МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 марта 2019 г. N 23-1/И/2-2379

В ДОПОЛНЕНИЕ
К ПИСЬМАМ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669
"О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ
ПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕННО НЕИСПОЛЬЗУЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННОГО НА СООТВЕТСТВУЮЩЕМ
ВЕЩНОМ ПРАВЕ ЗА ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНЗДРАВУ РОССИИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ" И ОТ 28.09.2015 N 23-1/10/2-5660

Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании пункта 5.5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2007 N 662 "Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий федерального автономного учреждения" (далее соответственно - Постановление N 537, Постановление N 662), в целях реализации Минздравом России функций и полномочий учредителя организаций, подведомственных Минздраву России (далее - Организации), а также реализации Минздравом России функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за Организациями, в части согласования передачи в аренду, безвозмездное пользование указанного временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества сообщает следующее.

1. В отношении заключения договора аренды на новый срок с прежним арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному с ним договору, срок которого истек (истекает).

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее соответственно - постановление Пленума ВАС РФ, ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом (например, частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), договор аренды в отношении государственного имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов (далее - Закон о защите конкуренции).

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является оспоримым (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, заключенного в соответствии с частями 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок (т.е. совершение новой сделки, а не продление дополнительным соглашением ранее действующего договора) с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

При этом в силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 данной статьи, в случае наличия у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды, а также в случае принятия в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом (в том числе решения учредителя о нецелесообразности дальнейшей передачи в аренду федерального недвижимого имущества, ранее передаваемого в аренду, и необходимости его использования для уставных целей учреждения).

В связи с чем необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 298 ГК РФ федеральные государственные учреждения не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (учредителя).

Необходимость такого согласования также отражена в соответствующих пунктах уставов Организаций.

Таким образом, заключение договора аренды на новый срок в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с прежним арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному с ним договору, срок которого истек (истекает), может быть осуществлено только после предварительного согласования с Минздравом России распоряжения федеральным недвижимым имуществом (передачи его в аренду), являющимся предметом ранее заключенного договора аренды, в порядке, установленном Постановлениями N 537 и N 662 соответственно.

Кроме того отмечаем, что Минздравом России письмо от 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669 в адрес руководителей Организаций ранее сообщалось, что в случае наличия правовых оснований для заключения договора аренды на новый срок без проведения конкурса или аукциона, Организация обязана обратиться в Минздрав России для согласования дальнейшей передачи на новый срок временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества в аренду в порядке, установленном Постановлениями N 537 и N 662 соответственно.

При этом указанное обращение Организации должно быть направлено в адрес Минздрава России заблаговременно (не менее чем за 3 месяца до истечения срока ранее заключенного договора аренды), поскольку при определении периода заблаговременности необходимо учитывать установленные в Минздраве России и Росимуществе (его территориальном органе) сроки рассмотрения поступающих обращений и прилагаемых к ним документов, возможный возврат на доработку представленных Организацией документов по результатам их рассмотрения как в Минздраве России, так и Росимуществе, а также сроки рассмотрения документов, представляемых Организациями, образующими социальную инфраструктуру для детей, совместно с предложением по вопросу согласования передачи в аренду или безвозмездное пользование закрепленных за ними объектов собственности, на Комиссии Минздрава России по оценке последствий принятия решения о заключении таких договоров, действующей на основании приказа Минздрава России от 06.09.2018 N 600, и сроки подготовки и оформления указанной комиссией Минздрава России соответствующего заключения.

Вместе с тем Организациями не обеспечивается своевременное представление на рассмотрение в Минздрав России предложений о согласовании в установленном порядке передачи в аренду федерального недвижимого в целях реализации преимущественного права арендатора на заключение договора на новый срок в рамках части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, зачастую представление Организациями документов, необходимых для согласования данного вопроса, осуществляется после окончания срока ранее действующего договора аренды, при этом имеются случаи, когда арендатор продолжает пользоваться переданным ему ранее федеральным недвижимым имуществом, несмотря на окончание срока договора аренды, наличие в его условиях обязанности по возврату арендованного имущества по акту приема-передачи и отсутствие согласия учредителя на дальнейшее распоряжение указанным имуществом, что является нарушением Организацией статьи 298 ГК РФ и положений иных нормативных правовых актов.

Дополнительно отмечаем, что договор аренды государственного имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном статьей 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, кроме того в силу статьи 422 ГК РФ этот договор должен быть заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ).

Также необходимо отметить, что Минэкономразвития России, являющимся уполномоченным органом в соответствии с Постановлением N 537 по утверждению типовых условий договоров аренды федерального недвижимого имущества, были разработаны формы договоров аренды указанного имущества (далее - Формы договоров аренды), которые письмом Росимущества от 18.02.2016 N ОД-14/6246 рекомендованы к применению всеми территориальными органам Росимущества и федеральными органами исполнительной власти, в том числе их подведомственными организациями, при заключении новых договоров аренды федерального недвижимого имущества, а также при согласовании в соответствии с Постановлениями N 537 и N 662 передачи в аренду указанного имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за правообладателями.

Указанные Формы договоров аренды включают в себя условия, предусматривающие обязанности арендодателя принять, а арендатора сдать в течение дня, следующего за днем окончания срока аренды, установленного договором аренды, объект аренды по акту приема-передачи, который составляется и подписывается арендодателем и арендатором в трех экземплярах и должен содержать сведения о техническом состоянии объекта аренды на момент его передачи арендодателю.

Также Формами договоров аренды предусмотрена ответственность арендатора, что в случае нарушения указанного срока возврата объекта аренды, арендатор обязан перечислить на соответствующий расчетный счет арендодателя стоимость арендной платы, установленной договором или уведомлением арендодателя, в двукратном размере за каждый день нарушения срока возврата.

При этом в Формах договоров аренды отсутствуют иные условия, предусматривающие преимущественное право арендатора на перезаключение договора аренды на новый срок, а также возможность его возобновления на неопределенный срок в случае отсутствия возражений арендодателя.

Кроме того дополнительно сообщаем, что в соответствии с письмом Росимущества от 22.12.2016 N ДП-03/53391 из разъяснений постановления Пленума ВАС РФ (пункт 4.2) следует, что для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов в порядке реализации преимущественного права, предусмотренного частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. По смыслу части 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом. В этом случае договор аренды в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора на новый срок. Однако при этом условие договора аренды, заключенного на новый срок в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов, об арендной плате (пункт 1 части 9 данной статьи) подлежит применению к отношениям сторон, существовавшим с момента истечения срока первоначального договора аренды и до момента заключения договора аренды на новый срок.

Вместе с тем при заключении договора аренды на новый срок в порядке реализации части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в целях исключения предоставления арендатору необоснованного конкурентного преимущества в условиях заключаемого договора необходимо предусматривать невозможность изменения арендной ставки по договору в сторону понижения.

Дополнительно обращаем внимание с учетом вышеизложенного, что возобновление по истечении срока договора на прежних условиях вплоть до заключения договора на новый срок может быть реализовано на период приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации договоров аренды, заключенных ранее до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды, и впоследствии пролонгированных в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ на неопределенный срок, а также при отсутствии в договоре аренды условий, предусматривающих обязанность арендатора вернуть по окончании срока арендованное имущество по акту приема-передачи и исключающих возможность реализации преимущественного права арендатора.

Учитывая изложенное, руководителям Организаций необходимо принять меры в отношении недопущения автоматического заключения договоров аренды на новый срок с прежними арендаторами без проведения торгов в порядке реализации преимущественного права, предусмотренного частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, без согласования дальнейшей передачи на новый срок в аренду временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества в порядке, установленном Постановлениями N 537 и N 662, обеспечив заблаговременное (не менее чем за 3 месяца до истечения срока договора аренды) направление в адрес Минздрава России соответствующих предложений с необходимым комплектом документов о согласовании указанной передачи, в целях защиты законных прав и имущественных интересов Российской Федерации в части обеспечения должного поступления от арендаторов арендной платы за использование федерального недвижимого имущества.

2. В отношении действующих договоров аренды, заключенных ранее до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды, которые в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ были возобновлены на неопределенный срок.

С учетом сложившейся практики в соответствии с ранее действующим законодательством Российской Федерации, арендодателем по указанным договорам аренды федерального недвижимого имущества, принадлежащего на соответствующем вещном праве федеральным государственным учреждениям, являющимся правообладателями указанного имущества, выступало территориальное управление Росимущества по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Вместе с тем, с точки зрения общей характеристики гражданско-правовых обязательств договор аренды относится к двухсторонним, поскольку каждая из сторон этого договора (арендодатель и арендатор) несет обязанности в пользу другой стороны. В договоре аренды имеют место две встречные обязанности - обязанность арендодателя передать арендатору имущество во владение и пользование и обязанность арендатора вносить арендную плату.

В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право федеральным государственным организациям сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое имущество.

В этой связи, а также учитывая пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (аналогичный пункт также содержался в Положении о Росимуществе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691), Росимуществом в адрес руководителей его территориальных органов было направлено информационное письмо "О некоторых вопросах, связанных с заключением договоров аренды федерального имущества" от 24.07.2007 N ЛП-05/20645, согласно которому Росимущество (его территориальные органы) может заключать сделки, в том числе выступать арендодателем по договору аренды, только в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации и не закрепленного за другими организациями на соответствующем вещном праве, в том числе праве оперативного управления.

Таким образом, в договорах аренды федерального недвижимого имущества, переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям, имеющим право в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации на получение дополнительного источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей, в качестве стороны - арендодателя должно выступать само федеральное государственное учреждение, в связи с чем действующие договоры аренды, заключенные ранее территориальными органами Росимущества, выступающими арендодателями по данным договорам, давно подлежали приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Также в отношении действия указанных договоров аренды в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ на неопределенный срок необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральному закону от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и уставам подведомственных Минздраву России федеральных государственных учреждений, в целях обеспечения уставной деятельности за данными учреждениями закрепляется на праве оперативного управления федеральное имущество и предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки, необходимые для выполнения учреждением своих уставных целей и задач.

Таким образом, передача сторонним организациям федерального недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным государственным учреждениям, может быть осуществлена только в отношении временно неиспользуемых в уставной деятельности данных учреждений помещений.

При этом повторно отмечаем, что в соответствии со статьей 298 ГК РФ федеральные государственные учреждения не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (учредителя). Необходимость такого согласования также отражена в соответствующих пунктах уставов Организаций.

Порядок согласования передачи в аренду и безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества был доведен до руководителей Организаций письмом Минздрава России от 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669.

Кроме того, в соответствии с поручением Росимущества от 20.02.2015 N ЕМ-14/6463, данным территориальным органам Росимущества в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверки Росимущества Счетной Палатой Российской Федерации (представление от 26.11.2012 N ПР 03-254/03-01), в части исключения в отношении федерального имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за федеральными организациями, как практики заключения краткосрочных (до одного года) договоров аренды федерального имущества, так и договоров аренды федерального имущества, заключенных на соответствующий срок и впоследствии продленных на неопределенный срок, при согласовании в соответствии с Постановлениями N 537 и N 662 передачи в аренду федерального имущества, принадлежащего на соответствующем вещном праве федеральным государственным учреждениям, необходимо предусматривать срок заключения договоров аренды исключительно более одного года, но не более пяти лет, в целях обеспечения прохождения процедуры государственной регистрации указанных договоров аренды в соответствии со статьей 651 ГК РФ.

Данная информация также была доведена до руководителей подведомственных Минздраву России организаций письмом Минздрава России от 28.09.2015 N 23-1/10/2-5660.

Дополнительно отмечаем, что письмом Минздрава России от 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669 в адрес руководителей Организаций обращалось внимание, что в соответствии с указанным поручением Росимущества в случае поступления в адрес территориальных органов Росимущества комплекта документов, предусматривающего заключение договора аренды имущества на срок менее одного года, поручается возвращать указанные документы без согласования со ссылкой на необходимость заключения договоров аренды федерального имущества на срок более одного года.

Таким образом, в предложениях Организаций о согласовании в установленном порядке сделок по передаче в аренду федерального недвижимого имущества рекомендовано было предусматривать срок договоров аренды исключительно более одного года, но не более 5 лет.

В этой связи, руководствуясь указанными требованиями Росимущества, Минздрав России, с учетом сложившейся практики, своим решением согласовывает в установленном порядке на основании предложений подведомственных Минздраву России организаций передачу в аренду принадлежащего им на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, как правило, со сроком заключения договора аренды на 5 лет.

Вместе с тем отмечаем, что заключение договоров аренды на 11 месяцев с возможностью их последующей пролонгации на аналогичный срок, но не более 4 раз, в рамках решения Минздрава России, предоставляющего право на передачу в аренду федерального недвижимого имущества со сроком заключения договора аренды на 5 лет, недопустимо и является нарушением исполнения указанного решения Минздрава России, а также статьи 298 ГК РФ в части заключения договора на новый срок или продления ранее заключенного договора дополнительным соглашением на срок 11 месяцев.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации сложившихся между федеральными государственными учреждениями и сторонними организациями арендных отношений, стороной по которым в качестве арендодателя выступали территориальные органы Росимущества, а также исключения в отношении федерального имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за федеральными организациями, как практики заключения краткосрочных (до одного года) договоров аренды федерального имущества, так и договоров аренды федерального имущества, заключенных на соответствующий срок и впоследствии продленных на неопределенный срок, Организациям необходимо обратиться в адрес Минздрава России с предложениями о согласовании передачи в аренду федерального недвижимого имущества, представив в том числе соответствующий комплект документов, оформленный по составу и содержанию согласно требованиям, изложенным в письме Минздрава России от 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669, для их последующего рассмотрения и согласования с Росимуществом (его территориальными органами) в порядке, установленном Постановлениями N 537 и N 662.

3. В отношении досрочного расторжения договоров аренды, заключенных на основании решения Минздрава России, согласованного с Росимуществом (его территориальными органами) в порядке, установленном Постановлениями N 537 и N 662.

В соответствии с Постановлениями N 537 и N 662 решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом федерального государственного учреждения (автономного, бюджетного или казенного), в том числе в части передачи его в аренду или безвозмездное пользование (согласие на сделку), принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Росимуществом (его территориальным органом) путем направления ему проекта решения о согласовании таких сделок с приложением комплекта документов посредством размещения указанных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - МВ-Портал).

Вместе с тем согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, учредитель в соответствии с Постановлениями N 537 и N 662 согласовывает подведомственным федеральным государственным учреждениям распоряжение недвижимым имуществом при вовлечении его в сделку (передачу в аренду или безвозмездное пользование), а также при изменении предмета соответствующего договора (например, изменение площади, номера помещения, адреса, цели использования) или досрочном окончании срока действия договора.

В этой связи, при наличии оснований для досрочного расторжения действующего договора аренды или безвозмездного пользования, заключенных Организацией на основании решения Минздрава России, согласованного в установленном Постановлениями N 537 и N 662 порядке с Росимуществом (его территориальным органом), указанная организация должна заблаговременно обратиться в Минздрав России (не менее чем за 3 месяца) для согласования досрочного расторжения договора аренды или безвозмездного пользования в том же установленном порядке.

При этом в целях реализации Постановлений N 537 и N 662 для направления проекта решения Минздрава России о досрочном расторжении договора на передачу в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества на согласование в Росимущество (его территориальный орган) Организации необходимо представить следующие документы:

- копию договора аренды (безвозмездного пользования), планируемого к досрочному расторжению, с приложением дополнительных соглашений к нему (при наличии) и акта приема-передачи недвижимого имущества, прошитые и заверенные подписью руководителя и печатью Организации;

- копию уведомления Организации (арендодателя) или арендатора, содержащего намерения одной из сторон досрочно расторгнуть договор аренды (безвозмездного пользования), с указанием в том числе срока и аргументированных причин такого расторжения;

- копии решений Минздрава России и Росимущества (его территориального органа) о согласовании передачи в аренду (безвозмездное пользование) помещений по договору, планируемому к досрочному расторжению, заверенные подписью руководителя и печатью Организации;

- предложения Организации о дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества, являющегося предметом договора аренды (безвозмездного пользования), после расторжения такого договора в установленном порядке.

4. В отношении размещения Организацией документов на МВ-Портале, направляемых для согласования вопроса передачи в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества.

В целях осуществления Минздравом России согласования с Росимуществом (его территориальным органом) в порядке, установленном Постановлениями N 537 и N 662, вопроса передачи в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества, принадлежащего Организации на праве оперативного управления, Организации необходимо соответствующее обращение с прилагаемым к нему комплектом документов, направляемые в адрес Минздрава России на бумажном носителе, также разместить в электронном виде на МВ-Портале (пункт меню "Корреспонденция", получатель Минздрав России), подписав усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Организации.

Методические рекомендации Росимущества по работе федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных организаций на МВ-Портале при согласовании указанных сделок ранее направлялись в адрес руководителей Организаций письмом от 28.09.2015 N 23-1/10/2-5660.

Также на МВ-Портале содержится обучающий ролик по размещению федеральным государственным учреждением для данных целей документов на МВ-Портале (папка "Инструкции", далее папка "Корреспонденция", далее вкладка "Передача документов из ЛК ЮЛ в ЛК ФОИВ").

Дополнительно обращаем внимание, что размещение Организацией на МВ-Портале обращения о согласовании передачи в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества с необходимым комплектом документов, заверенные (каждый документ отдельно) усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Организации, осуществляется после поступления в Минздрав России аналогичного обращения с документами на бумажном носителе и его учета и регистрации в системе документооборота Минздрава России, то есть присвоения входящего номера документу, ссылка на который в том числе указывается Организацией при направлении обращения и документов через МВ-Портал.

Кроме того отмечаем, что в случае не размещения Организацией на МВ-Портале обращения о согласовании передачи в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества с необходимым комплектом документов в полном объеме, аналогичное обращение с документами, поступившие в адрес Минздрава России на бумажном носителе, будут возвращены в Организацию без рассмотрения по существу.

5. В отношении срока отчета об оценке рыночной стоимости права пользования и владения на условиях аренды объектом оценки.

Согласно приказу Росимущества от 23.09.2009 N 273 "О подготовке решений, связанных с реализацией Федеральным агентством по управлению государственным имуществом полномочий собственника федерального имущества" подготовка решений, связанных с реализацией Росимуществом и его территориальными органами полномочий собственника федерального имущества, в том числе при согласовании сделок по передаче в аренду, осуществляются с учетом результатов рассмотрения отчета(ов) об оценке имущества.

Вместе с тем учитывая, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость, определенная в указанном отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение 6 (шести) месяцев с даты составления данного отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Росимуществом письмом от 12.10.2015 N ВГ-02/42355 "О предоставлении информации" был рекомендован перечень документов, необходимых для согласования проектов решений о даче федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным организациям согласия на сделки по передаче в аренду федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, согласно которому вместе с проектом решения учредителя федеральной государственной организации в Росимущество (его территориальные органы) направляется, в том числе, на рассмотрение подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации оригинал отчета об оценке рыночной стоимости права пользования недвижимым имуществом (с указанием величины арендной платы), с датой составления не позднее чем за 2 месяца до предоставления отчета, с приложением копии допуска оценщика к профессиональной деятельности и страховым полисом страхования ответственности оценщика, прошитый и скрепленный личной подписью и печатью оценщика.

Указанная информация о сроке данного отчета на момент его представления в Минздрав России была доведена до Организаций письмом от 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669, вместе с тем в большинстве случаев данные требования Росимущества не учитываются Организациями при направлении документов в Минздрав России для согласования сделок по передаче в аренду федерального недвижимого имущества.

В этой связи повторно обращаем внимание, что при направлении документов для рассмотрения вопроса передачи в аренду федерального недвижимого имущества необходимо учитывать вышеуказанные сроки отчета об оценке (т.е. с датой составления не позднее чем за 2 месяца до предоставления отчета в Минздрав России).

В случае превышения указанного срока отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы за пользование нежилыми помещениями, представленный Организацией комплект документов для согласования сделки по передаче в аренду федерального недвижимого имущества будет возвращен в Организацию на доработку для подготовки и представления нового отчета об оценке, соответствующего по содержанию и оформлению требованиям, установленным Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральными стандартами оценки.

6. В отношении представления в Минздрав России копий договоров аренды (безвозмездного пользования) после их заключения, а также дополнительных соглашений к ним и иных связанных с ними документов.

Минздрав России письмом от 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669 информировал руководителей Организаций о необходимости представления заверенных копий заключенных договоров аренды и договоров безвозмездного пользования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты их вступления в силу, а также дополнительных соглашений к ним, актов приема-передачи имущества и иных связанных с ними документов для учета в работе.

Кроме того, аналогичное требование также содержится в решениях Минздрава России о передаче в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества, согласованных в установленном Постановлениями N 537 и N 662 порядке с Росимуществом (его территориальным органом), направляемых в адрес Организаций.

При этом в указанных решениях Минздрава России также содержится требование о необходимости представления Организациями информации в случае не заключения договоров аренды или безвозмездного пользования.

Вместе с тем данные требования о представлении копий указанных документов и информации большинством Организаций не выполняются.

Учитывая изложенное, руководителям Организаций необходимо взять под личный контроль выполнение указанных требований Минздрава России и обеспечить своевременное представление заверенных копий заключенных договоров аренды и договоров безвозмездного пользования, дополнительных соглашений к ним, актов приема-передачи имущества, соглашений о досрочном расторжении договоров, актов возврата имущества при прекращении действия договоров, а также иных документов, связанных с договорами аренды или безвозмездного пользования.

Настоящим письмом также устанавливается персональная ответственность руководителей Организаций за своевременное направление в Минздрав России соответствующих предложений с необходимым комплектом документов о согласовании передачи в аренду федерального недвижимого имущества путем заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов в порядке реализации преимущественного права арендатора, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному с ним договору, а также за обеспечение контроля за исполнением условий договоров аренды и договоров безвозмездного пользования в целях защиты законных прав и имущественных интересов Российской Федерации, в том числе в части обеспечения должного поступления от арендаторов арендной платы за использование федерального недвижимого имущества.

С.А.КРАЕВОЙ