16.3. "Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ" (утв. Минздравсоцразвития РФ)
16.3. Порядок проведения инвентаризации объектов основных средств и отражение ее результатов в учете
16.3. Порядок проведения инвентаризации объектов основных средств и отражение ее результатов в учете 
Инвентаризации подлежат все основные средства учреждения здравоохранения, в том числе числящиеся на забалансовых счетах.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
При продаже основных средств учреждения здравоохранения проведение инвентаризации обязательно в части основных средств, подлежащих продаже.
Инвентаризация основных средств производится по их местонахождению и материально ответственному лицу.
До начала инвентаризации проверяется:
наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бюджетного учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Результаты инвентаризации фактического наличия объектов основных средств, находящихся в учреждении здравоохранения, отражаются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов.
Инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов основных средств и заносит в Инвентаризационную опись полное их наименование, инвентарные номера, единицу измерения; сведения о фактическом наличии (цена, количество); сведения по данным бюджетного учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество и сумма).
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов на балансе учреждения здравоохранения.
Проверяется также наличие документов на земельные участки и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в оперативном управлении учреждения здравоохранения.
Данные по земельным участкам, находящимся в оперативном управлении учреждения здравоохранения, должны сверяться с данными государственного кадастрового учета: выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях копий хранящихся в кадастровом деле документов.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бюджетного учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене с учетом износа. Сведения об оценке объектов основных средств оформляются соответствующим актом.
Основные средства вносятся в Инвентаризационную опись по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бюджетном учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений учреждения здравоохранения и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения учреждения (автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Инвентаризационная опись оформляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность ценностей, и доводится до сведения руководителя учреждения здравоохранения.
Один экземпляр описи передается в бухгалтерию учреждения здравоохранения, второй остается у материально ответственного лица.
При смене материально ответственного лица Инвентаризационная опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.
Подчистки и помарки в Инвентаризационной описи не допускаются.
Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.
При выявлении недостач или излишков основных средств в Инвентаризационной описи указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
В случае, когда при инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием основных средств и учетными данными, оформляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации.
Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
В Акте о результатах инвентаризации указываются номер и дата Ведомости расхождений, на основании которой составлен Акт.
В Акте о результатах инвентаризации отражается: наименование объекта инвентаризации, единица измерения, количество, номер счета бюджетного учета, стоимость за единицу, недостача по дебету и кредиту, отнесенная за счет учреждения, за счет виновных лиц, оприходование излишков по дебету и по кредиту.
Акт подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии.
Подписанный руководителем учреждения здравоохранения Акт о результатах инвентаризации является основанием для осуществления соответствующих записей в бюджетном учете.
Типовые записи по отражению в бюджетном учете результатов инвентаризации основных средств:
|
N п/п
|
Содержание операции
|
Бухгалтерская запись
|
|
|
Дебет
|
Кредит
|
||
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации (по рыночной стоимости).
|
|||
|
1
|
Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации (по рыночной стоимости).
|
1 101 XX 310
|
1 401 01 180
|
|
Отражение недостачи объектов основных средств, отнесенной за счет виновных лиц.
|
|||
|
2
|
Списание суммы начисленной амортизации по недостающим основным средствам.
|
X 104 XX 410
|
X 101 XX 410
|
|
Списание остаточной стоимости недостающих основных средств.
|
X 401 01 172
|
X 101 XX 410
|
|
|
3
|
Отражение недостачи объектов основных средств по текущей рыночной стоимости (после списания основных средств с баланса).
|
X 209 01 560
|
X 401 01 172
|
|
4
|
Отражение сумм, поступивших в кассу в возмещение причиненного ущерба.
|
X 201 04 510
|
X 209 01 660
|
|
5
|
Зачисление сумм, поступивших в возмещение недостач, на лицевой счет учреждения в рамках бюджетной деятельности.
|
1 210 03 560
1 304 05 310
|
1 201 04 610
1 210 03 660
|
|
6
|
Зачисление сумм, поступивших в
возмещение недостач, на счет учреждения по приносящей доход деятельности.
|
2 210 03 560
2 201 01 510
|
2 201 04 610
2 210 03 660
|
|
7
|
Перечислены в доход бюджета суммы в возмещение ущерба, поступившие на лицевой счет учреждения, открытый в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
|
1 210 02 410
|
1 304 05 310
|
|
8
|
Удержание из заработной платы сотрудника сумм, начисленных в возмещение причиненного ущерба.
|
X 302 01 830
|
X 304 03 730
|
|
9
|
Зачтены в счет погашения задолженности виновного лица и перечислены в доход бюджета суммы произведенных удержаний из заработной платы в возмещение причиненного ущерба.
|
1 304 03 830
1 210 02 410
|
1 209 01 660
1 304 05 211
|
|
10
|
Перечислены виновным лицом в доход бюджета по безналичному расчету суммы возмещения недостач основных средств (на основании уведомления о перечислении).
|
1 210 02 XXX
|
1 209 01 660
|
|
11
|
Поступление средств в возмещение причиненного ущерба на счет в кредитной организации.
|
X 201 01 510
|
X 209 01 660
|
|
Списание с баланса суммы недостачи в связи с неустановлением виновных лиц.
|
|||
|
12
|
Списание с баланса суммы недостачи в связи с неустановлением виновных лиц.
|
X 401 01 172
|
X 209 01 660
|
|
Списание недостач основных средств, образовавшихся вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
|
|||
|
13
|
Списание суммы начисленной амортизации по недостающим основным средствам.
|
X 104 XX 410
|
X 101 XX 410
|
|
Списание остаточной стоимости недостающих основных средств.
|
X 401 01 273
|
X 101 XX 410
|
|