1. Служба психологической помощи в системе здравоохранения
За последние 10 - 15 лет в Российской Федерации произошли принципиальные изменения в сфере оказания психологической помощи.
В субъектах Российской Федерации происходит развитие суицидологических служб. Организация суицидологических служб проводится с учетом опыта ряда регионов страны, показавшего целесообразность создания комплекса указанных структурных подразделений.
При организации круглосуточной связи по "Телефону доверия" осуществляется специализация постов: по работе с детьми, по проблеме межличностных отношений, по вопросам трудового и жилищного устройства и др.
В зависимости от преобладания в обслуживаемом районе тех или иных психологических проблем при выборе кандидатов на работу в отделение "Телефон доверия" предпочтение отдается врачу-психиатру, врачу-психотерапевту или психологу, но при этом внимание в первую очередь обращается на личностные качества кандидата, его способность к общению, опыт работы.
По данным органов управления здравоохранением и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, указанные подразделения суицидологической службы в различных сочетаниях развернуты в 60 субъектах Российской Федерации.
При этом подразделения "Телефон доверия" созданы в 52 субъектах Российской Федерации, кабинеты социально-психологической помощи - в 39 субъектах Российской Федерации, кризисные стационары - в 18. Создание подразделений "Телефон доверия" планируется в 5 субъектах Российской Федерации, кабинетов социально-психологической помощи - в 10 субъектах Российской Федерации, кризисных стационаров - в 13. В ряде субъектов Российской Федерации функции кабинетов социально-психологической помощи и кризисных стационаров осуществляются учреждениями, оказывающими психотерапевтическую помощь.
В течение последних двух десятилетий отмечается неуклонный рост различных чрезвычайных ситуаций. Как известно, увеличение количества чрезвычайных ситуаций приводит к постоянному увеличению в обществе количества лиц с различными психическими расстройствами, обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов, что делает необходимым создание психологической службы, оказывающей помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в экстренном и плановом порядке в круглосуточном режиме.
В федеральном государственном учреждении "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" организована круглосуточная анонимная "горячая линия" по оказанию психологической помощи различным категориям граждан.
Наиболее часто за психологической помощью по телефону доверия обращаются лица с реакцией "горя" (гибель близкого человека, развод, измена, разлука, потеря жилища, финансовый крах и др.); острой реакцией на стресс, посттравматическим стрессовым расстройством (этапы реагирования на различные природные, антропогенные и социальные чрезвычайные ситуации, включая изнасилование, угрозу гибели, грабеж и др.); нарушениями адаптации в различные биологические периоды (подростковый переходный период, кризис среднего возраста, климакс); алкоголизмом, наркоманией, игроманией, депрессией, личностными расстройствами; переживаниями, обусловленными наличием неизлечимых или трудно излечимых соматических заболеваний; суицидальными попытками (мыслями).