МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2012 г. N 16-2/10/2-3902
В рамках реализации положений Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и с целью формирования единых подходов к организации послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре и ординатуре Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлены приказы от 5 декабря 2011 г. N 1475н и N 1476н по утверждению федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования в ординатуре и интернатуре соответственно (далее - ФГТ).
Подготовка по программам послевузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре в соответствии с ФГТ начнется с 2012/2013 учебного года.
ФГТ состоят из следующих разделов:
- обязательные дисциплины;
- факультативные дисциплины;
- обучающий симуляционный курс;
- практика;
- итоговая государственная аттестация.
Согласно ФГТ 62,5% трудоемкости образовательной программы составляет практика (для интерна - 45 зачетных единиц из 72, для ординатора - 90 зачетных единиц из 144).
Целью практики является обеспечение готовности обучающегося к осуществлению профессиональной деятельности, а ее организация должна обеспечивать непрерывность и последовательность овладения обучающимся навыками профессиональной деятельности.
Программы практики интернов и ординаторов самостоятельно разрабатываются и утверждаются высшими учебными заведениями, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, научными организациями (далее - образовательные (научные) организации).
Следует отметить необходимость строгого соблюдения последовательности освоения образовательной программы, а именно: к практике могут быть допущены лица, успешно освоившие дисциплины образовательной программы и завершившие обучающий симуляционный курс.
Интернам и ординаторам, обучающимся за счет средств федерального бюджета, в период прохождения практики выплачивается государственная стипендия в образовательной (научной) организации в установленном порядке, их назначение на должности врачей в организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, не осуществляется.
По завершению прохождения практики интерны и ординаторы предоставляют по месту прохождения обучения отчет о прохождении практики по форме, установленной образовательной (научной) организацией.
При условии успешного прохождения интернами и ординаторами практики образовательные (научные) организации проводят их итоговую государственную аттестацию, в случае положительного прохождения которой выдается соответствующий документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании.
Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается лицо, не работающее в данной образовательной (научной) организации. В состав государственной аттестационной комиссии могут входить представители учредителя образовательной (научной) организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, территориальной службы занятости населения, работодателей, общественных организаций в сфере здравоохранения, научно-педагогические и научные работники образовательной (научной) организации.
Одновременно, в рамках реализации положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Минздравсоцразвития России приказом от 16 апреля 2012 г. N 362н утвержден Порядок организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам (в настоящее время направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации).
В соответствии с указанным Порядком практическая подготовка может быть организована:
- в клиниках (структурные подразделения образовательных (научных) организаций, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность);
- на клинических базах (медицинские организации, организации - производители лекарственных средств и медицинских изделий, аптечные организации, судебно-экспертные учреждения и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья, в которых располагаются структурные подразделения образовательных (научных) организаций);
- на базе практической подготовки (медицинские организации, организации - производители лекарственных средств и медицинских изделий, аптечные организации, судебно-экспертные учреждения и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья).
При этом, профиль осуществляемой указанными базами прохождения практики медицинской и (или) фармацевтической деятельности должен соответствовать направлению практической подготовки обучающихся.
Организация практической подготовки на базах прохождения практики, не являющихся структурными подразделениями образовательной (научной) организации, осуществляется на основе договора, предусмотренного положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации".
Образовательная (научная) организация самостоятельно распределяет обучающихся по местам прохождения практической подготовки.
Органы государственной власти и местного самоуправления, направляющие граждан на обучение в рамках заказа на целевую подготовку (далее - заказчик целевой подготовки), имеют право определить базой прохождения практики базу практической подготовки из числа подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, предусмотрев данное условие целевой подготовки в соответствующем договоре, заключенном с образовательной (научной) организацией и гражданином, направляемым на обучение.
По согласованию с заказчиком целевой подготовки обучающиеся вне рамок целевой подготовки могут быть направлены образовательной (научной) организацией для прохождения практической подготовки на базы практической подготовки из числа подведомственных заказчику целевой подготовки организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья.
Прохождение обучающимися практической подготовки на базе практической подготовки, расположенной вне населенного пункта, в котором расположена образовательная (научная) организация, осуществляется с письменного согласия обучающихся.
Учитывая изложенное, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, являющихся заказчиками целевой подготовки, предлагается обеспечить организацию практической подготовки направляемых на обучение граждан на базах практической подготовки из числа подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, с заключением соответствующих договоров данными организациями и образовательными и научными организациями, осуществляющими подготовку медицинских и фармацевтических работников.
В.И.СКВОРЦОВА