МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
5 июня 2001 г. N ВГ-6-16/443

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июня 2001 г. N ВР-1969

ПИСЬМО

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕМ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЯМ - ЭКСПОРТЕРАМ

В целях усиления эффективности и оперативности осуществления мероприятий, направленных на предотвращение налоговых правонарушений, связанных с возможностью неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, в соответствии с пунктом 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров на экспорт, представляют в налоговые органы в сроки, установленные главой 21 Кодекса, отдельную декларацию по налогу на добавленную стоимость, утвержденную Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.2000 N БГ-3-03/407 "Об утверждении форм Деклараций по налогу на добавленную стоимость и Инструкции по их заполнению", согласованным с Минфином России и зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2000 N 2499.

Налогоплательщики заполняют приложение "Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов" к Декларации по налоговой ставке 0 процентов. В указанном приложении отражаются операции по реализации товаров на экспорт, по которым может быть применена налоговая ставка 0 процентов. В графе "Операция, по которой применяется налоговая ставка 0" указывается наименование реализуемого товара, номер контракта с инопартнером, номер грузовой таможенной декларации, оформленной в региональном таможенном органе. В графе "Статья Налогового кодекса (пункт, подпункт)" указывается номер подпункта и пункта статьи 164 Кодекса, в соответствии с которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов. В графе "Налоговая база" указывается стоимость товаров, реализуемых на экспорт, которая соответствует стоимости товаров, указанной в грузовой таможенной декларации, оформленной в региональном таможенном органе. В графе "Сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве товаров, по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов" указывается сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров, налогообложение которых предполагается производить по налоговой ставке 0 процентов.

Налоговые органы в случае необходимости осуществляют предварительный контроль за операциями по реализации указанных товаров, начиная с момента отражения этих операций в приложении к декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов.

Налоговые органы, получив информацию о заключении контракта с инопартнером, а также помещении товара под таможенный режим экспорта в региональном таможенном органе, как от налогоплательщиков, так и иных источников информации, в случаях, когда:

1. налогоплательщики впервые осуществляют реализацию на экспорт товаров, налогообложение которых предполагается производить по налоговой ставке 0 процентов;

2. сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве указанных товаров, превышает сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по указанным операциям, если бы они облагались налогом на добавленную стоимость;

3. ранее у налогоплательщиков по предыдущим экспортным операциям имели место нарушения налогового законодательства;

4. имеются основания полагать, что может иметь место попытка необоснованного возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость с использованием схем ухода от налогообложения (российский поставщик, экспортер и инопокупатель имеют счета в одном банке, и расчеты по контракту производятся в рублях, включая счета типа "Т" и т.п.), направляют в течение 8 дней материалы в федеральные органы налоговой полиции для предварительной проверки организаций - экспортеров, организаций - поставщиков материальных ресурсов, иностранных организаций - покупателей товаров, банков, через которые осуществляются платежи между участниками сделки.

При проведении проверок особое внимание необходимо обратить на следующие проблемные вопросы:

- подтверждение реального факта декларирования товаров в режиме экспорта в территориальных таможенных органах;

- номенклатура реализуемой налогоплательщиком продукции (станки, бывшие в употреблении, лом цветных металлов, ноу - хау, реакторы ядерные и др.);

- подтверждение списания денежных средств в уплату материальных ресурсов (работ, услуг) со счета налогоплательщика на счета поставщиков;

- анализ информации об учредителях фирм - поставщиков, особенно о тех, которые представляют нулевые балансы или не представляют налоговую отчетность;

- реальность существования иностранных покупателей продукции;

- фактическое движение денежных средств всех участников сделки по банковским счетам;

- происхождение экспортируемого товара (его производители);

- бартерные контракты, предусматривающие обменные операции товаров на работы (услуги).

Органы налоговой полиции, которым были направлены материалы из налоговых органов, обязаны в течение 30 дней провести дополнительные контрольные мероприятия и о результатах проверок сообщить налоговым органам.

В случае необходимости могут проводиться совместные проверки налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и других правоохранительных органов, направленные на выявление и предотвращение налоговых правонарушений.

Первый заместитель Министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
В.В.ГУСЕВ

Заместитель Директора
Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации
С.В.ВЕРЕВКИН - РАХАЛЬСКИЙ