I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами <*> устанавливает формы, методы и порядок проведения экзаменов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <**>, а также систему оценки знаний и навыков кандидатов в водители.
--------------------------------
<*> Далее - Методика.
<**> Далее - Госавтоинспекция.
2. Квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами <*> проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители <**> водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 <***>.
--------------------------------
<*> Далее - экзамены.
<**> Кандидатами в водители считаются лица, желающие получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, а также лица, для которых нормативными правовыми актами предусмотрена сдача квалификационных экзаменов.
<***> Далее - Правила.
3. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена.
Для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий у кандидатов в водители принимаются следующие экзамены:
на категорию "A" - теоретический экзамен и первый этап практического экзамена;
на категории "B", "C", "D" - теоретический экзамен, первый и второй этапы практического экзамена;
на категории "BE", "CE", "DE" - первый и второй этапы практического экзамена;
на категории "трамвай", "троллейбус" - теоретический экзамен.
4. Теоретический экзамен проводится методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы.
Примечание. С учетом социально-экономических и иных характеристик соответствующей территории допускается осуществлять прием экзамена методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы на территории обслуживания ближайшего экзаменационного подразделения соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Первый этап практического экзамена проводится на автоматизированном автодроме.
Примечание. С учетом социально-экономических и иных характеристик соответствующей территории допускается осуществлять прием экзамена на автоматизированном автодроме, расположенном на территории обслуживания ближайшего экзаменационного подразделения соответствующего субъекта Российской Федерации.
6. Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения.
7. Общие требования к автоматизированной системе, используемой при приеме теоретического экзамена, автоматизированному автодрому, оборудованию зон выполнения испытательных упражнений для проведения первого этапа практического экзамена и испытательным маршрутам приведены соответственно в приложениях N N 1 - 4 к Методике.
8. Практический экзамен принимается на транспортном средстве <*> той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:
--------------------------------
<*> Далее - ТС.
"A" - на двухколесных мотоциклах;
"B" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
"C" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;
"D" - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
"BE" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава ТС превышает 3500 кг;
"CE" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
"DE" - на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг.
Примечания.
1. Прием экзаменов у лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению ТС соответствующих категорий с ограничениями, осуществляется на ТС, конструкция которых отвечает имеющимся медицинским предписаниям.
2. Для приема первого этапа практического экзамена должны использоваться ТС, имеющие следующие, помимо изложенных выше, характеристики:
для категории "B" - длина не менее 3,8 м, ширина не менее 1,6 м, расстояние между осями колес <*> не менее 2,2 м, минимальный радиус поворота не менее 4,2 м;
--------------------------------
<*> Далее - база.
для категории "C" - длина не менее 6,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,3 м, минимальный радиус поворота не менее 5,8 м;
для категории "D" - длина не менее 7,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,5 м, минимальный радиус поворота не менее 7,8 м.
9. Используемые для приема экзаменов ТС должны соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации <*> и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения <**>, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
--------------------------------
<*> Далее - ПДД.
<**> Далее - Основные положения.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
10. Используемые для приема экзаменов ТС должны быть дополнительно оборудованы:
при проведении первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме - соответствующими датчиками и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома;
при проведении второго этапа практического экзамена - аппаратно-программными комплексами, обеспечивающими аудио- и видеонаблюдение за дорожной обстановкой, действиями кандидата в водители, экзаменатора (помощника экзаменатора), а также регистрацию полученной информации <*>, общие требования к которым приведены в приложении N 5 к Методике.
--------------------------------
<*> Далее - АПК "АВН".
11. Изменение конструкции ТС, связанное с установкой дополнительных педалей управления, зеркал заднего вида, опознавательных знаков "учебное транспортное средство", должно быть оформлено в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>, и подтверждено соответствующей записью в свидетельстве о регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные ТС <**>.
--------------------------------
<*> Приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (зарегистрирован в Минюсте России 25 января 2001 г., регистрационный N 2548).
<**> Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2008 г., регистрационный N 13051).
12. Каждая из частей экзаменов оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка - "СДАЛ", отрицательная - "НЕ СДАЛ".
Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем - практический. Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396.
Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене.
В случае если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей практического экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.
13. Оценки, полученные кандидатом в водители в ходе экзаменов, заносятся в экзаменационный лист (приложение N 6 к Методике) и протокол приема квалификационных экзаменов (приложение N 3 к Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>).
--------------------------------
<*> Приказ МВД России от 20 июля 2000 г. N 782 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1996 г. N 1396" (зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2000 г., регистрационный N 2349).
14. По окончании каждой части (этапа) экзаменов экзаменационный лист с итоговой оценкой подписывается экзаменатором и кандидатом в водители.
15. Аудио- и видеоинформация, записанная с использованием АПК "АВН" в ходе второго этапа практического экзамена, хранится в экзаменационном подразделении в течение 12 месяцев с даты соответствующего экзамена. Она может быть использована в случае обжалования кандидатом в водители результатов экзамена в установленном порядке.
Запрещается передача информации без согласия кандидата в водители для опубликования (трансляции).
Копия аудио- и видеоинформации на основании письменного запроса выдается судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях и другим органам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.