11. Интеграция в социально-экономическое развитие регионов

11. Интеграция в социально-экономическое развитие регионов

Следует признать, что в России десятилетиями развитие системы особо охраняемых природных территорий осуществлялось без реального учета практических интересов регионов, что создавало основу для бесчисленных конфликтов на всем протяжении отечественной истории заповедного дела, связанных главным образом с попытками отторжения природных участков от этих территорий либо вовлечением их в нежелательное хозяйственное использование.

В значительной мере причина подобных конфликтов объясняется незнанием и непониманием соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. И было бы предельно наивно ждать, что руководители всех рангов в регионах России (не говоря уже о широких слоях населения) проявят эту любознательность и сами убедятся в достоинствах и значимости национальных парков, заповедников и других территорий. Однако фактически именно эта логика превалировала в заповедном деле десятилетиями. В то же время значимость, польза для региона в связи с созданием заповедника и национального парка должна стать очевидной, но для этого имя заповедника и национального парка должно громко звучать (причем в позитивном контексте), позитивная его деятельность должна быть понятна и известна самому широкому кругу лиц. Заповедники и национальные парки не могут быть в российских регионах инородными телами (пусть даже и самодостаточными, как в дореформенные времена), они должны стремиться максимально органично влиться в инфраструктуру региона, максимально использовать в его интересах свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование заповедников и национальных парков без ущерба для их профильных природоохранных задач.

Практическую интеграцию государственных заповедников и национальных парков в социально-экономическую сферу российских регионов в ближайшие годы представляется целесообразным рассматривать в следующих аспектах:

1. Экономический:

- организация и функционирование заповедников и национальных парков связано с созданием новых рабочих мест, в том числе и за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание, что особенно значимо для регионов с высоким уровнем безработицы;

- заповедники и национальные парки могут и должны вносить существенный вклад в развитие туризма в регионе и связанной с ним инфраструктуры, в том числе стимулируя развитие местных промыслов и иных форм вовлечения местного населения в сферу обслуживания посетителей;

- не следует недооценивать и значение налоговых отчислений, поступающих в результате вышеупомянутой деятельности в региональные и муниципальные бюджеты;

- определенные национальные парки и заповедники способны также внести вклад в развитие сельского хозяйства (включая производство экологически чистой сельхозпродукции), рентабельного охотничьего хозяйства, организацию промышленного и любительского рыболовства;

- необходимо обобщать и распространять опыт российской и международной практики инициирования и кредитования пилотных проектов по развитию малого бизнеса при поддержке заповедников и национальных парков, а также внедрения иных малозатратных механизмов роста занятости и доходов местного населения в рамках экологически ориентированной деятельности;

- следует иметь в виду, что деятельность государственных природных заповедников и национальных парков, тем более обладающих международным статусом, содействует привлечению в регион дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.

2. Природоохранный:

- заповедники и национальные парки, могут и должны стать своеобразными "центрами кристаллизации" региональной системы особо охраняемых природных территорий;

- потенциал заповедников и национальных парков в регионе должен активно использоваться для обоснования и планирования развития сети охраняемых территорий, проведения проектно-изыскательских работ и подготовки решений по созданию различных категорий особо охраняемых природных территорий;

- следует внедрять в практику передачи в непосредственное ведение конкретных заповедников и национальных парков близлежащих заказников (как федеральных, так и региональных) и памятников природы для более эффективного обеспечения их охраны;

- заповедники и национальные парки могут и должны становиться опорой территориальных подразделений федерального природоохранного органа в части осуществления экологического контроля, включая контроль за соблюдением режима иных особо охраняемых природных территорий, выполнения функций специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания. Для этого необходимо всемерно использовать потенциал специальных инспекций по охране заповедников и национальных парков, включая решение вопроса о расширении зоны деятельности этих инспекций на прилегающие к заповедникам и национальным паркам территории.

3. Просветительский:

- заповедники и национальные парки могут являться своеобразными региональными центрами экологического просвещения;

- особый практический интерес для любого региона представляют активность и потенциал заповедников и национальных парков в работе со школьниками и взаимодействие с органами народного образования;

- необходимо максимально использовать имеющийся потенциал заповедников и национальных парков в деле информационного обеспечения населения, в том числе через средства массовой информации.

4. Научный:

- заповедники и национальные парки могут и должны являться региональными центрами экологического мониторинга, в первую очередь мониторинга биоты, поставляющими значимую информацию заинтересованным структурам в регионе;

- заповедники и национальные парки могут и должны представлять интерес для региона, внося вклад в область изучения редких и исчезающих объектов флоры и фауны, а также охотничье-промысловых видов животных и хозяйственно ценных видов растений;

- потенциал заповедников и национальных парков должен широко использоваться заинтересованными структурами в регионах России для получения информации, используемой в рамках ОВОС;

- следует развивать и укреплять контакты заповедников и национальных парков с профильными вузами в регионах в части прохождения студентами (в первую очередь старших курсов) в заповедниках и национальных парках учебных практик с подготовкой курсовых и дипломных работ;

- территориальным природоохранным органам следует шире привлекать специалистов заповедников и национальных парков к работе в составе экспертных комиссий в рамках проведения государственных экологических экспертиз.

Все преимущества и выгоды экономического, природоохранного, научного и просветительского характера, для региона в целом и в том числе для местного населения, должны широко пропагандироваться самими заповедниками и национальными парками: люди должны знать об этом и понимать это.

В целом представляется важным на базе заповедников и национальных парков России обеспечить практическую реализацию основных принципов, предусмотренных принятой в 1995 году международной Севильской стратегией для биосферных резерватов, являющейся одним из инструментов претворения в жизнь концепции устойчивого развития. В этой связи следует существенно расширить перечень государственных природных заповедников и национальных парков, имеющих официальный статус биосферного резервата ЮНЕСКО, за счет заповедников и национальных парков, уже реализующих основные функции биосферных резерватов, предусмотренных Севильской стратегией, либо перспективных для их реализации.

В рамках выполнения Севильской стратегии особое внимание следует уделить осуществлению мероприятий по обеспечению устойчивого существования коренного и старожильческого населения, связанного с ведением традиционного природопользования.

Следует считать необходимым широкую координацию деятельности заповедников и национальных парков, имеющих статус биосферных резерватов, с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, структурами бизнеса и неправительственными организациями в части реализации экологических и социально-экономических программ и проектов, для чего формировать при каждом заповеднике и национальном парке, имеющем статус биосферного резервата, соответствующие координационные советы.