МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 ноября 2016 г. N 859н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И СОКРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА
В соответствии с пунктом 5 Положения о проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1214 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7200), приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику проведения мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Утверждена
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 15 ноября 2016 г. N 859н
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И СОКРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА
1. Настоящая Методика проведения мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака (далее соответственно - Методика, мониторинг и оценка эффективности, мероприятия), устанавливает порядок сбора, обработки, анализа и оценки информации, необходимой для установления причинно-следственных связей между потреблением табака, медицинскими, демографическими и социально-экономическими последствиями его потребления и мероприятиями.
2. Мониторинг и оценка эффективности проводятся:
Министерством здравоохранения Российской Федерации - в части проведения научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака, а также установления показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для реализации мероприятий;
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части проведения санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака, потребления табака в общественных местах, где это запрещено.
Федеральной службой государственной статистики - в части сбора статистической информации о распространенности потребления табака среди населения в рамках федеральных статистических наблюдений, в том числе выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, и комплексного наблюдения условий жизни населения;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в части, определяемой соглашениями о мониторинге и оценке эффективности реализации мероприятий, заключаемых с Министерством здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Мониторинг и оценка эффективности проводятся всеми вышеуказанными органами государственной власти по принципам межведомственного сотрудничества.
3. В целях мониторинга и оценки эффективности Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет сбор, обработку, анализ и оценку следующей информации:
распространенность потребления табака среди населения (по результатам проведения выборочных опросов групп и слоев населения с учетом демографических характеристик);
результаты научных исследований (в том числе международных), направленных на изучение причин и последствий потребления табака;
показатели объемов производства и реализации табака в Российской Федерации, а также объемов, в которых табак ввозится в Российскую Федерацию из иностранных государств и вывозится за ее пределы;
акты, принятые органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках реализации положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
распространенность заболеваний, связанных с потреблением табака, смертность от указанных заболеваний;
обращаемость за медицинской помощью, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;
объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с лечением граждан от табачной зависимости и последствий потребления табака;
уровень налогообложения табачных изделий, цены на табачные изделия;
полнота соблюдения гражданами (в том числе несовершеннолетними) и организациями запретов и ограничений, установленных в сфере потребления, производства, рекламы и реализации табачной продукции;
данные о привлечении граждан и юридических лиц к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности за нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
данные о коммуникационных мероприятиях, направленных на просвещение населения относительно последствий потребления табака и вредного воздействия табачного дыма, на отказ от потребления табака, предупреждение вовлечения населения в процесс потребления табака.
4. В целях мониторинга и оценки эффективности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет сбор и обработку следующей информации:
результаты санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;
данные о привлечении граждан и организаций к административной и иной ответственности за нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
5. В целях мониторинга и оценки эффективности Федеральная служба государственной статистики осуществляет сбор и обработку следующей информации:
распространенность потребления табака среди населения в рамках федеральных статистических наблюдений, в том числе выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, и комплексного наблюдения условий жизни населения;
объемы производства, реализации табака в Российской Федерации, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой за ее пределы табачной продукции.
6. Сведения (информация) о результатах мониторинга и оценки эффективности, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей Методики, предоставляются в Министерство здравоохранения Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
7. Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании сведений (информации) о результатах мониторинга и оценки эффективности, проведенных Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также сведений (информации) о результатах мониторинга и оценки эффективности, представленных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой государственной статистики, органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, готовит сводный анализ о результатах мониторинга и оценки эффективности, содержащий обоснование причинно-следственных связей между потреблением табака, медицинскими, демографическими и социально-экономическими последствиями его потребления и мероприятиями.
8. На основании сводного анализа результатов мониторинга и оценки эффективности Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет:
разработку мероприятий, в том числе в рамках федеральных целевых программ охраны и укрепления здоровья граждан и государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" - ежегодно, посредством подготовки проектов соответствующих нормативных правовых актов в срок до 1 октября года, следующего за отчетным;
информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях - ежегодно, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 декабря года, следующего за отчетным;
подготовку доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, представление его в порядке, предусмотренном указанным международным договором, - ежегодно, в сроки, устанавливаемые Секретариатом Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.