МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 апреля 2019 г. N 3/197703743010

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Обращение, поступившее из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, касающееся предоставления гражданам документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем в жилом помещении (справок о составе семьи, выписок из домовых книг и других справок), ввиду отсутствия актуальной информации о зарегистрированных гражданах в домовых книгах (карточках регистрации, поквартирных карточках) рассмотрено.

В дополнение к ответу на предыдущие обращения с аналогичными вопросами, поступавшими в ГУВМ МВД России, сообщаем следующее.

Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 9 февраля 2018 г. N АКПИ17-1007 о признании недействующим пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288, указал, что что ФМС России полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделена.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" функции и полномочия упраздненной ФМС России переданы МВД России.

В этой связи с учетом указанного решения Верховного Суда Российской Федерации, а также отсутствием в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <1> и Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, обязанности по хранению органами регистрационного учета карточек регистрации, поквартирных карточек и домовых книг, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984 <2>, не содержит положений, предусматривающих порядок их ведения и хранения.

--------------------------------

<1> Далее - "Закон".

<2> Далее - "Административный регламент".

Следует отметить, что вопросы предоставления сведений о лицах, проживающих совместно с заявителем, не являются предметом регулирования вышеуказанного Административного регламента.

Согласно статьям 2 и 3 Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства - это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания и месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания и месте жительства, которая производится путем внесения сведений в базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <3>, полномочием на ведение которого наделено МВД России.

--------------------------------

<3> Далее - "база данных".

Подтверждением результата предоставления государственной услуги является проставление отметки о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина, выдача свидетельства о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14-летнего возраста, свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Относительно получения сведений о зарегистрированных гражданах заинтересованными органами (организациями), в том числе уполномоченными лицами управляющих жилищным фондом организаций, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьей 3 Закона адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом МВД России при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Случаи, при которых допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных, определены пунктами 2 - 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <1>. Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" допускается обработка персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон "О персональных данных".

При этом лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, являющиеся операторами персональных данных, в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О персональных данных" не могут осуществлять, их хранение после достижения целей обработки (регистрации или снятия гражданина с регистрационного учета).

Таким образом, передача органами регистрационного учета документов и сведений, содержащих персональные данные, возможна в случаях и в объеме, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В частности, исходя из Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 4, содержащаяся в нем информация предоставляется заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления на основания запроса.

Ведение адресных учетов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг и предоставление сведений из них действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации на МВД России не возложено.

Напоминаем, что органами, уполномоченными на предоставление услуг по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно части 3 статьи 1 Федерального закона 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжениям Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р (пункт 50 приложения N 1 к нему) и от 25 апреля 2011 г. N 729-р (пункт 47 утвержденного им перечня услуг), являются соответствующие государственные органы (учреждения) субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Закрепление за органами местного самоуправления полномочий по ведению, хранению поквартирных карточек, домовых (поквартирных) книг и их актуализации возможно посредством внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Врио заместителя начальника
С.Д.МАНАЕНКОВ