Приложение 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОРОДСКИХ И ДЕТСКИХ ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК (ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 2 К НАСТОЯЩЕМУ ПРИКАЗУ)
ПОРЯДОК
ПРИМЕНЕНИЯ ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ГОРОДСКИХ И ДЕТСКИХ ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК, РАСПОЛОЖЕННЫХ
В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК
(ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 2 К НАСТОЯЩЕМУ ПРИКАЗУ)
1. Установление должностей медицинского персонала сверх полагающихся по штатным нормативам не допускается.
2. Численность населения определяется по данным органов ЦСУ, работников предприятий (организаций), студентов, учащихся средних специальных учебных заведений, училищ и школ, детей в школьных и дошкольных учреждениях - по данным органов ЦСУ или соответствующих других органов (гороно и т.д.), а для предприятий и организаций - по справкам администрации, выдаваемым на основании планов по труду. Если органы ЦСУ не располагают данными о численности детского населения, она определяется по данным детских городских поликлиник. Вычитанием числа детей из общей численности населения (по данным органов ЦСУ) определяется численность взрослого населения.
Численность прикрепленных к поликлинике контингентов для оказания соответствующих видов помощи исключается при расчете должностей медицинского персонала по этим разделам работы других учреждений (подразделений), в т.ч. ведомственных, за исключением учреждений системы КГБ, МВД и Министерства обороны.
3. К должностям врачей, ведущих амбулаторный прием, в зависимости от числа которых рассчитываются отдельные должности медицинского персонала, не относятся должности врачей: лаборантов, бактериологов, рентгенологов, физиотерапевтов, эндоскопистов, анестезиологов-реаниматологов, статистиков, скорой и неотложной медицинской помощи, по лечебной физкультуре, контролю за занимающимися физкультурой и спортом, функциональной диагностики, здравпунктов, для обслуживания детских дошкольных учреждений (яслей, яслей-садов, садов) и школ всех типов, городских и районных педиатров.
4. При централизации лабораторных и рентгенологических исследований, помощи по физиотерапии и лечебной физкультуре расчет числа соответствующих должностей врачей и среднего медицинского персонала производится с учетом должностей врачей, ведущих амбулаторный прием в прикрепленных лечебно-профилактических учреждениях, расположенных в городе (городском административном районе) и не имеющих соответствующих структурных подразделений или должностей. Централизация указанных и др. видов помощи производится органом здравоохранения по подчиненности учреждений.
5. При расчете численности должностей врачей: лаборантов, рентгенологов, физиотерапевтов, по лечебной физкультуре, функциональной диагностике, а также должностей медицинских сестер процедурного кабинета и по массажу, лаборантов и инструкторов по лечебной физкультуре учитываются должности врачей-стоматологов всех наименований в количестве, которое полагается по действующим штатным нормативам на численность населения, проживающего на территории деятельности поликлиники, независимо от того, каким учреждением оказывается ему этот вид помощи.
6. При обращаемости населения по поводу заболеваний и с целью профилактических осмотров, превышающей 10 врачебных посещений на жителя в год, нормативы могут применяться в полном объеме; при меньшей обращаемости населения органы здравоохранения должны вносить соответствующие коррективы при определении штатов поликлиник (отделений).
7. В штатные расписания могут вводиться целые, 0,25, 0,5 или 0,75 должности.
Округление по одноименным должностям может производиться как по отдельным структурным подразделениям, так и по нескольким или на учреждение в целом в следующем порядке:
- итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13 - 0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38 - 0,62 округляются до 0,5; цифры 0,63 - 0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 - до единицы.
В таком же порядке допускается округление по категориям персонала (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал) в целом по учреждению.
8. В случаях, когда по нормативам численность должностей определяется "из расчета" на какой-либо объемный показатель, расчеты необходимо производить с точностью до тысячных долей целого.
Например, согласно нормативам, определение числа должностей врачей-инфекционистов производится из расчета 0,2 должности на 10 тысяч взрослого городского населения. При наличии в городе 43550 жителей указанного возраста поликлинике полагается 0,871 должности указанного специалиста, т.е.:
0,2 должности - на 10000 человек X - на 43550 человек 0,2 x 43550 Отсюда X = ----------- = 0,871 должности. 10000
Согласно правилу округления в расчет принимается 1 должность.
9. Усиление отдельных структурных подразделений, введение должностей, не предусмотренных настоящими нормативами (зубных врачей вместо должностей врачей-стоматологов, врачей-бактериологов вместо врачей-лаборантов и т.п.), может, при необходимости, производиться в порядке, установленном циркулярным письмом Министра здравоохранения СССР от 15.04.67 N 01-23/3 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения", с учетом циркулярного письма Министерства здравоохранения СССР от 30.03.79 N 02-14/16-14. При этом не допускается введение должностей таких наименований, которые не предусмотрены действующими штатными нормативами лечебно-профилактических учреждений, а для врачебного персонала, кроме того, действующей номенклатурой врачебных должностей. Не допускается также использование не по назначению должностей, вводимых в зависимости от объема работы, и увеличение штатов вспомогательных и диагностических подразделений учреждений за счет основных разделов работы.
В указанном порядке могут вводиться должности медицинского персонала фельдшерских здравпунктов при предприятиях, учреждениях и организациях, для которых нормативами не предусмотрена дополнительная численность медицинских работников. При этом в штате указанных здравпунктов, организованных до 1 июля 1968 г., может сохраняться должность заведующего здравпунктом за счет должности среднего медицинского работника.
При организации работы врачей-педиатров (в т.ч. участковых) по смешанному принципу (работа в поликлинике, по помощи на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах) должности врачей-педиатров, предусмотренные п. 1.1.3.1 Приложения 2, могут быть заменены на должности врачей-педиатров участковых.
Использование руководителями своих прав по замене должностей должно быть отражено в специальной ведомости (Приложение 7).
10. Пункты 1.1.1, 1.1.2 (в части должностей врачей-стоматологов всех наименований), 1.1.3 - 1.1.5, 1.2.1 (в части должностей участковых медицинских сестер территориальных участков), 1.2.3 - 1.2.5, 1.2.14, 1.2.18, 1.4 (кроме медперсонала сурдологопедических кабинетов), 1.5 - 1.6 Приложения 1 и пункты 1.1.1, 1.1.2 (в части должностей врачей-стоматологов), 1.1.3, 1.2.1 - 1.2.2, 1.2.14 и 1.8 Приложения 2 могут применяться по усмотрению министерства здравоохранения союзной или автономной республики, обл(край)здравотдела (управления), при установлении штатов центральных районных, районных больниц и центральных районных поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек, на численность населения этих городов, которому амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается непосредственно указанными больницами (поликлиниками).
11. Особенности применения настоящих нормативов в каждой поликлинике, связанные с централизацией отдельных видов медицинской помощи населению, уровнем его обращаемости по поводу заболеваний и с целью профилактических осмотров, необходимостью установления врачебных должностей в городских поликлиниках консультативно-диагностической помощи и увеличения штатов медико-санитарных частей в пределах количества должностей, полагающегося территориальным поликлиникам, и др. условиями, должны найти отражение в справках о плановых показателях (Приложения 5 и 6), выдаваемых органами здравоохранения этим учреждениям (подразделениям).
При проведении работы по расчету должностей следует руководствоваться общими положениями и методикой, определяемыми методическим письмом МЗ СССР от 08.01.69 N 02-14/4.
Особенности их применения при установлении штатов поликлиник водздравотделов и городских поликлиник (отделений), созданных для оказания медицинской помощи работникам партийных и советских органов, решаются министрами здравоохранения союзных республик.
12. Штатное расписание учреждения не предопределяет рабочего места медицинского работника. Этот вопрос должен решаться в зависимости от конкретных условий и целесообразности оказания медицинской помощи отдельным группам населения по месту жительства, работы, учебы, в дошкольных учреждениях, оптических магазинах и т.д. и находить отражение в графиках работы.
13. Для проведения больным высококвалифицированных консультаций разрешается приглашение специалистов-консультантов из других учреждений в пределах средств, предусматриваемых для этих целей в смете учреждений.
14. Настоящие штатные нормативы предназначены для расчета максимального числа должностей, полагающегося поликлинике для оказания медицинской помощи населению, в том числе для преимущественного обслуживания отдельных контингентов (работников промышленных предприятий и строительных организаций и др.) как непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях. Методы и формы организации медицинской помощи, конкретное наименование врачебных и других должностей и их число по отдельным специальностям определяются руководителями органов и учреждений здравоохранения в зависимости от местных условий и в пределах предоставленных им прав.
Показатели (численность населения и т.д.), которые используются в нормативах для расчета числа должностей персонала, не являются нормами нагрузки (обслуживания) работников. Последние устанавливаются руководителями учреждений по согласованию с профсоюзными органами с учетом обращаемости населения в поликлинику и других конкретных условий.
Начальник
Планово-финансового управления
В.В.ГОЛОВТЕЕВ