Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения СССР,
Главный санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
18 мая 1973 г. N 1102-73

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВИБРАЦИИ И ШУМА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ТРАКТОРОВ,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МЕЛИОРАТИВНЫХ, СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ
МАШИН И ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА <*>

--------------------------------

<*> Нормы разработаны при участии Киевского института гигиены труда и профессиональных заболеваний.

1. Назначение и область применения

1.1. Санитарные нормы и правила распространяются на рабочие места водителя (оператора) и обслуживающего персонала тракторов, самоходных шасси, самоходных, прицепных и навесных сельскохозяйственных машин; строительно-дорожных, землеройно-транспортных, мелиоративных и других аналогичных видов машин, а также грузового автотранспорта.

Санитарные нормы и правила являются обязательными для всех организаций, проектирующих, изготовляющих и проводящих капитальный ремонт машин.

1.2. Санитарные нормы и правила распространяются на вновь проектируемые и выпускаемые машины, а также машины, выходящие из капитального ремонта.

1.3. Санитарные нормы и правила устанавливают:

а) допустимые величины вибрации на рабочих местах и органах управления машин, возникающей в процессе передвижения их по местности, агрофону и дорогам, выполнения производственных операций без передвижения;

б) допустимые уровни шума на рабочих местах, а также внешнего шума машин в процессе выполнения производственных операций с передвижением и без него;

в) условия измерения вибрации и шума и требования к измерительной аппаратуре;

г) санитарные правила по ограничению воздействия вибрации и шума на организм работающих.

1.4. Замеры вибрации и шума, сопоставление их с допустимыми величинами с внесением соответствующих данных в паспорт машин проводятся при:

а) государственных испытаниях опытных образцов;

б) заводских (ведомственных) испытаниях опытных образцов машин;

в) контрольных испытаниях серийно выпускаемых машин;

г) испытаниях после капитального ремонта, а также при контрольных испытаниях у потребителя.

2. Нормируемые параметры и допустимые величины

2.1. Нормируемыми параметрами вибрации являются действующие значения колебательной скорости (V) в м/с в октавных полосах со средними геометрическими частотами 1; 2; 4; 8; 16; 31,5; 63; 125; 250 Гц или их уровни (L) в дБ, определяемые по формуле:

                                       V м/с
                         L = 20 lg ------------ дБ,
                                         -8
                                   5 x 10   м/с

               -8
    где  5 x 10   м/с    -  величина, условно  принятая  за  стандартную  и
соответствующая величине действующей колебательной скорости при стандартном
пороге звукового давления для тона частотой 1000 Гц.

2.2. Допустимые величины устанавливаются для вертикальной и горизонтальной вибрации, непрерывно действующей в течение 8-часовой рабочей смены, возникающей в результате работы двигателей, рабочих органов машин и в процессе передвижения машин по местности, агрофону, дорогам или при выполнении производственных операций без передвижения, и передающейся на сиденье работающего или рабочую площадку и на органы управления.

2.2.1. Допустимые величины вибрации на сиденье или рабочей площадке указаны в таблице 1.

Таблица 1 <1>

┌─────────┬─────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│Средние  │  Граничные  │        Допустимая колебательная скорость        │
│геометри-│   частоты   ├────────────────────────┬────────────────────────┤
│ческие   │  октавных   │ вертикальная вибрация  │     горизонтальная     │
│частоты  │  полос, Гц  │                        │      вибрация <2>      │
│октавных │             ├───────────┬────────────┼───────────┬────────────┤
│полос, Гц│             │действующие│   уровни   │действующие│   уровни   │
│         │             │ значения, │действующих │ значения, │действующих │
│         │             │    м/с    │значений, дБ│    м/с    │значений, дБ│
├─────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤
│         │             │         -2│            │        -2 │            │
│1        │0,88 + 1,4   │12,6 x 10  │128         │5,0 x 10   │120         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│2        │1,4 + 2,8    │7,1 x 10   │123         │3,5 x 10   │117         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│4        │2,8 + 5,6    │2,5 x 10   │114         │3,2 x 10   │116         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│8        │5,6 + 11,2   │1,3 x 10   │108         │3,2 x 10   │116         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│16       │11,2 + 22,4  │1,1 x 10   │107         │3,2 x 10   │116         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│31,5     │22,4 + 45,0  │1,1 x 10   │107         │3,2 x 10   │116         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│63       │45,0 + 90,0  │1,1 x 10   │107         │3,2 x 10   │116         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│125      │90,0 + 180,0 │1,1 x 10   │107         │3,2 x 10   │116         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│250      │180,0 + 355,0│1,1 x 10   │107         │3,2 x 10   │116         │
└─────────┴─────────────┴───────────┴────────────┴───────────┴────────────┘

Примечание: До 01.01.1978 возможно превышение нормативных величин до 6 дБ (таблица 2).

Таблица 2

┌─────────┬─────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│Средние  │  Граничные  │        Допустимая колебательная скорость        │
│геометри-│   частоты   ├────────────────────────┬────────────────────────┤
│ческие   │  октавных   │ вертикальная вибрация  │    горизонтальная      │
│частоты  │  полос, Гц  │                        │     вибрация <2>       │
│октавных │             ├───────────┬────────────┼───────────┬────────────┤
│полос, Гц│             │действующие│   уровни   │действующие│   уровни   │
│         │             │ значения, │действующих │ значения, │действующих │
│         │             │    м/с    │значений, дБ│    м/с    │значений, дБ│
├─────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼────────────┤
│         │             │         -2│            │         -2│            │
│1        │0,88 + 1,4   │25,2 x 10  │134         │10,0 x 10  │126         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │         -2│            │        -2 │            │
│2        │1,4 + 2,8    │14,2 x 10  │129         │7,1 x 10   │123         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│4        │2,8 + 5,6    │5,0 x 10   │120         │6,5 x 10   │122         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│8        │5,6 + 11,2   │2,5 x 10   │114         │6,5 x 10   │122         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│16       │11,2 + 22,4  │2,3 x 10   │113         │6,5 x 10   │122         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│31,5     │22,4 + 45,0  │2,3 x 10   │113         │6,5 x 10   │122         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│63       │45,0 + 90,0  │2,3 x 10   │113         │6,5 x 10   │122         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│125      │90,0 + 180,0 │2,3 x 10   │113         │6,5 x 10   │122         │
│         │             │           │            │           │            │
│         │             │        -2 │            │        -2 │            │
│250      │180,0 + 355,0│2,3 x 10   │113         │6,5 x 10   │122         │
└─────────┴─────────────┴───────────┴────────────┴───────────┴────────────┘

--------------------------------

<1> Срок введения в действие с 01.01.1978.

<2> Для горизонтальной вибрации допустимая колебательная скорость является рекомендуемой.

2.2.2. Допустимые величины вибрации на органах управления (рулевое колесо, рычаги, педали и т.п.) указаны в таблице 3.

Таблица 3

┌───────────────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│    Средние    │Граничные частоты│   Допустимая колебательная скорость   │
│геометрические │ октавных полос, ├───────────────────────────────────────┤
│    частоты    │       Гц        │вертикальная и горизонтальная вибрации │
│октавных полос,│                 ├───────────────────┬───────────────────┤
│      Гц       │                 │    действующие    │уровни действующих │
│               │                 │   значения, м/с   │   значений, дБ    │
├───────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤
│               │                 │        -2         │                   │
│16             │11,2 + 22,4      │4,0 x 10           │118                │
│               │                 │                   │                   │
│               │                 │        -2         │                   │
│31,5           │22,4 + 45,0      │2,8 x 10           │115                │
│               │                 │                   │                   │
│               │                 │        -2         │                   │
│63             │45,0 + 90,0      │2,0 x 10           │112                │
│               │                 │                   │                   │
│               │                 │        -2         │                   │
│125            │90,0 + 180,0     │1,4 x 10           │109                │
│               │                 │                   │                   │
│               │                 │        -2         │                   │
│250            │180,0 + 355,0    │1,0 x 10           │106                │
└───────────────┴─────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘

2.3. Нормируемыми параметрами шума являются уровни (L) в дБ действующих звуковых давлений в октавных полосах со средними геометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц, определяемыми по формуле:

                                  P x Н/кв. м
                       L = 20 lg ---------------- дБ,
                                       -5
                                 2 х 10   Н/кв. м

              -5
    где 2 х 10   Н/кв. м - пороговая величина среднеквадратичного звукового
давления.

Примечание: Для ориентировочной оценки шума допускается пользоваться общим уровнем, измеренным по шкале "А" шумомера, именуемым "уровень звука в дБ А".

2.3.1. Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровни звуков в дБ А на рабочих местах машин или внешнего шума на расстоянии 7,5 м от оси движения машин указаны в таблице 4.

Таблица 4

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────┐
│      Средние геометрические частоты октавных полос в Гц       │ Уровень │
├───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤  звука  │
│31,5   │63    │125   │250   │500   │1000  │2000  │4000  │8000  │ в дБ А  │
├───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤         │
│               Уровни звукового давления в дБ                  │         │
├───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┼─────────┤
│110    │99    │92    │86    │83    │80    │78    │76    │74    │85       │
└───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────────┘

3. Условия измерения и требования
к измерительной аппаратуре

3.1. Виброизмерительная аппаратура должна включать вибродатчик, допускающий возможность крепления его не менее чем в двух взаимно перпендикулярных направлениях, и измерительный прибор, позволяющий определять абсолютные величины или их уровни действующей колебательной скорости в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 1 до 250 Гц с точностью +/- 2 дБ и удовлетворяющий ГОСТам 16826-71 и 16168-71.

3.2. Замеры вибрации производятся на сиденье или рабочей площадке, на органах управления в процессе передвижения машин на транспортном и основных рабочих режимах.

Условия испытаний, точки измерения и частотные диапазоны устанавливаются стандартами на отдельные виды машин. Вибрацию от работы двигателей и рабочих органов машин в октавных полосах 125 и 250 Гц допускается измерять на стоянке.

3.3. Замеры вибрации рабочих мест на сиденье или рабочей площадке производятся в вертикальном и горизонтальном направлениях. Вибрация на рулевом колесе измеряется в плоскости обода и перпендикулярно к ней, а на рычагах управления и педалях - в местах контакта оператора в направлении приложения усилия при его значении, равном 80 - 100% максимальной величины, указанной в паспорте машины.

3.4. При измерении вибрации на мягком сиденье водителя датчик крепится к стальному листу диаметром 300 мм и толщиной 4 мм, который помещается между водителем и подушкой сиденья машины. Лист не должен иметь контакта с каким- либо металлическим элементом сиденья. Операторы, испытывающие машины, должны иметь массу от 60 до 80 кг.

3.5. Крепление вибродатчика к объекту должно проводиться способом, указанным в технической документации на виброизмерительный прибор, при этом частота установочного резонанса крепления датчика должна лежать выше нормируемого диапазона частот.

3.6. Шумоизмерительная аппаратура должна включать шумомер и частотный анализатор, позволяющий устанавливать уровни звуковых давлений в октавных полосах частот от 31,5 до 8000 Гц, и удовлетворять требованиям ГОСТ 17168-71 и 17187-71.

3.7. Измерение параметров шума проводят на стоянке с одним человеком на рабочем месте при установившемся холостом режиме всех рабочих органов машины и двигателя в диапазоне оборотов, при котором общий уровень шума (уровень звука по шкале "А") в исследуемой точке достигает максимальной величины.

Измерение параметров шума проводят также на транспортном и основных рабочих режимах. Измерения проводятся при закрытых и открытых окнах кабин, включенных вентиляторах, кондиционерах, отопительных приборах и т.п., работающих на номинальном режиме.

При замерах микрофон располагается у головы работающего водителя.

3.8. Уровни звукового давления шумовых помех, отличающиеся от уровня звукового давления общего шума (включающего шум машины и помех) менее чем на 10 дБ, должны учитываться при замерах.

При этом из уровня звукового давления общего шума вычитают поправку, которая при разности между этим уровнем и уровнем звукового давления помех равной от 9 до 6 дБ составляет 1 дБ, а при разности от 5 до 4 дБ - составляет 2 дБ.

3.9. Измерение внешнего шума машин проводится при движении их без нагрузки. Скорость движения должна составлять 75% от максимальной скорости на наивысшей передаче, используемой для транспортных работ. Микрофон устанавливается на высоте 1,2 м над землей на расстоянии 7,5 м от оси движения машины.

3.10. Измерения вибрации и шума должны повторяться не менее 3 раз и результаты усредняться арифметически с внесением в случае необходимости поправок на чувствительность и неравномерность частотной характеристики измерительного тракта.

3.11. Измерения вибрации и шума должны проводиться виброшумометрической аппаратурой, прошедшей поверку в организациях Государственного Комитета стандартов Совета Министров СССР в сроки, установленные для данного вида измерительной аппаратуры и имеющей действующее свидетельство о государственной поверке.

4. Санитарные правила по ограничению воздействия
вибрации и шума на работающих

4.1. Не допускается оборудование постоянных рабочих мест без сиденья.

4.2. Поверхности рулевого колеса и рукояток рычагов управления должны облицовываться материалами с коэффициентом теплопроводности не более 0,5 (м. К).

4.3. При сокращенной продолжительности работы машин, в связи с особенностями производственного цикла, что должно подтверждаться соответствующей документацией, вносятся следующие поправки к допустимым уровням звукового давления из табл. 3: при суммарной длительности воздействия шумя за 8-часовую рабочую смену до 1 часа - добавляется 12 дБ, от 1 до 4 часов - 6 дБ, от 4 до 8 часов - соответствуют указанным в табл. 3.

4.4. При сокращенной продолжительности работы на машинах, в связи с особенностями производственного цикла, что должно подтверждаться соответствующей документацией, в условиях прерывистого воздействия вибрации длительностью от 30 до 60 мин., чередующейся с регулярно повторяющимися паузами длительностью не менее 15 мин., допустимые уровни вибрации на сиденье или рабочей площадке (таблица 1), в диапазоне частот от 8 Гц, можно увеличивать на 3 дБ.

При такой же продолжительности вибрации, чередующейся с паузами менее 8 мин., допустимые уровни соответствуют указанным в табл. 1.

4.5. Для уменьшения неблагоприятного влияния шума работающие могут применять индивидуальные защитные средства - противошумы, удовлетворяющие ГОСТ 15762-70, если это не противоречит требованиям безопасного проведения работ.

4.6. Работающим рекомендуется через каждые 2 часа работы в течение 5 мин. проводить гимнастические упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения рук и ног, а также для снятия утомления мышц туловища.

Не рекомендуется выполнение сверхурочных работ, а при необходимости использования данной машины более одной смены целесообразно организовывать замену водителя.

4.7. Допуск к работе в качестве водителей машин подростков и женщин ограничивается в соответствии с действующим законодательством.

4.8. Лица, принимаемые на работу в качестве водителей машин, должны проходить предварительный медицинский осмотр и во время работы периодический медицинский осмотр в соответствии с Приказом Министра здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г. N 400.