Разъяснения Минздрава России от 20.12.2012 "По Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 20 декабря 2012 года
ПО ПРОГРАММЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2014 - 2015 ГОДОВ
Вопросы и комментарии к ним по Программе государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов,
утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074
┌──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ Вопросы │ Комментарии Министерства здравоохранения │ │ │ Российской Федерации и Федерального фонда │ │ │ обязательного медицинского страхования │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │С 2013 года некоторые направления│ Стоимость утвержденных в субъектах│ │приоритетного национального проекта│Российской Федерации территориальных│ │"Здоровье" включены в базовую программу│программ обязательного медицинского│ │обязательного медицинского страхования│страхования в рамках базовой программы│ │(расходы на финансовое обеспечение│обязательного медицинского страхования в│ │оказания дополнительной медицинской│2012 году составила 611,8 млрд. рублей. │ │помощи, оказываемой врачами-терапевтами│ Стоимость базовой программы обязательного│ │участковыми, врачами-педиатрами│медицинского страхования на 2013 год в│ │участковыми, врачами общей практики│соответствии с Федеральным законом "О│ │(семейными врачами), медицинскими сестрами│бюджете Федерального фонда обязательного│ │участковыми врачей-терапевтов участковых,│медицинского страхования на 2013 год и на│ │врачами-педиатрами участковых,│плановый период 2014 и 2015 годов"│ │медицинскими сестрами врачей общей│составляет 985,4 млрд. рублей. Предусмотрено│ │практики (семейных врачей), а также│увеличение на 373,6 млрд. рублей, что│ │медицинским персоналом фельдшерско-│позволяет осуществить расходы на: │ │акушерских пунктов, врачами, фельдшерами и│ - применение вспомогательных│ │медицинскими сестрами скорой медицинской│репродуктивных технологий│ │помощи и другие направления). │(экстракорпорального оплодотворения), │ │ Каким образом будет осуществляться│ - выплаты врачам-терапевтам участковым,│ │финансовое обеспечение этих расходов? │врачам-педиатрам участковым, врачам общей│ │ │практики (семейным врачам), медицинским│ │ │сестрам врачей-терапевтов участковых,│ │ │врачам-педиатрам участковым, медицинским│ │ │сестрам врачей общей практики (семейных│ │ │врачей), а также медицинскому персоналу│ │ │фельдшерско-акушерских пунктов, врачам,│ │ │фельдшерам и медицинским сестрам скорой│ │ │медицинской помощи. │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │Могут ли территориальные нормативы объема│ Программой государственных гарантий│ │медицинской помощи и нормативы финансовых│бесплатного оказания гражданам медицинской│ │затрат на единицу объема медицинской│помощи установлены средние нормативы объема│ │помощи отличаться от нормативов,│медицинской помощи, средние нормативы│ │установленных Программой государственных│финансовых затрат на единицу объема│ │гарантий на 2013 год? │медицинской помощи, средние подушевые│ │ │нормативы финансирования. │ │ │ При формировании территориальной│ │ │программы государственных гарантий и│ │ │установлении территориальных нормативов│ │ │объема медицинской помощи учитываются│ │ │особенности половозрастного состава│ │ │населения субъекта Российской Федерации,│ │ │уровень и структура заболеваемости населения│ │ │субъекта Российской Федерации, основанные на│ │ │данных медицинской статистики, а также│ │ │климатические и географические особенности│ │ │региона и транспортная доступность│ │ │медицинских организаций. │ │ │ В случае установления иного значения│ │ │норматива, чем значение, предусмотренное│ │ │Программой государственных гарантий,│ │ │норматив, установленный территориальной│ │ │программой государственных гарантий,│ │ │обосновывается конкретными факторами -│ │ │уровнем госпитализированной заболеваемости│ │ │населения, демографическими особенностями│ │ │региона, уровнем территориальной доступности│ │ │бюджетных услуг (плотность транспортных│ │ │путей постоянного действия, расселение и│ │ │проживание жителей в труднодоступных, горных│ │ │районах, районах с ограниченными сроками│ │ │завоза груза, доля населения, проживающего в│ │ │мелких населенных пунктах) и другими. │ │ │ В случае невозможности установления│ │ │территориальных нормативов, соответствующих│ │ │установленным Программой государственных│ │ │гарантий, возможно установление│ │ │территориальных нормативов в соответствии со│ │ │спецификой региона, учитывая положение│ │ │статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ об│ │ │установлении средних нормативов. │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │Норматив объема медицинской помощи в│ С учетом того, что фактическое число│ │стационарных условиях, установленный│койко-дней в круглосуточных стационарах в│ │Программой государственных гарантий на│2011 году (2,658) ниже установленного│ │2013 год (2,558 койко-дней на 1 жителя,│норматива (2,78), а также ежегодной│ │по ОМС - 1,74 койко-дней на 1│тенденции к снижению фактически выполненных│ │застрахованного), сокращен по сравнению с│койко-дней, норматив на 2013 год установлен│ │2012 годом (2,78 койко-дней на 1 жителя,│2,635 койко-дня с учетом паллиативной│ │по ОМС - 1,894 койко-дней на 1│медицинской помощи, что соответствует│ │застрахованного). Не приведет ли это к│фактическому значению 2011 года и│ │необходимости сокращения в регионах коек и│наблюдаемым тенденциям. │ │врачей? │ Сокращение объема стационарной│ │ │медицинской помощи в субъекте Российской│ │ │Федерации возможно осуществлять за счет│ │ │более эффективного использования коечного│ │ │фонда (перепрофилизации и реструктуризации│ │ │коечного фонда), сокращения средней│ │ │длительности пребывания больного на койке в│ │ │соответствии со стандартами медицинской│ │ │помощи и увеличения оборота койки, а не за│ │ │счет необоснованного сокращения коек. │ │ │ Наряду с перепрофилизацией и│ │ │реструктуризацией коечного фонда должны│ │ │активнее развиваться стационарозамещающие│ │ │технологии. В Программе государственных│ │ │гарантий на 2013 год предусмотрено│ │ │значительное увеличение объема медицинской│ │ │помощи, оказываемой в условиях дневных│ │ │стационаров, с 0,59 пациенто-дней на 1│ │ │жителя в 2012 году до 0,63 пациенто-дней на│ │ │1 жителя в 2013 году, в том числе в рамках│ │ │базовой программы обязательного медицинского│ │ │страхования, с 0,49 пациенто-дней на 1│ │ │застрахованное лицо в 2012 году до 0,59│ │ │пациенто-дней на 1 застрахованное лицо в│ │ │2013 году. │ │ │ С учетом внедрения с 2013 года порядков│ │ │оказания медицинской помощи, изменение│ │ │норматива койко-дней не повлечет за собой│ │ │изменения численности врачей. │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │ В Программе государственных гарантий│ Анализ выполнения объемов медицинской│ │на 2013 год установлены новые единицы│помощи в амбулаторных условиях в рамках│ │планирования объема амбулаторной│территориальных программ государственных│ │медицинской помощи: посещение с│гарантий в 2011 году показывает исполнение│ │профилактической целью, посещение по│показателя уровне 9,46 посещений на 1 жителя│ │неотложной медицинской помощи и обращение│при установленном нормативе 9,7 посещений, в│ │по поводу заболевания. Не приведет ли это│разрезе субъектов Российской Федерации│ │к сокращению объема амбулаторной│минимальный показатель - 6,1; максимальный -│ │медицинской помощи? │14,1 посещений на 1 жителя. В 60 субъектах│ │ │Российской Федерации установленный на 2011│ │ │год норматив не выполнен и в среднем│ │ │составлял 8,6 посещений на 1 жителя. │ │ │ Утверждение норматива посещений,│ │ │превышающего возможности медицинских│ │ │организаций, мотивирует установление неверных│ │ │ориентиров для врачей, что приводит к│ │ │завышению показателей и недостоверной│ │ │отчетности. │ │ │ В Программе государственных гарантий на│ │ │2013 год установлены средние значения│ │ │норматива объема амбулаторной медицинской│ │ │помощи, с учетом кратности посещений в одном│ │ │обращении в связи с заболеванием (от 2,6 до│ │ │3,2) объем амбулаторной медицинской помощи│ │ │на 1 человека на 2013 год составит от 8,35│ │ │до 9,61 посещений, что позволит субъектам│ │ │Российской Федерации учитывать особенности│ │ │своих регионов и не снижать доступность│ │ │амбулаторной медицинской помощи. │ │ │ Таким образом, для большинства субъектов│ │ │Российской Федерации установленный норматив│ │ │означает увеличение количества посещений. │ │ │ Количество посещений не является│ │ │критерием определения качества оказываемой│ │ │медицинской помощи и не обуславливает другие│ │ │показатели качества. │ │ │ Программой установлены эффективные│ │ │способы оплаты медицинской помощи на│ │ │прикрепленное население с учетом оценки,│ │ │достигнутых показателей, характеризующих│ │ │качество предоставления медицинской помощи│ │ │и мотивирующих медицинский персонал повышать│ │ │уровень качества медицинской помощи. │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │ С 2013 года скорая, в том числе│ Программой государственных гарантий на│ │скорая специализированная, медицинская│2013 год установлен средний норматив объема│ │помощь включена в базовую программу│скорой медицинской помощи, который позволит│ │обязательного медицинского страхования.│субъектам Российской Федерации установить│ │Как изменились норматив объема скорой│территориальный норматив с учетом│ │медицинской помощи и норматив финансовых│особенностей каждого региона. │ │затрат на 1 вызов скорой медицинской│ Фактическая стоимость 1-го вызова скорой│ │помощи в 2013 году? │медицинской помощи в 2011 году составляла│ │ │991,9 рубля. Норматив, установленный│ │ │Программой государственных гарантий на 2013│ │ │год, увеличен на 443,7 рубля и составляет│ │ │1435,6 рублей на 1 вызов скорой медицинской│ │ │помощи за счет средств обязательного│ │ │медицинского страхования. │ │ │ Кроме того, на 38,9% увеличен норматив│ │ │расхода на оказание медицинской помощи,│ │ │оказываемой в иных условиях, включающий│ │ │расходы на санитарную авиацию. │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │ Как изменились подушевые нормативы│ Подушевой норматив финансирования│ │финансирования Программы государственных│Программы государственных гарантий на 2012│ │гарантий в 2013 году по сравнению с 2012│год составлял 7633,4 рубля, на 2013 год он│ │годом? │увеличен на 18,3% и составляет 9032,5 рубля,│ │ │в 2014 и 2015 годах - 10294,4 рубля и│ │ │12096,7 рубля соответственно. │ │ │ Подушевой норматив финансирования│ │ │Программы государственных гарантий за счет│ │ │средств обязательного медицинского│ │ │страхования в 2013 году увеличен на 44,8%│ │ │по сравнению с 2012 годом и составляет│ │ │5942,5 рубля на 1 застрахованного (в 2012│ │ │году - 4102,9 рубля), что связано с│ │ │переходом на одноканальное финансирование│ │ │медицинской помощи за счет средств│ │ │обязательного медицинского страхования. │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │ В субъектах Российской Федерации│ При формировании федерального бюджета│ │уровень заработной платы врачей,│предусмотрено выделение средств субъектам│ │оказывающих медицинскую помощь при│Российской Федерации для повышения│ │социально значимых заболеваниях и│заработной платы по Указу Президента N 597│ │работающих в медицинских организациях, не│"О мероприятиях по реализации│ │участвующих в территориальной программе│государственной социальной политики" в│ │ОМС, существенно ниже заработной платы их│объеме 100 млрд. рублей. │ │коллег, оказывающих медицинскую помощь в│ │ │рамках территориальной программы ОМС.│ │ │Какие меры предпринимаются по повышению│ │ │заработной платы этих специалистов? │ │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │При формировании и экономическом│ В соответствии с Федеральным законом от│ │обосновании территориальной программы│29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном│ │обязательного медицинского страхования│медицинском страховании в Российской│ │следует ли учитывать объемы медицинской│Федерации", объемы предоставления│ │помощи, оказанной застрахованных лицам за│медицинской помощи, установленные│ │пределами данного субъекта Российской│территориальной программой обязательного│ │Федерации, а также объемы медицинской│медицинского страхования субъекта Российской│ │помощи, оказанной застрахованным лицам,│Федерации, в котором застрахованным лицам│ │получившим полис обязательного│выдан полис обязательного медицинского│ │медицинского страхования в других│страхования, включают в себя объемы│ │субъектах Российской Федерации? │предоставления медицинской помощи данным│ │ │застрахованным лицам за пределами территории│ │ │этого субъекта Российской Федерации. │ │ │ При этом объемы медицинской помощи,│ │ │оказанной застрахованным лицам, получившим│ │ │полис обязательного медицинского страхования│ │ │за пределами субъекта Российской Федерации,│ │ │не учитываются при формировании│ │ │территориальной программы обязательного│ │ │медицинского страхования. Порядок│ │ │осуществления расчетов за медицинскую│ │ │помощь, оказанную застрахованным лицам за│ │ │пределами территории субъекта Российской│ │ │Федерации, в котором выдан полис│ │ │обязательного медицинского страхования,│ │ │определяется правилами обязательного│ │ │медицинского страхования. │ ├──────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤ │Включается ли объем медицинской помощи,│ В соответствии со статьей 37 Федерального│ │оказываемой по профилю "медицинская│закона N 323-ФЗ с 2013 года медицинская│ │реабилитация", в общий норматив│помощь организуется и оказывается в│ │стационарной помощи по территориальной│соответствии с порядками оказания│ │программе государственных гарантий? │медицинской помощи, обязательными для│ │ │исполнения на территории Российской│ │ │Федерации всеми медицинскими организациями,│ │ │а также на основе стандартов медицинской│ │ │помощи. │ │ │ Медицинская реабилитация больных с│ │ │заболеваниями системы кровообращения,│ │ │нервной системы и другими заболеваниями│ │ │осуществляется как этап в общем процессе│ │ │лечения заболеваний в соответствии с│ │ │порядками оказания медицинской помощи и на│ │ │основе стандартов медицинской помощи. │ │ │ С учетом изложенного, объем медицинской│ │ │помощи по профилю "медицинская реабилитация"│ │ │включается в объем стационарной помощи по│ │ │соответствующему профилю медицинской помощи│ │ │и в общий норматив стационарной помощи по│ │ │территориальной программе государственных│ │ │гарантий. │ └──────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘