Утверждаю
Статс-секретарь -
заместитель Министра внутренних дел
Российской Федерации
И.Н.ЗУБОВ
3 октября 2018 г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ
ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ МИГРАЦИИ
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении МВД России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля (надзора) МВД России в сфере миграции (далее - Программа) разработана в соответствии со Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденным протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12 сентября 2017 г. N 61(11).
2. Программа разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
а) "профилактическое мероприятие" - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых МВД России и (или) его территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований работодателем либо заказчиком работ (услуг) при привлечении (использовании) иностранных работников, прибывших на территорию Российской Федерации (далее - подконтрольные субъекты), направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
реализация в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
б) "обязательные требования" - требования к деятельности подконтрольных субъектов, к их персоналу, имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами МВД России, а также иными нормативными документами (далее - акты, содержащие обязательные требования);
в) "охраняемые законом ценности" - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;
г) "подконтрольная сфера" - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
4. МВД России осуществляет профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной охраняемой законом тайны.
II. Цели, задачи и принципы проведения
профилактических мероприятий
1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности деятельности МВД России при осуществлении государственного контроля;
снижение административных и финансовых издержек МВД России и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
2. Проведение МВД России и (или) его территориальными органами профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
3. Профилактические мероприятия МВД России планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с МВД России по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
За 2017 год количество мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации, проведенных территориальными органами МВД России на региональном уровне, в ходе которых были выявлены нарушения, не превышает 18 - 20%.
За 2017 год выявлено 4 проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при привлечении (использовании) иностранных работников, прибывших на территорию Российской Федерации, результаты которых признаны недействительными.
Случаев проведения территориальными органами МВД России на региональном уровне проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при привлечении (использовании) иностранных работников, прибывших на территорию Российской Федерации, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к должностным лицам МВД России применены меры дисциплинарного и административного наказания, не отмечено.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут
оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
В 2018 году с учетом проведенных МВД России мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с детальной регламентацией вопросов подготовки, проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов с использованием государственной информационной системы Единый реестр проверок ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам подготовки и прохождения проверок.
V. Механизм оценки эффективности и результативности
профилактических мероприятий
1. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта в ходе проверки и др.;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и МВД России;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с МВД России.
Ссылка на официальный сайт МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://mvd.ru, на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа.
VI. Программные мероприятия
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Срок исполнения/периоды реализации
|
Ответственные за мероприятие
|
1-й этап - 2018
|
|||
1.
|
Актуализация обязательных требований
|
01.11.2018
|
ГУВМ МВД России
|
2.
|
Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммукационной сети "Интернет" актуализированного перечня обязательных требований
|
01.11.2018
|
ГУВМ МВД России
|
3.
|
Подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов (далее - НПА), устанавливающих обязательные требования и внесенных изменениях в действующие НПА, сроках и порядке вступления их в действие
|
01.11.2018
|
ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
4.
|
Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
31.12.2018
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
5.
|
Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
Ситуативно, в порядке рассмотрения обращений
|
ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
6.
|
Обобщение практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции (далее - ФГКНвСМ)
|
1 раз в полугодие
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
7.
|
Размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых при осуществлении ФГКНвСМ
|
в течение 30 дней с даты подписания приказа МВД России
|
ГУВМ МВД России
|
8.
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
|
По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
2-й этап "2019 - 2020"
|
|||
9.
|
Актуализация обязательных требований с последующим размещением на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
По мере выхода новых НПА или внесения изменений в действующие
|
ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
10.
|
Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
2019 - 2020 ежеквартально
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
11.
|
Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований
|
Ситуативно, в порядке рассмотрения обращений
|
ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
12.
|
Обобщение практики осуществления ФГКНвСМ
|
1 раз в полугодие
|
ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
13.
|
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
|
По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
|
Территориальные органы МВД России на региональном уровне
|
VII. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы профилактики рисков осуществляется в пределах, установленной Президентом Российской Федерации предельной численности сотрудников МВД России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России, не требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и не приведет к повышению расходов юридических и физических лиц.
VIII. Механизм реализации программы
N п/п
|
Ответственные за мероприятия программы
|
Полномочия
|
1.
|
ГУВМ МВД России
|
Координирование деятельности по реализации программ профилактики рисков
|
2.
|
Руководители территориальных органов МВД России на региональном уровне
|
Координирование деятельности по реализации программы профилактики рисков территориальных органов МВД России на региональном уровне
|
3.
|
Начальники управлений по вопросам миграции по субъекту Российской Федерации
|
Организация и реализация мероприятий программы территориальных органов МВД России на региональном уровне
|
Приложение
к программе
ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
N п/п
|
Краткое описание формы профилактического мероприятия
|
Периодичность проведения
|
Адресаты мероприятий
|
Ожидаемые результаты
|
I.
|
РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕРЕЧНЕЙ ПРАВОВЫХ АКТОВ
|
|||
Актуализация обязательных требований, используемых при осуществлении ФГКНвСМ;
размещение на официальных сайтах МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированного перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом ФГКНвСМ.
|
При наличии изменений, не реже 1 раз в год
|
Поднадзорные субъекты, в соответствии с их типизацией
|
Обеспечение правовой определенности в общественных отношениях, складывающихся при осуществлении контрольно-надзорной деятельности МВД России
|
|
II.
|
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
|
|||
2.
|
Доведение публичных мероприятий
|
|||
2.1.
|
Проведение публичных мероприятий
|
|||
Подготовка совещаний с участием субъектов надзорной деятельности по разъяснению обязательных требований, разъяснению административных процедур;
семинаров, тематических конференций (семинар - форма повышения квалификации, коллективного публичного обсуждения информации для формирования компетенции участников коллектива в объеме новых знаний; конференция - собрание групп лиц, организаций для обсуждения определенной темы). При проведении таких мероприятий обеспечивать максимально возможное количество участников от инспекторского состава подразделений надзорных органов для обеспечения единообразного понимания обязательных требований, как работниками организаций, так и должностными лицами надзорных органов;
заседаний рабочих групп.
Своевременное освещение итогов мероприятий на официальных сайтах МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
|
В соответствии с планом проведения публичных мероприятий
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
|
Предоставление необходимой информации по вопросам соблюдения обязательных требований; обеспечение непосредственного взаимодействия с подконтрольными субъектами
|
|
2.2.
|
Обобщение результатов правоприменительной практики органов
|
|||
1 раз в полугодие
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
|
Обеспечение единообразия практики применения МВД России федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в подконтрольных областях. Обеспечение доступности информации о правоприменительной практике путем доведения до сведения заинтересованных пользователей
|
||
III.
|
РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА
|
|||
3.1.
|
Подготовка письменных ответов на вопросы, в том числе полученные через официальные сайты МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
|
Постоянно
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
|
Формирование системы оказания консультативной помощи поднадзорным субъектам по вопросам применения обязательных требований
|
3.2.
|
Проведение выездных практических профилактических мероприятий
|
|||
Проведение совещаний, встреч с разъяснениями обязательных требований с работниками и должностными лицами поднадзорных субъектов; инструктивных занятий; консультаций; мероприятий по контролю.
|
В течение года
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
|
Обеспечение эффективности государственного надзора при введении риск-ориентированного подхода
|
|
3.3.
|
Проведение профилактических осмотров (обследований) поднадзорных объектов
|
|||
Разъяснительная работа и консультирование ответственных должностных лиц. Плановый (рейдовый) осмотр (обследование) по местам нахождения (проживания) и трудовой деятельности иностранных граждан в ходе которого проводятся следующие мероприятия:
внешний визуальный осмотр;
фиксация результатов осмотра (обследования), в том числе с применением технических средств;
анализ информации о деятельности либо действиях (бездействии) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем.
|
В течение года
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
|
Совершенствование способов информирования поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований
|
|
3.4.
|
Организация и проведение заседаний комиссий по миграционной политике субъектов Российской Федерации
|
|||
Разработка планов проведения заседаний комиссий; определение перечня обсуждаемых вопросов; разработка протоколов заседаний; подготовка проектов решений комиссий; контроль за исполнением решений комиссий.
|
В соответствии с планом проведения заседаний
|
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
|
Обеспечение устойчивого диалогового взаимодействия с поднадзорными субъектами и повышение уровня доверия к органам надзорной деятельности
|
|
IV.
|
ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
|
|||
Подготовка доклада с обзором практики осуществления ФГКНвСМ с указанием проблем его осуществления и наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
|
Не менее 1 раз в год
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов,
личный состав МВД России, осуществляющий ФГКНвСМ.
|
Выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов снижения рисков их возникновения. Обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках, способах их предотвращения
|
|
V.
|
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИИ
|
|||
Осуществление действий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166.
|
По мере получения информации о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов
|
Осуществление мер по мотивации поднадзорных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований. Сокращение числа нецелесообразных внеплановых проверок подконтрольных субъектов при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей
|
|
VI.
|
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ (СПИСКИ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ)
|
|||
Подготовка проверочных листов (списка контрольных вопросов) используемых для проведения плановых проверок; проверки поднадзорных субъектов.
|
II полугодие 2018 г.
|
Руководители и ответственные должностные лица поднадзорных субъектов, личный состав МВД России, осуществляющий ФГКНвСМ.
|
Создание условий для самооценки поднадзорными субъектами состояния безопасности объектов и соблюдения обязательных требований. Формализация и унификация процедур проведения проверок, повышения их качества и прозрачности
|