МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 676-РХ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ
МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" предусмотрено осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, медицинским сестрам участковым врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики за оказание дополнительной медицинской помощи в рамках выполнения государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.

Отвечая на вопросы, возникающие при осуществлении денежных выплат, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации разъясняет:

1. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2005 года N 816 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению в 2006 году трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации)" установлено, что дополнительное соглашение об увеличении объема выполняемой работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи заключается с работником, занимающим штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) и с соответствующей численностью обслуживаемого прикрепленного населения.

Установленная соответствующая численность обслуживаемого прикрепленного населения определена в 1700 человек для терапевтических участков (Приказ Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тысяч человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов", Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 года N 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек"), в 1500 человек для участков врачей общей практики и в 1200 человек для участков семейных врачей (Приказ Минздрава России от 21 марта 2003 года N 112 "О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики"), в 800 человек для педиатрических участков (Приказ Минздрава России от 16 октября 2001 года N 371 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек").

Вместе с тем Минздравсоцразвития России считает возможным в исключительных случаях с соответствующим обоснованием разрешить осуществление денежных выплат медицинским работникам, обслуживающим малокомплектные терапевтические и педиатрические врачебные участки (ниже установленных нормативов на 200 человек), в случае занятия ими штатной должности в объеме не менее 1 ставки.

При этом руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований рекомендуется в целях улучшения качества и доступности медицинской помощи, ее профилактической направленности, эффективного использования ресурсов здравоохранения провести оптимизацию сети первичного звена здравоохранения в целях приведения в соответствие с функциями, объемом и характером деятельности.

Предусмотреть, особенно в сельской местности, организацию первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача), а также рассчитывать штатные нормативы амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом возрастно-полового состава, географических и иных особенностей территорий.

2. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления при отсутствии на территории муниципального района (городского округа) учреждений здравоохранения муниципального образования, а также учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и наличии иных медицинских организаций (федеральных учреждений здравоохранения, медицинских организаций независимо от ведомственной принадлежности) могут реализовать свои полномочия через упомянутые организации, посредством издания муниципального правового акта о формировании и размещении в данных организациях муниципального заказа на основании муниципального контракта, заключаемого в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В этом случае медицинские работники указанных медицинских учреждений могут участвовать в оказании дополнительной медицинской помощи и соответственно получать установленную денежную выплату на основании дополнительного соглашения к трудовому договору.

3. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тысяч человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов" в участковых больницах и амбулаториях, расположенных в сельской местности, для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению предусмотрены должности врачей-терапевтов и врачей-педиатров.

При установлении, что врачи указанных категорий фактически работают по участковому принципу и выполняют обязанности врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых в полном объеме, руководители органов управления здравоохранением муниципальных образований, в рамках полномочий, предусмотренных статьей 8 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в зависимости от конкретных условий труда, могут вводить вместо должностей врачей-терапевтов и врачей-педиатров соответственно должности врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых.

4. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" задачи учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи выполняются медицинскими работниками данных учреждений, в том числе специалистами со средним медицинским образованием.

В штатных нормативах медицинского персонала для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению предусмотрены должности медицинских сестер участковых терапевтических, педиатрических участков и медицинских сестер врача общей практики, устанавливаемые из расчета врачебных должностей.

Однако, если указанные категории медицинских сестер работают на врачебных участках, не укомплектованных врачебными кадрами, или работают с фельдшерами, обслуживающими данный участок, и исполняют в рамках своей компетенции должностные обязанности в полном объеме (не менее одной ставки), с соответствующей численностью обслуживаемого прикрепленного населения, то они могут получать установленную денежную выплату на основании дополнительного соглашения к трудовому договору.

Заместитель Министра
Р.А.ХАЛЬФИН