IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО ЭТАПА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
Содержание экзамена
60. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС в условиях реального дорожного движения и вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
61. При проведении экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:
общие обязанности водителей;
применение специальных сигналов;
сигналы светофора и регулировщика;
применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
начало движения, маневрирование;
расположение транспортных средств на проезжей части;
скорость движения;
обгон, встречный разъезд;
остановка и стоянка;
проезд перекрестков;
пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств;
движение через железнодорожные пути;
приоритет маршрутных транспортных средств;
пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Организация проведения экзамена
62. Экзамен проводится одним из двух методов:
несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по испытательному маршруту;
несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по различным испытательным маршрутам одновременно.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества испытательных маршрутов, экзаменаторов, кандидатов в водители и используемых для приема экзамена ТС.
63. Перед началом экзамена в присутствии экзаменатора проверяется соответствие ТС требованиям пунктов 9 и 10 Методики, включая работоспособность дополнительных педалей управления, исправность АПК "АВН" и настройку его видеокамер, а также правильность отображения штрафных баллов, вводимых с блока управления.
64. При проведении экзамена в ТС должны находиться кандидат в водители, экзаменатор, а также собственник ТС либо его представитель.
Примечание. При движении по испытательному маршруту собственник ТС (представитель собственника) должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления.
65. Испытательный маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по нему определяются экзаменатором.
66. Контроль правильности выполнения заданий осуществляется экзаменатором визуально.
67. Продолжительность экзамена на испытательном маршруте - не менее 20 минут. Экзамен может быть прекращен досрочно при получении кандидатом в водители оценки "НЕ СДАЛ".
68. Не допускается проведение экзамена в случаях, если:
собственник ТС (представитель собственника) не имеет при себе водительского удостоверения и документа на право обучения вождению соответствующей категории ТС;
ТС не отвечает требованиям Методики;
испытательный маршрут не отвечает требованиям Методики и/или условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок проведения экзамена
69. Экзаменатор устанавливает личность кандидата в водители, знакомит кандидата в водители с порядком проведения экзамена и системой оценки его результатов, включает АПК "АВН".
70. Перед началом экзамена ТС должно быть установлено в начале маршрута, двигатель прогрет и выключен, стояночный тормоз включен, рычаг механической коробки переключения передач в нейтральном положении (для автоматической трансмиссии орган управления режимами трансмиссии должен находиться в положении "P").
71. По команде экзаменатора кандидат в водители осуществляет подготовку к движению и выполняет поездку по испытательному маршруту, следуя указаниям экзаменатора.
72. При движении по испытательному маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, контролирует правильность выполнения заданий и фиксирует допущенные ошибки (в виде штрафных баллов) с помощью пульта управления АПК "АВН", которые автоматически отображаются на видеозаписи в виде соответствующих меток, суммируются и выводятся на экран монитора для оформления экзаменационного листа по окончании экзамена.
Команды кандидату в водители должны подаваться экзаменатором четко и своевременно. Необходимо предлагать кандидату в водители самому определить оптимальное место для выполнения маневра по заданию экзаменатора. Например, команды остановиться или развернуться должны подаваться соответственно в следующей форме: "Выберите место для остановки и остановитесь" или "Выберите место для разворота и развернитесь".
Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД, курить в ТС, включать радио- и другую звуковоспроизводящую аппаратуру. Мобильные телефоны в салоне ТС должны быть выключены.
73. При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения ДТП собственник ТС (представитель собственника) или экзаменатор, находящийся за дублирующими органами управления, обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления ТС.
74. По окончании экзамена информация, записанная с помощью АПК "АВН", включая дату сдачи экзамена, время начала и окончания экзамена, общее количество набранных штрафных баллов, данные о кандидате в водители (личный номер заявителя), автоматически переносится в соответствующую автоматизированную базу данных ГИБДД или передается на внешних носителях в экзаменационное подразделение.
Система оценки
75. Контрольная таблица второго этапа практического экзамена с перечнем ошибок, нарушений пунктов ПДД и штрафных баллов приведена в приложении N 11 к Методике.
76. Оценка "СДАЛ" выставляется, если кандидат в водители в ходе экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила 20 и менее баллов.
77. Оценка "НЕ СДАЛ" выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила более 20 баллов, при этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.