2.2. Требования безопасности труда при погрузке, выгрузке, транспортировании, складировании и хранении твердого топлива

2.2. Требования безопасности труда при погрузке,
выгрузке, транспортировании, складировании и хранении
твердого топлива

2.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов на базах топлива должны проводиться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) и другой нормативной документацией.

2.2.2. Погрузка и выгрузка твердого топлива (угля, торфяных брикетов, лесо- и пиломатериалов, дров) должны выполняться механизированным способом с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.

2.2.3. Погрузка и выгрузка твердого топлива из полувагонов железнодорожным краном должны производиться по сигналам и под наблюдением стропальщика, который должен находиться в зоне видимости машиниста крана в безопасном месте, обеспечивающем хорошую видимость операций, производимых краном.

При перемещении грузов кранами между стропальщиком и крановщиком должна использоваться знаковая сигнализация.

Знаковая сигнализация и система обмена сигналами должны быть отражены в инструкции по охране труда для крановщиков и стропальщиков.

2.2.4. При выполнении на базах топлива погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

немедленно приостанавливать работу по сигналу "Стоп" независимо от того, кем он подан;

подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков;

перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, вагона, автомобиля в опасной зоне не находится стропальщик или другие лица;

зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузозахватного устройства;

для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;

строповку, зацепку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;

груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на его пути предметов;

опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов.

2.2.5. На базе топлива в установленном месте должны быть вывешены схемы (плакаты) способов строповки, зацепки грузов.

2.2.6. Во время выгрузки твердого топлива работникам запрещается находиться под грейфером, в зоне разворота стрелы крана, перемещения крана по путям, в полувагоне, на платформе и кузове автомобиля.

2.2.7. Работы грузоподъемными кранами вблизи воздушной линии электропередачи следует производить по наряду-допуску при обязательном присутствии руководителя работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами) в зоне погрузки и выгрузки.

2.2.8. При погрузке и разгрузке платформ и полувагонов запрещается грузить кусковые или смерзшиеся навалочные грузы, весом отдельных кусков более 100 кг, с раскрыванием грейфера на высоте более 2,3 м от пола вагона или поверхности груза.

2.2.9. Погрузка и выгрузка смерзшегося угля или слипшегося брикета должны производиться под руководством дежурного по базе или бригадира с применением пневматического инструмента, виброрыхлителей или других механизмов.

2.2.10. Работы по пробивке угля в бункерах должны производиться с помощью шеста с применением лестницы, предохранительных поясов и страхующих канатов для спуска в бункер. Работа выполняется бригадой в составе не менее двух человек.

Ручная пробивка смерзшихся сыпучих материалов допускается только сверху отбойными молотками.

2.2.11. К работе с пневматическим инструментом допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие производственное обучение и проверку знаний по охране труда.

2.2.12. Работники, занятые на работах с использованием ручного пневматического инструмента ударного или вращательного действия, должны быть обеспечены виброзащитными рукавицами и защитными очками.

2.2.13. Перед подключением отбойного молотка к сети необходимо выполнить следующее:

проверить отсутствие повреждений на шлангах и их крепление к штуцерам. Шланги к штуцерам должны быть плотно подтянуты хомутами;

продуть вентиль перед присоединением шланга, продуть шланг перед присоединением молотка;

проверить, закрыт ли вентиль. Присоединение и отсоединение отбойного молотка к сети должно производиться при закрытом вентиле на воздушной магистрали.

2.2.14. При работе отбойным молотком необходимо оберегать шланг от повреждений и следить за нагревом хвостовика пики (при сильном нагреве возможно ее заедание).

2.2.15. При коротких перерывах в работе молоток должен быть размещен так, чтобы он не загрязнялся, при длинных перерывах в работе молоток следует хранить в теплом помещении во избежание замерзания смазки.

2.2.16. При формировании штабелей угля (дров) необходимо соблюдать габарит приближения строений. Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, должны располагаться не ближе двух метров от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса при высоте укладки до 1,2 м и не менее 2,5 м при большей высоте укладки груза.

2.2.17. Формирование штабеля угля должно производиться наращиванием его высоты путем послойной укладки угля одновременно по всей длине подштабельной площади правильной формы с естественным углом откоса.

Запрещается длительно хранить уголь в бесформенных кучах.

Штабели угля с откосами крутизной более угла естественного откоса должны быть ограждены прочными подпорными стенками.

Высота штабеля угля не должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м.

2.2.18. Выбирать уголь, торфяной брикет в нижней части штабеля, оставляя верхнюю в нависающем положении, грозящем обрушением, не допускается.

2.2.19. В штабеле угля для замера температуры должны быть вертикально установлены металлические трубы диаметром 25 - 50 мм в шахматном порядке на расстоянии 25 м одна от другой. Концы труб должны находиться от нижнего основания штабеля на расстоянии 1/4 высоты штабеля.

2.2.20. Систематически, не менее одного раза в месяц, следует проверять температуру в штабеле путем опускания термометра на 15 - 20 минут в металлическую трубу. При температуре штабеля до 40 °C следует проверять каждые 10 дней, а свыше 40 °C - ежедневно. Опасным очагом самонагревания и самовозгорания угля считается участок штабеля с температурой 60 °C и выше.

Результаты замера температуры должны заноситься в журнал контроля температуры в штабеле.

2.2.21. Штабеля угля или отдельные участки, подвергшиеся самонагреванию до температуры свыше 60 °C или самовозгоранию, подлежат немедленному освежению (замене) независимо от установленных для них сроков хранения.

2.2.22. При разгрузке угля, торфяных брикетов из полувагонов на повышенных железнодорожных путях перед открыванием люков следует убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих передвижению работников, а также в исправности запоров, исключающих самопроизвольное открывание люков.

2.2.23. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов работникам следует открывать и закрывать люки специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии, а на эстакадах и железнодорожных путях, расположенных на высоте более 2,5 м, открытие люков следует производить со специальных мостков.

2.2.24. Открывать люки полувагонов следует последовательно с двух сторон от одной торцевой стены к другой, работники при этом должны находиться сбоку от люков. Открывать люки из-под вагона запрещается.

2.2.25. При открытии люков хопперов и полувагонов нахождение работников в вагоне не допускается.

2.2.26. При открытии люков работники должны пользоваться защитными очками.

2.2.27. При входе в полувагон для очистки от остатков груза и выходе из него необходимо пользоваться исправными лестницами.

2.2.28. Люки вагонов должны закрываться с помощью люкоподъемников. При отсутствии люкоподъемников люки полувагонов должны закрываться вручную бригадой в составе не менее трех человек: двое должны осуществлять подъем крышки люка подручными приспособлениями (на ломах), третий должен лом заводить в проушину и прижимать крышку к раме полувагона; крышка фиксируется, после чего должны устанавливаться предохранительные сектора (замки).

2.2.29. Пуск и работа механизмов углеподающих эстакад запрещается при наличии следующих неисправностей:

надрыве транспортерной ленты или каната, износе каната;

поломке зубьев в шестеренных передачах, спадания канатов лебедок с блоков и роликов;

неисправности рычагов управления и тормозов;

перекосе скипа;

неисправностях ловителей скиповых подъемников;

неисправности канатного зажима или захвата вагонеток (трудность включения или выключения, проскальзывание каната, обрыв проволок каната и пр.);

появлении резких толчков во время работы лебедки скипового, при которых может произойти обрыв троса;

неисправности блокировок;

резком повышении показаний амперметра до остановки механизмов.

2.2.30. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, средства транспортирования грузов, грузоподъемное оборудование после окончания выполнения работ должны быть очищены от остатков твердого топлива.

Очистка вручную полувагона, платформы и кузова автомобиля от остатков твердого топлива и других грузов должна производиться при отведенной стреле крана.

2.2.31. Работы по погрузке, выгрузке, укладке и разборке штабелей лесо- и пиломатериалов должны производиться грузоподъемными кранами с захватами для леса, погрузчиками с челюстными и манипуляторными захватами, лебедками, оснащенными саморасцепляющимися стропами, механическими бревнозахватами (челюстными лесозахватами) и другими грузоподъемными механизмами и приспособлениями, обеспечивающими безопасное ведение работ.

2.2.32. Погрузка и разгрузка дров, пиломатериалов вручную допускается при малых объемах работ и должна выполняться не менее чем двумя работниками.

При формировании штабелей вручную одновременная работа на штабеле более двух работников запрещается. Вручную допускается укладывать доски массой не более 15 кг.

2.2.33. При выгрузке лесоматериалов должны соблюдаться следующие требования безопасности:

до начала разгрузки подвижного состава необходимо убедиться в исправности и целостности замков, стоек, прокладок;

сцепы или автомашины с неисправными стойками или их замковым устройством необходимо разгружать с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание лесоматериала с подвижного состава;

при открытии стоечных замков находиться следует с противоположной стороны разгрузки;

соблюдать безопасный разрыв между разгружаемыми соседними платформами (вагонами), равный не менее одной длины платформы.

2.2.34. Не допускается формировать и разбирать штабели пиломатериалов высотой более двух метров, а также выполнять погрузочно-разгрузочные работы при скорости ветра 10 м/с и более, ливневом дожде, густом снегопаде, тумане, когда видимость не превышает 50 м, и других чрезвычайных ситуациях.

2.2.35. При формировании штабелей дров необходимо соблюдать следующие требования:

бревна и прокладки следует укладывать симметрично продольной оси штабеля;

расстояние между прокладками по ширине штабеля должно быть на 0,5 м меньше длины самых коротких бревен;

междурядные прокладки по высоте штабеля следует располагать по одной вертикальной плоскости;

концы прокладок, укладываемых вдоль штабеля в одну нитку, должны перекрываться не менее чем на 1 м;

прокладки следует прирубать к бревнам в ряду, чтобы обеспечить возможно более плотное взаимное их прилегание;

глубина зарубок не должна превышать 1/3 толщины прокладок;

высота слоев между прокладками для ели и других пород с шероховатой прочной корой должна быть не более 1,2 м; для сосны и других пород с гладкой непрочной корой - не более 0,9 м; для бревен смешанных пород - не более 1,0 м;

для прокладок в нижней половине штабеля следует использовать бревна со здоровой древесиной толщиной не менее 0,18 м;

высота штабелей должна быть не более полуторной длины укладываемых бревен;

минимальная длина штабелей должна быть не менее четырехкратной их высоты;

крайние бревна в концах штабелей должны закатываться в ложа, вырубленные на концах прокладок, глубиной не более половины их толщины.

2.2.36. При формировании штабелей круглых лесоматериалов необходимо соблюдать следующие требования:

интервалы между отдельными группами штабелей должны соответствовать противопожарным нормам проектирования складов лесоматериалов;

отдельные бревна не должны выступать за пределы штабеля более чем на 0,5 м;

прокладки должны укладываться симметрично продольной оси штабеля на расстоянии от торцов бревен не более 1 м с каждой стороны;

междурядные прокладки по высоте штабеля должны укладываться в одной вертикальной плоскости;

прокладки вдоль штабеля должны укладываться в одну линию, а их концы на стыках должны перекрываться на длину не менее 1 м;

в один штабель допускается укладывать круглые лесоматериалы, отличающиеся по длине не более 1 м для хвойных пород и не более 0,5 м для лиственных пород дерева;

концы рядового штабеля должны иметь уклон, для чего каждый новый ряд должен выполняться короче предыдущего на диаметр бревна с каждой стороны. Крайние бревна каждого ряда должны закладываться в вырубленные на концах прокладок гнезда глубиной не более половины толщины прокладок;

в конце плотных, плотнорядовых и пачковых штабелей должны быть устройства, исключающие произвольное раскатывание бревен;

количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы - 50 м и ширине - 15 м;

разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 25 м.

2.2.37. Каждый штабель пиломатериалов (дров) через 30 см по высоте должен разделяться на пачки горизонтальными прокладками сечением не менее 125 x 125 мм. Концы прокладок не должны выступать из штабеля.

2.2.38. Пакеты пиломатериалов в штабелях должны быть разделены прокладками - деревянными брусками сечением 100 x 100 мм из древесины хвойных пород.

2.2.39. При укладке и разборке штабелей пиломатериалов необходимо выполнять следующие требования:

не сбрасывать бревна на штабель с погрузчика до установки направляющих слег (покатов), число которых должно быть не менее одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним бревен и во всех случаях не менее двух;

не производить одновременно работы на соседних штабелях;

не находиться ближе 10 м от укладываемых или разбираемых штабелей;

не находиться ближе 20 м от штабеля при обрушении его лебедкой с применением вспомогательного стропа;

не брать бревна из нижних рядов при разборке штабелей до тех пор, пока не убраны верхние ряды. Не откатывать бревна, находясь на пути их перемещения.

2.2.40. В конце штабелей должны быть устройства (подпорные стойки, связующие прокладки и др.), исключающие произвольное обрушение (раскатывание) бревен. При отсутствии таких устройств уклон в концах штабелей не должен превышать 30 - 35 градусов.

2.2.41. Укладка твердого топлива на погрузочно-разгрузочных площадках, в местах временного хранения вблизи стен зданий, оборудования, штабель к штабелю допускается при следующих условиях:

просветы между грузом и стеной, колонной должны быть не менее 1 м;

просветы между грузом и перекрытием здания - не менее 1 м;

просветы между грузом и светильником - не менее 0,5 м.

2.2.42. Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 его длины, не должна превышать полуторакратную длину бревен, укладываемых в штабель, и не более: 1,8 м при штабелировании вручную, 3 м при укладке челюстным погрузчиком. Формирование и разборка штабелей высотой 7 м и более должны выполняться краном с захватами для леса.

2.2.43. Между штабелями на базе, площадках для временного хранения твердого топлива должны быть обеспечены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.

2.2.44. При использовании кранов для укладки и разборки штабелей и пакетов работа должна быть организована так, чтобы под поднятым и перемещаемым грузом исключалось нахождение людей.

2.2.45. Сбор мусора и отходов должен производиться в специальную тару, размещенную в отведенных для нее местах. По мере накопления мусор и отходы должны своевременно вывозиться.

2.2.46. Запрещается производить работы грузоподъемными кранами на электрифицированных железнодорожных путях без снятия напряжения и без заземления участка контактной сети в зоне погрузки и выгрузки. Снятие напряжения и заземление контактной сети производят работники энергоучастка.

2.2.47. Работа грузоподъемных кранов на путях, соседних с электрифицированными, или на путях, где имеется подвеска воздушных осветительных проводов, может производиться только при условии, чтобы ни одна часть крана (стрела, трос) не приближалась в процессе работы ближе чем на 2 м к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети.

В случае невозможности соблюдения указанных условий напряжение с проводов должно быть снято или установлено временное ограждение с тем, чтобы кран не мог приблизиться к проводам поднятой стрелой.

2.2.48. Перед началом работ по перемещению грузов каждый груз должен быть тщательно осмотрен, проверены устройства для застропки (зацепки) груза в соответствии со схемой строповки.