекурсоров, обязаны вести специальные журналы регистрации операций с ними.

Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов, которые производят записи в журналах шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.

В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списком IV Перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

В случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV Перечня, копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

3.3. Соблюдение правил производства, переработки,
хранения, реализации, приобретения, использования,
перевозки и уничтожения прекурсоров

Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 640 (далее - Правила) и содержат требования, соблюдение которых обязательно для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV Перечня.

В соответствии с Правилами юридические лица и индивидуальные предприниматели могут хранить и использовать прекурсоры в количестве, не превышающем их производственных нужд.

Порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют при осуществлении собственного производства продукции прекурсоры таблицы II списка IV Перечня, утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 638, в соответствии с которым производственные нужды определяются с учетом производственной программы, на основании производственной и технологической документации при условии, когда производство продукции осуществляется при полной загрузке производственных мощностей.

Производство включает в себя технологический регламент, то есть нормативный документ, устанавливающий методы производства, технологические нормативы, технические средства, условия и порядок проведения технологического процесса в производстве, а также устанавливающий безопасность ведения работ и достижение оптимальных технико-экономических показателей конкретного производства. Промышленный регламент - технологический документ действующего серийного производства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при приобретении прекурсоров для производственных нужд в течение 10 дней после приобретения прекурсоров уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о количестве приобретенных прекурсоров.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство прекурсоров, ежегодно, не позднее 15 октября, уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о планируемом объеме производства прекурсоров на очередной год.

При осуществлении деятельности, связанной с переработкой прекурсоров, в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации представляются следующие сведения:

ежегодно, не позднее 15 октября, - уведомление о планируемом объеме переработки прекурсоров на очередной год;

в течение 30 дней с даты осуществления переработки - уведомление об объеме переработанных прекурсоров.

Хранение прекурсоров осуществляется в металлическом шкафу (сейфе) или изолированном помещении, которые после окончания рабочего дня запираются на ключ и опечатываются (опломбировываются).

При невозможности хранить прекурсоры в помещении их хранение осуществляется в расположенных на охраняемых территориях емкостях (цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре), которые после окончания рабочего дня опечатываются (опломбировываются).

Руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем назначаются лица, ответственные за хранение прекурсоров, устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств).

3.4. Соответствие сведений о фактическом
количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных
из Российской Федерации прекурсоров

Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня, осуществляется только юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

Для осуществления ввоза (вывоза) прекурсоров юридическим лицом должно быть получено разрешение МВД России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, а в случае осуществления внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, еще и разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Юридические лица, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации прекурсоров, представляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации:

в соответствии с пунктом 25 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 181, в течение 15 дней со дня истечения срока действия разовой лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации копию справки об исполнении лицензии, выдаваемой таможенными органами:

в соответствии с пунктом 21 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 181 и статьей 8 Соглашения о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза, принятым Решением Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 г. N 51 юридические лица не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока действия разрешения на право ввоза (вывоза) направляют сведения о количестве ввезенных (вывезенных) прекурсоров.

4. Ответственность за нарушения обязательных требований
в сфере контроля за оборотом прекурсоров

За нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями перечисленных в настоящем руководстве Правил виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 6.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В случаях, если нарушения Правил привели к утрате прекурсоров, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, должностные лица органов внутренних дел Российской Федерации наделены правом выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "предписание".

Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.