"Программа профилактики нарушений требований в области безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств" (утв. МВД России 26.11.2020)
Утверждаю
Статс-секретарь - заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
И.Н.ЗУБОВ
26.11.2020 г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ
И ПРИНИМАЕМЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1> ЮРИДИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ <2>,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ (ИХ УЧАСТКОВ), В ТОМ ЧИСЛЕ В ГРАНИЦАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ПЕРЕЕЗДОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ РАБОТЫ
И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
И РЕМОНТУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ <3>
--------------------------------
<1> Далее - обязательные требования.
<2> Далее - контролируемые лица.
<3> Далее - программа профилактики нарушений.
Правовые основания разработки программы
|
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
распоряжение МВД России от 15.03.2019 N 1/2617 "Об организации и осуществлении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения".
|
Разработчик программы
|
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>.
|
Цели программы
|
Снижение количества нарушений обязательных требований;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
формирование модели социально ответственного и добросовестного поведения контролируемых лиц;
снижение количества дорожно-транспортных происшествий <2>, погибших и раненных в них людей.
|
Задачи программы
|
Выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
установление и оценка влияния видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий на эффективность профилактической работы;
повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции;
создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
|
Сроки реализации программы
|
Программа профилактики нарушений рассчитана на 2021 г. <3>
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
Уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц;
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц;
обеспечение единообразия понимания обязательных требований контролируемыми лицами; снижение количества погибших и раненых в ДТП.
|
--------------------------------
<1> Далее - ГУОБДД МВД России.
<2> Далее - ДТП, происшествие.
<3> С учетом положений пункта 6 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1. Аналитическая часть
По итогам 10 месяцев 2020 г. (далее - 2020 г., текущий год) на территории Российской Федерации зарегистрировано 119917 ДТП, в которых погибло 13076 и ранено 151739 человек.
В 2020 году на месте совершения каждого 3 происшествия (41760, 34,8%) зарегистрированы нарушения обязательных требований, в которых получили ранения более 52,5 тыс. человек и более 4,2 тыс. погибли, при этом рост числа погибших участников дорожного движения составил 6,7%.
В 23535 ДТП (56,4%) установлены факты отсутствия, плохой различимости горизонтальной дорожной разметки, отсутствие дорожных знаков в необходимых местах - в 9319 ДТП (22,3%), неправильное применение, либо плохая видимость дорожных знаков - в 4183 ДТП (10%).
Следует отметить увеличение на протяжении последних трех лет количества происшествий, в местах совершения которых установлены факты отсутствия, либо плохой различимости вертикальной разметки (2018 - 636 (+9,3%), 2019 - 926 (+45,6%), 2020 - 1151 (+24,3%) и отсутствия в необходимых местах тротуаров (пешеходных дорожек) (2018 - 2930 (+0,1%), 2019 - 2974 (+1,5%), 2020 - 3166 (+6,5%).
Кроме того, доля ДТП с погибшими, в местах совершения которых установлены нарушения обязательных требований, связанные с отсутствием, либо плохой различимостью горизонтальной дорожной разметки, отсутствием дорожных знаков и освещения, составляет 83%.
В целом на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значений отмечено уменьшение на 6,7% количества ДТП, в местах совершения которых установлены нарушения обязательных требований (с 43493 до 40596), при увеличении числа погибших на 6,1% (в 2019 году - 3837, в 2020 году - 4072) и снижении числа раненых на 8,2% (с 55803 до 51233). Вместе с тем, на дорогах регионального значения отмечен рост как количества ДТП на 5,8% (с 6392 до 6764), так погибших на 12,9% (с 1462 до 1650) и раненых на 2,7% (с 9002 до 9246).
Одновременный значительный рост всех трех основных показателей аварийности (ДТП - 493, +61,6%, погибло - 85, +107,3%, ранено - 617, +45,9%) наблюдается на участках автомобильных дорог в местах производства работ.
В текущем году наблюдается снижение количества ДТП по вине водителей пассажирского, грузового транспорта и транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, а также погибших и раненных в них людей.
В то же время увеличилось на 20,6% количество ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющего городские автобусные перевозки по заказам (2018 - 25, 2019 - 34,2020 - 41).
Количество погибших в таких происшествиях сократилось на 25% (3 погибших, из них пассажиров автобусов - 0), количество раненых выросло на 13,5% (59 раненых, из них пассажиров автобусов - 23).
В целях обеспечения информационной доступности и использования для самообследования на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены:
перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения <1>;
--------------------------------
<1> Далее - перечень обязательных требований.
проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях проведения оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденные приказом МВД России от 31.12.2018 N 878;
программа профилактики нарушений требований в области безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств на 2020 год;
план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год;
обзор практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Успешная реализация программы профилактики нарушений в 2021 году будет способствовать достижению отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" целей, в том числе по снижению к 2024 году смертности результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевой смертности), а также уменьшению количества фактов нарушений обязательных требований и увеличению доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МВД России.
2. Программные мероприятия
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки (периодичность) проведения
|
Ответственные за мероприятие
|
1.
|
Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <1> актуализированного перечня обязательных требований
|
10.01.2021
|
УОС
МВД России,
ГУОБДД МВД России
|
2.
|
Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
01.01.2021 - 30.06.2021
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
3.
|
Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения <2> с последующим размещением обзора на сайте МВД России
|
01.03.2021
|
ГУОБДД МВД России,
территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
4.
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
|
По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
--------------------------------
<1> Далее - сайт МВД России.
<2> Далее - ФГНОБДД.
3. Оценка эффективности программы
Для оценки мероприятий по профилактике нарушений и в целом программы профилактики нарушений по итогам года с учетом достижения целей программы профилактики нарушений устанавливаются отчетные показатели.
Качественный показатель эффективности программы:
1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований.
Количественные показатели эффективности программы:
1. Количество контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия.
2. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.
3. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.
Приложение 1
к Программе профилактики нарушений
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ
Определяемый программой профилактики нарушений показатель эффективности проводимых профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части касающейся эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, а также транспортных средств, выполнения работ и предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (далее - показатель) направлен на создание системы оценки эффективности профилактической деятельности в целях снижения уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов МВД России.
Сбор исходных данных для формирования показателя осуществляется по результатам мероприятий федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Для целей оценки эффективности программы профилактики нарушений применяется следующий показатель:
1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований - "Впм".
Целевое значение показателя - стремление к нулю.
Показатель "ВПМ" определяется отношением суммарного количества контролируемых лиц <1>, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, в том числе в границах железнодорожных переездов (НДОР), а также при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (НТЕХ) <2>, к количеству контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (КПСН).
--------------------------------
<1> В отношении которых в отчетном периоде проведены профилактические мероприятия.
<2> Привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц.
ВПМ = {(НДОР + НТЕХ) / КПСН} * 100.
Приложение 2
к Программе профилактики нарушений
ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
N п/п
|
Краткое описание формы профилактического мероприятия
|
Периодичность проведения
|
Ожидаемые результаты
|
I.
|
РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТЕ МВД РОССИИ
|
||
1.
|
Перечня обязательных требований
|
Актуализация
по мере внесения изменений, не реже 1 раз в год
|
Обеспечение правовой определенности в общественных отношениях, складывающихся при осуществлении контрольно-надзорной деятельности МВД России
|
2.
|
Проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых при осуществлении ФГНОБДД, их актуализация
|
Актуализация
по мере внесения изменений
|
|
3.
|
Программы профилактики нарушений
|
Ежегодно
|
|
4.
|
Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
|
Ежегодно
|
|
II.
|
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
|
||
5.
|
Проведение семинаров и конференций (семинар - форма повышения квалификации, коллективного публичного обсуждения информации для формирования компетенции участников в объеме новых знаний; конференция - собрание групп лиц, организаций для обсуждения определенной темы). При проведении таких мероприятий необходимо обеспечивать максимально возможное количество участников как от контролируемых лиц, так и должностных лиц надзорных органов, а также своевременное освещение итогов мероприятий в СМИ и на сайте МВД России
|
В соответствии с планом проведения публичных мероприятий
|
Предоставление необходимой информации по вопросам соблюдения обязательных требований; обеспечение непосредственного взаимодействия с подконтрольными субъектами
|
6.
|
Подготовка обзора практики осуществления ФГНОБДД с указанием проблем его осуществления, наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований и иных проблемных вопросов. Размещение обзора на сайте МВД России.
Подготовка и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности
|
1 раз в год
|
Обеспечение единообразия практики применения МВД России федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в подконтрольных областях. Обеспечение доступности информации о правоприменительной практике путем доведения до сведения заинтересованных пользователей
|
7.
|
Подготовка письменных ответов на обращения, в том числе полученные через официальный сайт МВД России
|
В течение года
|
Формирование системы оказания консультативной помощи поднадзорным субъектам по вопросам применения обязательных требований
|
8.
|
Осуществление консультирования (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
|
В течение года
|
Обеспечение эффективности государственного надзора при введении риск-ориентированного подхода
|
9.
|
Организация и проведение заседаний комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения
|
В соответствии с планом проведения заседаний
|
Обеспечение устойчивого диалогового взаимодействия с поднадзорными субъектами и повышение уровня доверия к органам надзорной деятельности
|
III.
|
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
|
||
10.
|
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения"
|
По фактам поступления сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований
|
Осуществление мер по мотивации поднадзорных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований. Сокращение числа нецелесообразных внеплановых проверок подконтрольных субъектов при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей
|