МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 14 августа 2003 г. N 09-1-02/4040-АВ409
ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по вопросам государственной регистрации юридических лиц сообщает следующее:
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.
Согласно пункту 2 статьи 51 Кодекса юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Учитывая указанные нормы Кодекса, руководитель юридического лица до момента его создания неправомочен выдавать доверенность стороннему физическому лицу на право быть заявителем при государственной регистрации создания юридического лица.
2. Статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон) предусмотрено, что заявителем может быть также учредитель юридического лица при его создании.
В данном случае регистрирующий орган не требует от учредителя юридического лица, удостоверяющего своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, доверенности от других учредителей этого юридического лица.
Согласно пункту 5 статьи 185 Кодекса доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Исходя из изложенного, учредитель юридического лица может выдать доверенность физическому лицу на право быть заявителем в случае, если такое полномочие предусмотрено учредительными документами юридического лица.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона заявителем может быть иное лицо, действующее на основании доверенности.
Следовательно, в таком случае заявителем при подаче документов на государственную регистрацию (получении документов) в регистрирующий орган представляется соответствующая доверенность.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи 5 сведений, за исключением сведений, указанных в подпункте "м", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в государственный реестр осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона.
Пунктом 4 статьи 5 Закона установлен срок представления сведений о юридическом лице и вместе с тем оговорено, что сведения, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляются в определенном главой VI Закона порядке.
Главой VI Закона не предусмотрено сроков представления сведений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, исходя из смысла пункта 4 статьи 5 Закона, установленный трехдневный срок не распространяется на случаи, при которых изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы.
Следовательно, регистрирующие (налоговые) органы не вправе применять к должностным лицам организаций административную ответственность, предусмотренную пунктом 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части несвоевременного представления сведений о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" протокол общего собрания акционеров составляется не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров.
Учитывая указанный срок, а также установленный в пункте 4 статьи 5 Закона срок, юридическое лицо обязано сообщить об изменении сведений, не связанных с изменениями в учредительных документах, не позднее 18 дней после закрытия общего собрания акционеров.
5. В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения в указанной статье Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" не поименованы.
Таким образом, льготы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия, не предоставляются.
В случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации унитарных предприятий при создании, а также внесении изменений в учредительные документы руководителем юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, либо иным лицом, действующим на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.
6. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденным Приказом МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198, в общих (типовых) положениях может отсутствовать указание на место нахождения юридического лица. К таким юридическим лицам можно отнести, например, учреждения.
При этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц об изменении места нахождения юридического лица вносится на основании заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению".
При изменении места нахождения коммерческой организации в регистрирующий (налоговый) орган представляется заявление по форме N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", утвержденной вышеупомянутым Постановлением.
Заместитель министра РФ
по налогам и сборам
М.В.МИШУСТИН