"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения" (вместе с "Методикой оценки результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения") (утв. МВД России)
Утверждаю
Статс-секретарь - заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
И.Н.ЗУБОВ
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ <1>
--------------------------------
<1> Далее - "программа профилактики рисков".
Правовые основания разработки программы профилактики рисков
|
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1101 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
|
Разработчик программы профилактики рисков
|
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <2>
|
Цели программы профилактики рисков
|
Устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание моделей ответственного и добросовестного поведения граждан и организаций <3>;
|
--------------------------------
<2> Далее - "ГУОБДД МВД России".
<3> Далее - "контролируемые лица".
снижение количества нарушений обязательных требований, а также дорожно-транспортных происшествий <1>, погибших и раненных в них людей
|
|
Задачи программы профилактики рисков
|
Сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
установление и оценка влияния видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий на эффективность профилактической работы;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц и формирование единообразного понимания обязательных требований
|
Сроки реализации программы профилактики рисков
|
Программа профилактики нарушений рассчитана на 2025 год
|
--------------------------------
<1> Далее - "ДТП, происшествие".
1. Аналитическая часть
По итогам 8 месяцев <2> 2024 г. <3> на территории Российской Федерации зарегистрировано 83245 ДТП, в которых погибло 8967 и ранено 104031 человек.
--------------------------------
<2> Здесь и далее оперативные данные по состоянию на 1 сентября 2024 г.
<3> Далее соответственно - "2024 г.", "текущий год".
На месте совершения почти трети происшествий (26257,31%) зафиксировано 39757 нарушений обязательных требований при содержании улично-дорожной сети.
При этом наиболее частыми нарушениями обязательных требований в местах совершения таких ДТП являются:
отсутствие или плохая различимость горизонтальной дорожной разметки - 15737;
отсутствие дорожных знаков в необходимых местах и неправильное их применение - 6823;
недостатки зимнего содержания дорог - 4820;
отсутствие тротуаров - 1786;
отсутствие освещения - 1271;
иные нарушения - 9320.
За 8 месяцев текущего года количество ДТП по вине водителей автобусов снизилось на 2,5% (2234), количество погибших в них возросло на 23,3% (127), раненых снизилось на 2,8% (3326).
По вине водителей грузового транспорта совершено на 1,9% (5962) ДТП меньше, чем в 2023 г., в них погибло 962 человека (+1,2%) и ранено 7288 (-4,5%).
По вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, отмечается рост количества ДТП на 9,8% (10534). В таких ДТП погибло 1024 человека (+20,8%) и 13230 (+6,9%) получили ранения.
Выявлено более 95 тыс. нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), основными из которых являются эксплуатация неисправного автотранспорта (более 18,7 тыс.), отсутствие действующей диагностической карты (более 26,1 тыс.), нарушение требований по оснащению транспортных средств тахографами (более 14,7), отсутствие путевой документации (более 4,1 тыс.), нарушение требований по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей (более 2,4 тыс.) и контроля технического состояния транспортного средства (более 2,3 тыс.), нарушения режима труда и отдыха водителей (более 1,7 тыс.), отсутствие водительского удостоверения (более 1,4 тыс.) <1>.
--------------------------------
<1> Согласно формам статистической отчетности, утвержденным приказом МВД России от 22.08.2017 N 657 "Об утверждении формы статистической отчетности о деятельности Госавтоинспекции".
Выявлено более 700 нарушений обязательных требований при проведении технического осмотра, из которых более 600 фактов - оформление диагностических карт с нарушением Правил проведения технического осмотра транспортных средств <2> и 32 - проведение технического осмотра лицом, не аккредитованным в установленном порядке на право его выполнения.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1434.
В целях предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в отношении контролируемых лиц, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, транспортных средств и проведение технического осмотра транспортных средств проведено более 52 тыс. профилактических мероприятий, из которых более 31 тыс. - объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, более 8 тыс. - проведение консультирований и более 10 тыс. - профилактических визитов.
В органы прокуратуры направлено более 5 тыс. информации о нарушениях законодательства в области безопасности дорожного движения.
Для повышения уровня правовой грамотности контролируемых лиц и формирования единообразного понимания обязательных требований на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены:
перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения;
приказ МВД России от 27.11.2023 N 915 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами МВД России и его территориальных органов при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения";
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения;
доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения за 2023 год;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1101 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
приказ МВД России от 13.12.2021 N 1025 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения".
Успешная реализация программы профилактики рисков в 2025 году будет способствовать достижению отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" целей по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года, а также уменьшению количества фактов нарушений обязательных требований и увеличению доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности МВД России.
2. Программные мероприятия
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
|
1.
|
Информирование.
Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
1.1.
|
Текстов нормативных правовых актов <1>, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения <2>
|
|
1.2.
|
Сведений об изменениях, внесенных в НПА, регулирующих осуществление федерального надзора, о сроках и порядке их вступления в силу
|
|
1.3.
|
Перечня НПА с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля <3>, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции
|
|
1.4.
|
Проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых при осуществлении федерального надзора
|
|
1.5.
|
Руководств по соблюдению обязательных требований
|
|
1.6.
|
Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска
|
|
1.7.
|
Перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска
|
|
1.8.
|
Программы профилактики рисков
|
|
1.9.
|
Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий
|
|
1.10.
|
Исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица
|
|
1.11.
|
Сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
|
1.12.
|
Сведений о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц
|
|
1.13.
|
Докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики
|
|
1.14.
|
Докладов о федеральном надзоре
|
|
2.
|
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
|
|
3.
|
Консультирование по вопросам осуществления федерального надзора
|
|
4.
|
Проведение профилактических визитов в форме профилактических бесед
|
--------------------------------
<1> Далее - "НПА".
<2> Далее - "федеральный надзор".
<3> Далее - "обязательные требования".
3. Оценка результативности и эффективности программы
профилактики рисков
По итогам года для оценки мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и программы профилактики рисков в целом, устанавливаются отчетные показатели.
Качественные показатели:
1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц, - Дао.
2. Доля контролируемых лиц из числа специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств, охваченных профилактическими мероприятиями и допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований, являющиеся основанием для прекращения статуса специализированной организации или изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств, - Дпс.
Количественные показатели:
1. Количество контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (из числа включенных в пункты 2 - 7), - Као.
2. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, - Ндор1.
3. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к проведению строительных работ, ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, - Ндор2.
4. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог, - Ндор3.
5. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним, - Нтех1.
6. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств, - Нтех2.
7. Количество контролируемых лиц (операторов технического осмотра), допустивших нарушения обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств, - Нтех3.
8. Количество контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (из числа включенных в пункты 9, 10), - Кпс.
9. Количество контролируемых лиц (специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств), допустивших нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и порядком государственной регистрации транспортных средств, - Псо.
10. Количество контролируемых лиц (изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств), допустивших нарушения обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств, - Пиз.
Приложение N 1
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в области безопасности
дорожного движения
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Определяемые показатели результативности и эффективности проводимых профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения <1> направлены на создание системы оценки профилактической деятельности в целях снижения уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов МВД России.
--------------------------------
<1> Далее - "показатели".
Сбор исходных данных для формирования показателей осуществляется по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Для целей оценки результативности и эффективности применяются следующие показатели:
1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц, - Дао.
Целевое значение показателя - стремление к нулю.
Показатель "Дао" определяется отношением суммарного количества контролируемых лиц, которые допустили нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения (привлечены к административной ответственности в качестве юридических лиц) и в отношении которых в отчетном периоде проведены профилактические мероприятия (Н...). к общему количеству контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (Као):
Дао = {(Ндор1 + Ндор2 + Ндор3 + Нтех1 + Нтех2 + Нтех3) / Као} * 100.
2. Доля контролируемых лиц из числа специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств, охваченных профилактическими мероприятиями и допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований, являющиеся основанием для прекращения статуса специализированной организации или изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств, - Дпс.
Целевое значение показателя - стремление к нулю.
Показатель "Дпс" определяется отношением суммарного количества контролируемых лиц из числа специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения (являющиеся основанием для прекращения статуса специализированной организации или изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств) и в отношении которых в отчетном периоде проведены профилактические мероприятия (П...), к общему количеству контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (Кпс):
Дпс = {(Псо + Пиз) / Кпс} * 100.
Приложение N 2
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в области безопасности
дорожного движения <1>
ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
N п/п
|
Краткое описание профилактического мероприятия
|
Периодичность проведения
|
Ответственные за реализацию
|
I. ИНФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ И ИНЫХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗМЕЩЕНИЯ СВЕДЕНИЙ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ МВД РОССИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
|
|||
1.1
|
Текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального надзора <2>
|
Актуализация проводится не позднее даты вступления в силу НПА, и (или) в соответствии с которыми вносятся изменения в действующие НПА, либо признается утратившим силу НПА, изменения иных сведений, подлежащих размещению
|
ГУОБДД МВД России, УОС МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.2
|
Сведений об изменениях, внесенных в НПА, о сроках и порядке их вступления в силу
|
Не позднее даты вступления в силу НПА, в соответствии с которым вносятся изменения в действующие НПА
|
ГУОБДД МВД России, УОС МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.3
|
Перечня НПА с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции
|
Не позднее даты вступления в силу НПА, в соответствии с которым вносятся изменения в действующие НПА
|
ГУОБДД МВД России, УОС МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.4
|
Руководства по соблюдению обязательных требований
|
Ежегодно в части нарушений, являющихся типовыми или массовыми
|
ГУОБДД МВД России
|
1.5
|
Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска
|
Актуализация проводится не позднее трех месяцев с даты изменений
|
ГУОБДД МВД России, УОС МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.6
|
Проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых при осуществлении федерального надзора
|
Актуализация проводится не позднее трех месяцев с даты вступления в силу НПА, в соответствии с которым вносятся изменения в действующие НПА
|
ГУОБДД МВД России, УОС МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.7
|
Перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска
|
До 01.02.2025
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.8
|
Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального надзора
|
До 26.12.2025
|
ГУОБДД
МВД России, УОС МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.9
|
Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий
|
До 10.01.2025
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.10
|
Исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица
|
До 10.01.2025
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.11
|
Сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
До 10.01.2025
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.12
|
Сведений о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц
|
До 10.01.2025
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.13
|
Докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики
|
До 01.05.2025
|
ГУОБДД
МВД России, УОС МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
1.14
|
Докладов о федеральном надзоре
|
До 01.03.2025
|
ГУОБДД
МВД России, УОС МВД России
|
II. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
|
|||
2.1
|
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
|
По фактам поступления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
III. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАДЗОРА
|
|||
3.1
|
По телефону
|
По фактам поступления обращений контролируемых лиц и их представителей
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
3.2
|
Посредством видео-конференц-связи
|
||
3.3
|
На личном приеме
|
||
3.4
|
В ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия
|
||
IV. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ВИЗИТЫ
|
|||
4.1
|
В форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица
|
В течение года по инициативе должностного лица надзорного органа
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
4.2
|
Путем использования видео-конференц-связи
|
||
4.3
|
Обязательные профилактические визиты (в соответствии с пунктами 4.1, 4.2 настоящего раздела)
|
Ежегодно в отношении объектов федерального надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, категория риска которых изменилась на более высокую, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, являющейся объектом федерального надзора, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности и при наличии информации о начале такой деятельности
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
--------------------------------
<1> Далее - "федеральный надзор".
<2> Далее - "НПА".