МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 августа 2021 г. N 1/9157

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ

В целях реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги", а также мониторинга его показателей - предлагаю:

1. Утвердить методику расчета показателя "Удовлетворенность безопасностью дорожного движения" федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги" (приложение).

2. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его подписания и действует до его отмены.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение
к распоряжению МВД России
от 12.08.2021 N 1/9157

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

1. Настоящая методика предназначена для расчета значений показателя "Удовлетворенность безопасностью дорожного движения" (далее - Показатель) федерального проекта "Безопасность дорожного движения".

2. Субъект официального учета, формирующий информацию по Показателю, - МВД России.

3. Показатель рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации.

4. Периодичность расчета Показателя - годовая.

5. Срок предоставления (распространения) информации по Показателю - до 25 апреля года, следующего за отчетным.

6. Для целей настоящей методики используются следующие основные понятия:

"безопасность дорожного движения" - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и их последствий;

"оценка уровня удовлетворенности безопасностью дорожного движения" - средняя оценка уровня удовлетворенности безопасностью дорожного движения, получаемая на основе ответов респондентов таких категорий как "водители, управляющие транспортными средствами", "пассажиры", "пешеходы";

"пострадавший" - погибший или раненный в ДТП <1>;

--------------------------------

<1> Приказ Росстата от 21.05.2014 N 402 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации федерального статистического наблюдения о дорожно-транспортных происшествиях".

"погибший" - лицо, являвшееся участником дорожно-транспортного происшествия, умершее на месте дорожно-транспортного происшествия либо от его последствий в течение 30 последующих суток;

"раненый" - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его лечение в медицинских организациях в стационарных условиях на срок не менее одних суток либо в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара;

"водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению;

"пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства;

"пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

7. Источниками информации для расчета Показателя являются результаты социологических опросов (приложение к Методике) населения Российской Федерации в возрасте 18 лет и более, относящихся к трем категориям участников дорожного движения: водители, управляющие транспортными средствами, пассажиры, пешеходы. Статистические сведения для определения количества пострадавших по каждой категории (КПвод., КПпас., КПпеш.) содержатся в строках 34, 36, 37, графах 2 и 3 раздела 1 формы федерального статистического наблюдения ДТП "Сведения о дорожно-транспортных происшествиях", утвержденной приказом Росстата от 21 мая 2014 N 402; статистические сведения для определения численности населения в возрасте 18 лет и более содержатся в официальной государственной статистической отчетности (методические указания по оценке общей численности населения, утвержденные приказом Росстата от 3 июня 2010 (пункт 1.8.3 Федерального плана статистических работ).

8. Метод исследования - репрезентативный социологический опрос населения Российской Федерации методом CATI <2>.

--------------------------------

<2> Система компьютеризированного телефонного опроса для проведения социологических опросов.

9. Показатель состоит из трех подпоказателей:

"Удовлетворенность безопасностью дорожного движения водителей, управляющих транспортными средствами, в %";

"Удовлетворенность безопасностью дорожного движения пассажиров, в %";

"Удовлетворенность безопасностью дорожного движения пешеходов, в %".

10. Итоговое значение показателя для i-го субъекта Российской Федерации рассчитывается как сумма его текущих значений, с учетом весовых коэффициентов.

Текущее значение показателя для i-го субъекта Российской Федерации представляет собой сумму значений его подпоказателей, с учетом весовых коэффициентов и определяется по формуле (1):

, (1)

где:

Pi (k,g) - текущее значение показателя для i-го субъекта Российской Федерации по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P1i (k,g) - текущее значение подпоказателя "Удовлетворенность безопасностью дорожного движения водителей, управляющих транспортными средствами" для i-го субъекта Российской Федерации по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P2i (k,g) - текущее значение подпоказателя "Удовлетворенность безопасностью дорожного движения пассажиров" для i-го субъекта Российской Федерации по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P3i (k,g) - текущее значение подпоказателя "Удовлетворенность безопасностью дорожного движения пешеходов" для i-го субъекта Российской Федерации по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

K1i - весовой коэффициент, представляющий собой долю пострадавших в ДТП водителей от общей доли пострадавших в ДТП водителей, пассажиров, пешеходов в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году, процент (2):

, (2)

где:

КПвод. - количество пострадавших в ДТП водителей;

КПпас. - количество пострадавших в ДТП пассажиров;

КПпеш. - количество пострадавших в ДТП пешеходов.

K2i - весовой коэффициент, представляющий собой долю пострадавших в ДТП пассажиров от общей доли пострадавших в ДТП водителей, пассажиров, пешеходов в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году, процент (3):

, (3)

где:

КПвод. - количество пострадавших в ДТП водителей;

КПпас. - количество пострадавших в ДТП пассажиров;

КПпеш. - количество пострадавших в ДТП пешеходов.

K3i - весовой коэффициент, представляющий собой долю пострадавших в ДТП пешеходов от общей доли пострадавших в ДТП водителей, пассажиров, пешеходов в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году, процент (4):

, (4)

где:

КПвод. - количество пострадавших в ДТП водителей;

КПпас. - количество пострадавших в ДТП пассажиров;

КПпеш. - количество пострадавших в ДТП пешеходов.

10.1. Значение подпоказателя P1i (k,g) определяется по формуле (5):

, (5)

где:

P1Вi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на первый вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения водителей, управляющих транспортными средствами, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P2Вi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на второй вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения водителей, управляющих транспортными средствами, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P3Вi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на третий вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения водителей, управляющих транспортными средствами, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

PnВi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на n-ный вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения водителей, управляющих транспортными средствами, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

nВ - число вопросов в анкете об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения водителей, управляющих транспортными средствами, единица.

10.2. Значение подпоказателя P2i (k,g) определяется по формуле (6):

, (6)

где:

P1Пi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на первый вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пассажиров, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P2Пi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на второй вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пассажиров, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P3Пi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на третий вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пассажиров, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

PnПi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на n-ный вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пассажиров, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

nП - число вопросов в анкете об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пассажиров, единица.

10.3. Значение подпоказателя P3i (k,g) определяется по формуле (7):

, (7)

где:

P1Шi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на первый вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пешеходов, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P2Шi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на второй вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пешеходов, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

P3Шi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на третий вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пешеходов, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

PnШi(k,g) - доля респондентов, выбравших варианты ответа "удовлетворен" или "скорее удовлетворен" на n-ный вопрос анкеты об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пешеходов, опрошенных в i-м субъекте Российской Федерации, по результатам k-го социологического опроса, проведенного в g-м году, процент;

nШ - число вопросов в анкете об оценке удовлетворенности безопасностью дорожного движения пешеходов, единица.

11. Значение показателя по Российской Федерации определяется усреднением значений показателя по субъектам Российской Федерации с учетом численности их населения по формуле (8):

, (8)

где:

PРФ(g) - значение показателя, характеризующего удовлетворенность участников дорожного движения Российской Федерации безопасностью дорожного движения в отчетном (g-м) году, процент;

Pi(g) - значение показателя, характеризующего оценку участниками дорожного движения i-го субъекта Российской Федерации удовлетворенности безопасностью дорожного движения, по результатам социологических опросов, проведенных в отчетном (g-м) году, процент;

R - общее число субъектов Российской Федерации, единица;

Wi - доля населения в возрасте 18 лет и более i-го субъекта Российской Федерации во взрослом населении Российской Федерации, где .

Приложение
к Методике расчета показателя
"Удовлетворенность безопасностью
дорожного движения" федерального
проекта "Безопасность дорожного движения"

Для каждой категории респондентов - водителей, пассажиров, пешеходов разрабатывается анкета, вопросы которой позволят оценить удовлетворенность безопасностью дорожного движения.

Для облегчения перевода мнений респондентов в количественную шкалу и получения на их основе комплексной оценки вопросы должны быть с готовым перечнем возможных вариантов ответа.

Шкалой оценки является шкала, выраженная в цифровой форме, в диапазоне от 1 до 5 баллов, где:

5 - "удовлетворен",

4 - "скорее удовлетворен",

3 - "затрудняюсь ответить",

2 - "скорее не удовлетворен",

1 - "не удовлетворен".

Анкета включает примерный перечень вопросов:

Категория респондентов: водители

1. Насколько Вы удовлетворены своим знанием законодательства в области дорожного движения (правила дорожного движения, законодательство об уголовной и административной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)?

2. Насколько Вы удовлетворены качеством надзора за соблюдением правил дорожного движения со стороны государства?

3. Насколько Вы удовлетворены уровнем своей осведомленности о проблеме обеспечения безопасности дорожного движения (количество и качество социальной рекламы, сюжеты и тематические публикации в средствах массовой информации, социальных сетях, сети Интернет)?

4. Насколько Вы удовлетворены уровнем конструктивной безопасности транспортного средства, которым обычно пользуетесь?

5. Насколько Вы удовлетворены уровнем конструктивной безопасности других транспортных средств, участвующих в дорожном движении?

6. Насколько Вы удовлетворены техническим состоянием (исправностью) транспортного средства, которым обычно пользуетесь?

7. Насколько Вы удовлетворены качеством и чистотой дорожного покрытия, наличием светофоров, дорожных знаков, разметки, ограждений?

8. Насколько Вы удовлетворены работой по устранению дорожных заторов?

Категория респондентов: пассажиры

1. Насколько Вы удовлетворены своим знанием правил дорожного движения?

2. Насколько Вы удовлетворены качеством надзора за соблюдением правил дорожного движения со стороны государства?

3. Насколько Вы удовлетворены уровнем своей осведомленности о проблеме обеспечения безопасности дорожного движения (количество и качество социальной рекламы, сюжеты и тематические публикации в средствах массовой информации, социальных сетях, сети Интернет)?

4. Насколько Вы удовлетворены качеством работы водителей автобусов, троллейбусов, трамваев?

5. Насколько Вы удовлетворены качеством работы водителей такси?

6. Насколько вы удовлетворены характеристиками общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев (высота пола, ширина дверей, наличие достаточного количества мест для сидения, поручней, приспособленность для маломобильных пассажиров и пр.)?

7. Насколько Вы удовлетворены качеством и чистотой дорожного покрытия, тротуаров, посадочных площадок, остановочных павильонов?

8. Насколько вы удовлетворены удобством имеющейся сети маршрутов движения автобусов, троллейбусов и трамваев?

Категория респондентов: пешеходы

1. Насколько Вы удовлетворены своим знанием правил дорожного движения?

2. Насколько Вы удовлетворены отношением водителей к пешеходам?

3. Насколько Вы удовлетворены качеством надзора за соблюдением правил дорожного движения со стороны государства?

4. Насколько Вы удовлетворены уровнем своей осведомленности о проблеме обеспечения безопасности дорожного движения (количество и качество социальной рекламы, сюжеты и тематические публикации в средствах массовой информации, социальных сетях, сети Интернет)?

5. Насколько Вы удовлетворены состоянием дорог и организацией дорожного движения, позволяющих своевременно заметить приближающиеся транспортные средства?

6. Насколько Вы удовлетворены качеством и чистотой дорожного покрытия, тротуаров, пешеходных дорожек, пешеходных переходов?

7. Насколько Вы удовлетворены удобством работы пешеходных светофоров?

8. Насколько Вы удовлетворены безопасностью используемых Вами пешеходных маршрутов к остановкам общественного транспорта, магазинам, местам проведения досуга?