<Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011 N 15-0/10/2-8347 <О направлении методического письма Минздравсоцразвития РФ "О создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"> (вместе с Методическим письмом "О создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации")
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 2011 г. N 15-0/10/2-8347
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет методическое письмо "О создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" для использования в работе руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главными врачами перинатальных центров, центров планирования семьи, родильных домов, а также специалистами, участвующими в оказании медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В.И.СКВОРЦОВА
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
В.И.СКВОРЦОВА
N _____ от __________ 2011 г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О СОЗДАНИИ
ЦЕНТРОВ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН,
ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Методическое письмо подготовлено сотрудниками Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России В.И. Широковой, О.С. Филипповым, Ю.Е. Тереховой и главным внештатным специалистом Минздравсоцразвития России по акушерству и гинекологии Л.В. Адамян.
Область применения
Создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является одним из новых направлений приоритетного национального проекта "Здоровье", реализация которого должна быть предусмотрена в ходе выполнения региональных программ модернизации здравоохранения.
Работа центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее - центр) по обеспечению медицинской и социально-психологической помощи женщинам в случаях нежеланной беременности, является важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов в Российской Федерации.
Другим, не менее важным аспектом работы центров является предупреждение отказов от новорожденных в акушерских стационарах.
Создание центров будет способствовать снижению общего числа абортов, сохранению репродуктивного здоровья женщин в Российской Федерации и увеличению числа родившихся детей, а также предупреждать отказ от новорожденных в акушерских стационарах. В дальнейшем, одним из направлений работы центров может быть развитие "пренатального усыновления".
Методическое письмо предназначено для руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главных врачей перинатальных центров, центров планирования семьи, родильных домов, а также специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Общие положения
Центр является структурным подразделением учреждений охраны материнства и детства субъекта Российской Федерации.
Центр организуется, реорганизуется и ликвидируется руководителем учреждения, на базе которого располагается.
Финансирование центра осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации.
Для размещения центра в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач центра.
Центр, штатное расписание центра утверждается руководителем учреждения здравоохранения, на базе которого он функционирует в пределах установленного фонда оплаты труда.
Ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в центр, несет как руководство, так и каждый сотрудник центра в рамках действующего законодательства.
Цель, задачи и основные направления деятельности центра
Целью создания центра является организация и координация работы кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций в субъектах Российской Федерации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях", а также деятельности социальных работников и психологов акушерских стационаров.
Для достижения поставленной цели центры осуществляют свою деятельность на межведомственной основе путем взаимодействия органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты с привлечением общественных организаций (объединений) негосударственных фондов, традиционных конфессий по реализации медико-социальных, психологических и юридических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая превентивные меры по предупреждению абортов и отказов от новорожденных в роддомах.
Схема межведомственного взаимодействия центров
┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐
│ Органы управления │ │ Органы социальной │
│ здравоохранением │ │ защиты населения │
│ субъектов │ (───────────────────────) │ субъектов │
│Российской Федерации│<──(Центр медико-социальной)──>│Российской Федерации│
└────────────────────┘ ( поддержки женщин, ) └────────────────────┘
( оказавшихся в трудной ) ┌────────────────────┐
┌────────────────────┐ ( жизненной ситуации ) │ Негосударственные │
│ Общественные │<──(───────────┬───────────)──>│ фонды, │
│ организации │ │ │ представительства │
│ (объединения) │ │ │ традиционных │
└────────────────────┘ │ │ конфессий │
│ └────────────────────┘
│
\/
┌───────────────────────────────────────────────────────┐
│Кабинеты медико-социальной помощи женских консультаций,│
│психологи/медицинские психологи и социальные работники │
│ акушерских стационаров │
└───────────────────────────────────────────────────────┘
Первостепенными задачами центров являются:
разработка методических рекомендаций для социальных работников и психологов женских консультаций и акушерских стационаров;
проведение тренингов со специалистами кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций;
организация "телефонов доверия";
разработка сайта в сети Интернет, пропагандирующего ответственное родительство и позиционирующего результаты работы центра;
оказание содействия в предоставлении временного приюта в учреждениях социальной защиты (а также в приютах, созданных общественными и религиозными объединениями и др.), организации патронажа женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке;
анализ деятельности кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций на основе предоставленных отчетов.
Центр также может самостоятельно оказывать медико-социальные услуги следующим категориям женщин:
подвергшимся психофизическому насилию;
потерявшим родных и близких (вдовы);
имеющим детей-инвалидов;
женщинам-инвалидам;
одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
несовершеннолетним матерям;
несовершеннолетним и одиноким женщинам из неполных семей;
находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;
находящимся в конфликте с семьей.
В вышеперечисленных случаях основной задачей центра является создание необходимых условий для обеспечения максимально полной медико-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье; привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
Совместно с кабинетами медико-социальной помощи женских консультаций, а также с социальными работниками и психологами акушерских стационаров центры осуществляют мероприятия по выявлению женщин "групп риска" по отказу от ребенка после родов, организуют консультирование по вопросам социальной защиты женщин разового или постоянного характера, участвуют в формировании у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшего воспитания ребенка; организуют группы психологической поддержки женщин в период беременности с привлечением врачей-психотерапевтов.
Примерное штатное расписание центра <*>
--------------------------------
<*> На усмотрение субъекта Российской Федерации.
┌────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┐ │Руководитель │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Специалист по социальной работе │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Юрисконсульт │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Психолог │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Психотерапевт │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Психолог-психотерапевт "телефона доверия" │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Медицинская сестра │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Инструктор по труду │1 должность │ ├────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤ │Специалист по it-технологиям │1 должность │ └────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────┘