МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 20 декабря 2012 года

ПО ПРОГРАММЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2014 - 2015 ГОДОВ

Вопросы и комментарии к ним по Программе государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов,
утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074

┌──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│                 Вопросы                  │  Комментарии Министерства здравоохранения   │
│                                          │  Российской Федерации и Федерального фонда  │
│                                          │   обязательного медицинского страхования    │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│С   2013   года   некоторые    направления│   Стоимость   утвержденных    в    субъектах│
│приоритетного    национального     проекта│Российской     Федерации      территориальных│
│"Здоровье" включены  в  базовую  программу│программ      обязательного      медицинского│
│обязательного   медицинского   страхования│страхования  в   рамках   базовой   программы│
│(расходы   на    финансовое    обеспечение│обязательного  медицинского   страхования   в│
│оказания    дополнительной     медицинской│2012 году составила 611,8 млрд. рублей.      │
│помощи,  оказываемой   врачами-терапевтами│   Стоимость базовой программы  обязательного│
│участковыми,            врачами-педиатрами│медицинского  страхования  на  2013   год   в│
│участковыми,   врачами   общей    практики│соответствии   с   Федеральным   законом   "О│
│(семейными врачами), медицинскими сестрами│бюджете  Федерального   фонда   обязательного│
│участковыми врачей-терапевтов  участковых,│медицинского страхования на  2013  год  и  на│
│врачами-педиатрами             участковых,│плановый   период   2014   и   2015    годов"│
│медицинскими   сестрами    врачей    общей│составляет 985,4 млрд. рублей.  Предусмотрено│
│практики  (семейных   врачей),   а   также│увеличение  на  373,6   млрд.   рублей,   что│
│медицинским    персоналом     фельдшерско-│позволяет осуществить расходы на:            │
│акушерских пунктов, врачами, фельдшерами и│   -        применение        вспомогательных│
│медицинскими сестрами  скорой  медицинской│репродуктивных                     технологий│
│помощи и другие направления).             │(экстракорпорального оплодотворения),        │
│    Каким  образом  будет   осуществляться│   -  выплаты  врачам-терапевтам  участковым,│
│финансовое обеспечение этих расходов?     │врачам-педиатрам  участковым,  врачам   общей│
│                                          │практики   (семейным   врачам),   медицинским│
│                                          │сестрам     врачей-терапевтов     участковых,│
│                                          │врачам-педиатрам   участковым,    медицинским│
│                                          │сестрам  врачей  общей   практики   (семейных│
│                                          │врачей),  а  также   медицинскому   персоналу│
│                                          │фельдшерско-акушерских    пунктов,    врачам,│
│                                          │фельдшерам  и  медицинским   сестрам   скорой│
│                                          │медицинской помощи.                          │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│Могут ли территориальные нормативы  объема│   Программой    государственных     гарантий│
│медицинской помощи и нормативы  финансовых│бесплатного  оказания  гражданам  медицинской│
│затрат  на  единицу   объема   медицинской│помощи установлены средние  нормативы  объема│
│помощи    отличаться    от     нормативов,│медицинской   помощи,    средние    нормативы│
│установленных  Программой  государственных│финансовых   затрат   на    единицу    объема│
│гарантий на 2013 год?                     │медицинской   помощи,    средние    подушевые│
│                                          │нормативы финансирования.                    │
│                                          │   При      формировании      территориальной│
│                                          │программы    государственных    гарантий    и│
│                                          │установлении    территориальных    нормативов│
│                                          │объема   медицинской    помощи    учитываются│
│                                          │особенности      половозрастного      состава│
│                                          │населения  субъекта   Российской   Федерации,│
│                                          │уровень и структура заболеваемости  населения│
│                                          │субъекта Российской Федерации, основанные  на│
│                                          │данных  медицинской   статистики,   а   также│
│                                          │климатические  и  географические  особенности│
│                                          │региона    и     транспортная     доступность│
│                                          │медицинских организаций.                     │
│                                          │   В  случае  установления   иного   значения│
│                                          │норматива,  чем   значение,   предусмотренное│
│                                          │Программой     государственных      гарантий,│
│                                          │норматив,    установленный    территориальной│
│                                          │программой     государственных      гарантий,│
│                                          │обосновывается   конкретными   факторами    -│
│                                          │уровнем  госпитализированной   заболеваемости│
│                                          │населения,   демографическими   особенностями│
│                                          │региона, уровнем территориальной  доступности│
│                                          │бюджетных   услуг   (плотность   транспортных│
│                                          │путей  постоянного  действия,  расселение   и│
│                                          │проживание жителей в труднодоступных,  горных│
│                                          │районах,  районах  с  ограниченными   сроками│
│                                          │завоза груза, доля населения, проживающего  в│
│                                          │мелких населенных пунктах) и другими.        │
│                                          │   В   случае   невозможности    установления│
│                                          │территориальных  нормативов,  соответствующих│
│                                          │установленным   Программой    государственных│
│                                          │гарантий,        возможно        установление│
│                                          │территориальных нормативов в соответствии  со│
│                                          │спецификой   региона,   учитывая    положение│
│                                          │статьи 80 Федерального  закона  N  323-ФЗ  об│
│                                          │установлении средних нормативов.             │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│Норматив  объема  медицинской   помощи   в│   С  учетом  того,  что  фактическое   число│
│стационарных    условиях,    установленный│койко-дней  в  круглосуточных  стационарах  в│
│Программой  государственных  гарантий   на│2011   году   (2,658)   ниже   установленного│
│2013 год  (2,558 койко-дней на  1  жителя,│норматива   (2,78),   а    также    ежегодной│
│по   ОМС   -   1,74   койко-дней   на    1│тенденции к снижению  фактически  выполненных│
│застрахованного), сокращен по  сравнению с│койко-дней, норматив на 2013  год  установлен│
│2012 годом (2,78 койко-дней на  1  жителя,│2,635   койко-дня   с   учетом   паллиативной│
│по   ОМС   -   1,894   койко-дней   на   1│медицинской   помощи,    что    соответствует│
│застрахованного). Не  приведет  ли  это  к│фактическому    значению    2011    года    и│
│необходимости сокращения в регионах коек и│наблюдаемым тенденциям.                      │
│врачей?                                   │   Сокращение       объема       стационарной│
│                                          │медицинской  помощи  в  субъекте   Российской│
│                                          │Федерации  возможно  осуществлять   за   счет│
│                                          │более  эффективного  использования   коечного│
│                                          │фонда  (перепрофилизации  и  реструктуризации│
│                                          │коечного    фонда),    сокращения     средней│
│                                          │длительности пребывания больного на  койке  в│
│                                          │соответствии   со   стандартами   медицинской│
│                                          │помощи и увеличения оборота койки,  а  не  за│
│                                          │счет необоснованного сокращения коек.        │
│                                          │   Наряду     с      перепрофилизацией      и│
│                                          │реструктуризацией   коечного   фонда   должны│
│                                          │активнее   развиваться   стационарозамещающие│
│                                          │технологии.   В   Программе   государственных│
│                                          │гарантий   на    2013    год    предусмотрено│
│                                          │значительное  увеличение  объема  медицинской│
│                                          │помощи,  оказываемой   в   условиях   дневных│
│                                          │стационаров,  с  0,59  пациенто-дней   на   1│
│                                          │жителя в 2012 году до 0,63  пациенто-дней  на│
│                                          │1 жителя в 2013 году, в том  числе  в  рамках│
│                                          │базовой программы обязательного  медицинского│
│                                          │страхования,  с  0,49  пациенто-дней   на   1│
│                                          │застрахованное  лицо  в  2012  году  до  0,59│
│                                          │пациенто-дней  на  1  застрахованное  лицо  в│
│                                          │2013 году.                                   │
│                                          │   С учетом внедрения с  2013  года  порядков│
│                                          │оказания   медицинской   помощи,    изменение│
│                                          │норматива койко-дней не  повлечет  за   собой│
│                                          │изменения численности врачей.                │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│    В Программе  государственных  гарантий│   Анализ  выполнения   объемов   медицинской│
│на  2013  год  установлены  новые  единицы│помощи  в  амбулаторных  условиях  в   рамках│
│планирования      объема      амбулаторной│территориальных   программ    государственных│
│медицинской    помощи:     посещение     с│гарантий в 2011  году  показывает  исполнение│
│профилактической   целью,   посещение   по│показателя уровне 9,46 посещений на 1  жителя│
│неотложной медицинской помощи и  обращение│при установленном нормативе 9,7 посещений,  в│
│по поводу заболевания. Не приведет ли  это│разрезе   субъектов   Российской    Федерации│
│к    сокращению    объема     амбулаторной│минимальный показатель - 6,1; максимальный  -│
│медицинской помощи?                       │14,1 посещений на 1 жителя.  В  60  субъектах│
│                                          │Российской Федерации  установленный  на  2011│
│                                          │год  норматив  не  выполнен   и   в   среднем│
│                                          │составлял 8,6 посещений на 1 жителя.         │
│                                          │   Утверждение      норматива      посещений,│
│                                          │превышающего     возможности      медицинских│
│                                          │организаций, мотивирует установление неверных│
│                                          │ориентиров  для  врачей,   что   приводит   к│
│                                          │завышению   показателей    и    недостоверной│
│                                          │отчетности.                                  │
│                                          │   В Программе  государственных  гарантий  на│
│                                          │2013   год   установлены   средние   значения│
│                                          │норматива  объема  амбулаторной   медицинской│
│                                          │помощи, с учетом кратности посещений в  одном│
│                                          │обращении в связи с заболеванием (от  2,6  до│
│                                          │3,2) объем  амбулаторной  медицинской  помощи│
│                                          │на 1 человека на 2013 год  составит  от  8,35│
│                                          │до 9,61  посещений,  что  позволит  субъектам│
│                                          │Российской  Федерации  учитывать  особенности│
│                                          │своих  регионов  и  не  снижать   доступность│
│                                          │амбулаторной медицинской помощи.             │
│                                          │   Таким образом, для  большинства  субъектов│
│                                          │Российской Федерации  установленный  норматив│
│                                          │означает увеличение количества посещений.    │
│                                          │   Количество    посещений    не     является│
│                                          │критерием  определения  качества  оказываемой│
│                                          │медицинской помощи и не обуславливает  другие│
│                                          │показатели качества.                         │
│                                          │   Программой     установлены     эффективные│
│                                          │способы   оплаты   медицинской   помощи    на│
│                                          │прикрепленное  население  с  учетом   оценки,│
│                                          │достигнутых   показателей,    характеризующих│
│                                          │качество  предоставления  медицинской  помощи│
│                                          │и мотивирующих медицинский персонал  повышать│
│                                          │уровень качества медицинской помощи.         │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│    С  2013  года  скорая,  в  том   числе│   Программой  государственных  гарантий   на│
│скорая   специализированная,   медицинская│2013 год установлен средний  норматив  объема│
│помощь  включена   в   базовую   программу│скорой медицинской помощи,  который  позволит│
│обязательного  медицинского   страхования.│субъектам  Российской  Федерации   установить│
│Как  изменились  норматив  объема   скорой│территориальный     норматив     с     учетом│
│медицинской помощи и  норматив  финансовых│особенностей каждого региона.                │
│затрат  на  1  вызов  скорой   медицинской│   Фактическая стоимость 1-го  вызова  скорой│
│помощи в 2013 году?                       │медицинской помощи  в  2011  году  составляла│
│                                          │991,9    рубля.    Норматив,    установленный│
│                                          │Программой государственных гарантий  на  2013│
│                                          │год, увеличен на  443,7  рубля  и  составляет│
│                                          │1435,6 рублей на 1 вызов  скорой  медицинской│
│                                          │помощи   за   счет   средств    обязательного│
│                                          │медицинского страхования.                    │
│                                          │   Кроме того,  на  38,9%  увеличен  норматив│
│                                          │расхода  на  оказание   медицинской   помощи,│
│                                          │оказываемой  в  иных   условиях,   включающий│
│                                          │расходы на санитарную авиацию.               │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│    Как  изменились  подушевые   нормативы│   Подушевой     норматив      финансирования│
│финансирования  Программы  государственных│Программы государственных  гарантий  на  2012│
│гарантий в 2013 году по сравнению  с  2012│год составлял 7633,4 рубля, на  2013  год  он│
│годом?                                    │увеличен на 18,3% и составляет 9032,5  рубля,│
│                                          │в  2014  и  2015  годах  -  10294,4  рубля  и│
│                                          │12096,7 рубля соответственно.                │
│                                          │   Подушевой     норматив      финансирования│
│                                          │Программы государственных  гарантий  за  счет│
│                                          │средств      обязательного       медицинского│
│                                          │страхования  в 2013 году  увеличен  на  44,8%│
│                                          │по  сравнению  с  2012  годом  и   составляет│
│                                          │5942,5 рубля на  1  застрахованного  (в  2012│
│                                          │году  -  4102,9   рубля),   что   связано   с│
│                                          │переходом  на  одноканальное   финансирование│
│                                          │медицинской   помощи    за    счет    средств│
│                                          │обязательного медицинского страхования.      │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│    В   субъектах   Российской   Федерации│   При  формировании   федерального   бюджета│
│уровень    заработной    платы     врачей,│предусмотрено  выделение  средств   субъектам│
│оказывающих   медицинскую    помощь    при│Российской    Федерации     для     повышения│
│социально    значимых    заболеваниях    и│заработной платы по Указу  Президента  N  597│
│работающих в медицинских организациях,  не│"О      мероприятиях      по       реализации│
│участвующих  в  территориальной  программе│государственной   социальной   политики"    в│
│ОМС, существенно ниже заработной платы  их│объеме 100 млрд. рублей.                     │
│коллег, оказывающих медицинскую  помощь  в│                                             │
│рамках  территориальной   программы   ОМС.│                                             │
│Какие меры  предпринимаются  по  повышению│                                             │
│заработной платы этих специалистов?       │                                             │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│При    формировании    и     экономическом│   В соответствии с  Федеральным  законом  от│
│обосновании   территориальной    программы│29 ноября 2010 г. N  326-ФЗ  "Об обязательном│
│обязательного   медицинского   страхования│медицинском    страховании    в    Российской│
│следует ли  учитывать  объемы  медицинской│Федерации",       объемы       предоставления│
│помощи, оказанной застрахованных лицам  за│медицинской       помощи,       установленные│
│пределами  данного   субъекта   Российской│территориальной   программой    обязательного│
│Федерации,  а  также  объемы   медицинской│медицинского страхования субъекта  Российской│
│помощи,  оказанной  застрахованным  лицам,│Федерации,  в  котором  застрахованным  лицам│
│получившим       полис       обязательного│выдан   полис   обязательного    медицинского│
│медицинского    страхования    в    других│страхования,   включают   в    себя    объемы│
│субъектах Российской Федерации?           │предоставления  медицинской   помощи   данным│
│                                          │застрахованным лицам за пределами  территории│
│                                          │этого субъекта Российской Федерации.         │
│                                          │   При  этом   объемы   медицинской   помощи,│
│                                          │оказанной  застрахованным  лицам,  получившим│
│                                          │полис обязательного медицинского  страхования│
│                                          │за пределами субъекта  Российской  Федерации,│
│                                          │не     учитываются      при      формировании│
│                                          │территориальной    программы    обязательного│
│                                          │медицинского       страхования.       Порядок│
│                                          │осуществления   расчетов    за    медицинскую│
│                                          │помощь,  оказанную  застрахованным  лицам  за│
│                                          │пределами  территории   субъекта   Российской│
│                                          │Федерации,    в    котором    выдан     полис│
│                                          │обязательного    медицинского    страхования,│
│                                          │определяется     правилами      обязательного│
│                                          │медицинского страхования.                    │
├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│Включается ли  объем  медицинской  помощи,│   В соответствии со статьей 37  Федерального│
│оказываемой   по   профилю    "медицинская│закона  N  323-ФЗ  с  2013  года  медицинская│
│реабилитация",    в     общий     норматив│помощь   организуется   и    оказывается    в│
│стационарной  помощи  по   территориальной│соответствии     с     порядками     оказания│
│программе государственных гарантий?       │медицинской   помощи,    обязательными    для│
│                                          │исполнения    на    территории     Российской│
│                                          │Федерации всеми  медицинскими  организациями,│
│                                          │а  также  на  основе  стандартов  медицинской│
│                                          │помощи.                                      │
│                                          │   Медицинская   реабилитация    больных    с│
│                                          │заболеваниями     системы     кровообращения,│
│                                          │нервной  системы  и   другими   заболеваниями│
│                                          │осуществляется  как  этап  в  общем  процессе│
│                                          │лечения    заболеваний   в   соответствии   с│
│                                          │порядками  оказания  медицинской  помощи и на│
│                                          │основе стандартов медицинской помощи.        │
│                                          │   С учетом  изложенного,  объем  медицинской│
│                                          │помощи по профилю "медицинская  реабилитация"│
│                                          │включается в  объем  стационарной  помощи  по│
│                                          │соответствующему профилю  медицинской  помощи│
│                                          │и в общий  норматив  стационарной  помощи  по│
│                                          │территориальной   программе   государственных│
│                                          │гарантий.                                    │
└──────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘