МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 декабря 2018 г. N 22-00-09/2499

Министерство здравоохранения Российской Федерации с учетом изменений законодательства Российской Федерации, регулирующего ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с 1 января 2019 года сообщает:

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), пунктом 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) учреждения самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

При формировании учетной политики учреждения руководствуются законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"), которым установлены единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок.

СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2019 года.

Положения СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256, при ведении бухгалтерского учета, раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н.

Положения о требованиях к порядку формирования учетной политики учреждения содержатся в совокупности нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета и составление бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности, и приведены в приложении к настоящему письму.

При этом следует отметить, что в учетную политику не следует включать методы, правила, способы ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые прямо и однозначно установлены нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ учреждениям необходимо внести изменения в учетную политику и обеспечить ее применение с 1 января 2019 года.

Директор Департамента
учетной политики и контроля
Н.Б.САВОЛАЙНЕН

Приложение
к письму Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 25 декабря 2018 г. N 22-00-09/2499

Нормативные правовые акты,
методические рекомендации, устанавливающие требования
к порядку формирования учетной политики:

- федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ);

- приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);

- приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н);

- приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н);

- приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н);

- приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 65н);

- приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н).

Федеральные стандарты,
применяемые при ведении бюджетного учета,
бухгалтерского учета государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года,
составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской
(финансовой) отчетности государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений начиная
с отчетности 2018 года:

- приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - СГС "Концептуальные основы");

- приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее - СГС "Основные средства");

- приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (далее - СГС "Аренда");

- приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов" (далее - СГС "Обесценение активов");

- приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - СГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности").

Методические рекомендации:

- письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-06-10/79778 "О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета";

- письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257 "О направлении Методических указаний по применению переходных положений СГС "Основные средства" (вместе с "Методическими указаниями по применению переходных положений СГС "Основные средства" при первом применении")";

- письмо Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237 "О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н";

- письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83463 "О направлении Методических указаний по переходным положениям СГС "Аренда" при первом применении";

- письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464 "О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (СГС "Аренда")".

Федеральные стандарты,
применяемые при ведении бюджетного учета,
бухгалтерского учета государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года,
составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской
(финансовой) отчетности государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений начиная
с отчетности 2019 года:

- приказ Минфина России от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - СГС "Учетная политика");

- приказ Минфина России от 30.12.2017 N 275н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты" (далее - СГС "События после отчетной даты");

- приказ Минфина России от 30.12.2017 N 278н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств" (далее - СГС "Отчет о движении денежных средств");

- приказ Минфина России от 27.02.2018 N 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" (далее - СГС "Доходы");

- приказ Минфина России от 30.05.2018 N 122н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют" (для использования загранучреждениями).

Методические рекомендации:

- письмо Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005 "О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты", утв. Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 275н";

- письмо Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480 "О направлении Методических указаний по применению положений СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (вместе с "Методическими рекомендациями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки")";

- письмо Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62483 "О направлении Методических рекомендаций по применению положений СГС "Отчет о движении денежных средств" (вместе с "Методическими рекомендациями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств").

Федеральные стандарты,
применяемые при ведении бюджетного учета,
бухгалтерского учета государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года,
составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской
(финансовой) отчетности государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений начиная
с отчетности 2020 года:

- приказ Минфина России от 30.12.2017 N 277н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация о связанных сторонах" (далее - СГС "Информация о связанных сторонах");

- приказ Минфина России от 28.02.2018 N 34н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы" (далее - СГС "Непроизведенные активы);

- приказ Минфина России от 28.02.2018 N 37н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - СГС "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности");

- приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" (далее - СГС "Резервы").

Перечень
требований к порядку формирования учетной политики

N п/п
Нормы законодательных и иных нормативных правовых актов
Содержание нормы
Общие положения
1.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
2.
Пункты 2, 3, 4 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ;
пункт 7 СГС "Учетная политика";
пункт 6 Инструкции N 157н.
Субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, СГС "Учетная политика", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.
В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований СГС "Концептуальные основы".
3.
Пункт 5 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ.
Учетная политика применяется последовательно из года в год.
4.
Пункт 6 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ.
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
5.
Пункт 7 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
6.
Пункт 9 СГС "Учетная политика".
Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:
7.
Подпункт а) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 6 Инструкции N 157н.
методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
8.
Подпункт б) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 19 СГС "Концептуальные основы";
пункт 6 Инструкции N 157н.
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
9.
Подпункт в) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 80 СГС "Концептуальные основы";
пункт 6 Инструкции N 157н.
порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
10.
Подпункт г) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 6 Инструкции N 157н.
формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным СГС "Концептуальные основы";
11.
Подпункт д) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 22 СГС "Концептуальные основы";
пункт 6 Инструкции N 157н.
правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;
12.
Подпункт е) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 6 Инструкции N 157н.
порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
13.
Подпункт ж) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 6 Инструкции N 157н;
СГС "События после отчетной даты";
порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
14.
Подпункт з) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункт 6 Инструкции N 157н.
иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.
15.
Пункт 10 СГС "Учетная политика";
абзац 11 пункта 6 Инструкции N 157н.
Бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств), при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями настоящего Стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
16.
Абзац 12 пункта 6 Инструкции N 157н.
Субъект учета обеспечивает хранение документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
17.
Пункт 11 Инструкции N 157н.
Регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование регистра;
наименование субъекта учета, составившего регистр;
дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
величина денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
18.
Пункт 14 Инструкции N 157н.
Хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем субъекта учета и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.
При смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета субъекта учета. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется субъектом учета в рамках формирования его учетной политики либо, в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерией, таким договором (соглашением).
19.
Пункт 19 Инструкции N 157н.
Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе, осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета.
20.
Пункты 21, 21.2 Инструкции N 157н.
На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета (далее - Рабочий план счетов).
Номер счета Плана счетов (Рабочего плана счетов) состоит из двадцати шести разрядов.
При ведении бюджетными и автономными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики бюджетным и автономным учреждением Рабочего плана счетов, содержащих в структуре номера счета:
в 5 - 14 разрядах - нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета;
в 15 - 17 разрядах - аналитический код вида поступлений - доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее - поступления) или аналитический код вида выбытий - расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований (далее - выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
21.
Пункт 31 СГС "Концептуальные основы".
Документирование фактов хозяйственной жизни, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке.
Первичные (сводные) учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык, осуществляемый субъектом учета в соответствии с правилами, установленными в рамках формирования своей учетной политики.
Основные средства
22.
Пункты 53, 54 СГС "Концептуальные основы".
Определение справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств осуществляется с учетом положений СГС "Концептуальные основы" и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются:
а) метод рыночных цен;
б) метод амортизированной стоимости замещения.
Для определения справедливой стоимости соответствующего вида актива или обязательства используется метод, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета, либо метод, предусмотренный для соответствующего объекта бухгалтерского учета, нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
23.
Пункт 8 СГС "Основные средства".
Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики (далее - забалансовые счета). Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
24.
Пункт 9 СГС "Основные средства".
Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета.
25.
Пункт 10 СГС "Основные средства".
Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике субъекта учета с учетом положений Инструкции N 157н.
26.
Пункт 27 СГС "Основные средства".
В случае если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Стандарта.
При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями настоящего Стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств.
Субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений настоящего пункта в отношении групп основных средств.
27.
Пункт 28 СГС "Основные средства".
Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Стандарта. В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата).
Субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений настоящего пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств.
28.
Пункт 36 СГС "Основные средства";
Начисление амортизации объекта основных средств производится в соответствии с учетной политикой субъекта учета.
Способы амортизации относительно групп объектов основных средств и групп объектов учета аренды.
29.
Пункт 40 СГС "Основные средства";
На структурную часть объекта основных средств начисляется амортизация отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств).
Для целей начисления амортизации субъект учета согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов распределяет стоимость объекта основных средств, состоящего из таких частей, между его частями.
Срок полезного использования и метод начисления амортизации структурной части объекта основных средств могут совпадать со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств). В случаях, установленных учетной политикой субъекта учета, при определении суммы амортизации таких частей они объединяются.
30.
Пункт 41 СГС "Основные средства".
При переоценке объекта основных средств (в том числе объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается одним из способов, закрепляемых субъектом учета в учетной политике:
а) пересчета накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки;
б) накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости. С момента переоценки указанным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.
31.
Особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств и объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете, при досрочном расторжении договора пользования, реклассификации объектов учета аренды.
32.
Особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например: объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т.п.).
33.
Порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств.
Нематериальные активы
34.
Пункт 66 Инструкции N 157н.
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
35.
Пункт 67 Инструкции N 157н.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, устанавливать в составе Рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета.
Материальные запасы
36.
Пункт 108 Инструкции N 157н.
Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.
37.
Подпункт з) пункта 9 СГС "Учетная политика";
пункты 100, 119 Инструкции N 157н;
пункт 46 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747);
письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036.
Особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках формирования своей учетной политики.
38.
Пункт 103 Инструкции N 157н.
Учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, согласно установленной им учетной политике, затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года.
39.
Пункт 104 Инструкции N 157н.
Учет и формирование затрат на производство материальных запасов осуществляется учреждением в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
40.
Пункт 126 Инструкции N 157н.
Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг
41.
Пункты 134, 135 Инструкции N 157н.
Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.
Финансовые активы
42.
Пункт 220 Инструкции N 157н;
Субъект учета самостоятельно устанавливает формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики.
письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31334.
При формировании учетной политики актами субъекта учета утверждаются методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, а также иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Обязательства
43.
Пункт 257 Инструкции N 157н.
Аналитический учет расчетов по оплате труда и стипендиям ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Аналитический учет расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Финансовый результат
44.
Пункт 299 Инструкции N 157н.
Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики учреждения.
Отражение операций по исправительным бухгалтерским записям по ошибкам прошлых лет осуществляется в обособленных регистрах бухгалтерского учета.
45.
Пункт 7, 21 СГС "Резервы";
пункт 302.1 Инструкции N 157н;
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
Санкционирование расходов экономического субъекта
46.
Пункт 318 Инструкции N 157н.
Учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Ведение учета на забалансовых счетах
47.
Пункт 337 Инструкции N 157н.
Перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
48.
Пункт 349 Инструкции N 157н.
Перечень материальных ценностей, учитываемых на счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), устанавливается учетной политикой учреждения.
49.
Пункт 370 Инструкции N 157н.
Порядок аналитического учета по счету 19 "Невыясненные поступления прошлых лет" устанавливается в рамках формирования учетной политики.
50.
Пункт 371 Инструкции N 157н.
Порядок списания задолженности учреждения, невостребованной кредиторами, со счета 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" устанавливается актом учреждения в рамках формирования учетной политики.
51.
Пункты 373, 374 Инструкции N 157н.
Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию в условной оценке: один объект, один рубль, в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка - по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Порядок аналитического учета по счету 21 "Основные средства в эксплуатации" устанавливается в рамках формирования учетной политики.
52.
Пункт 376 Инструкции N 157н.
Порядок аналитического учета по счету 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" устанавливается в рамках формирования учетной политики.
Первичные учетные документы
53.
Приказ N 52н.
Копии электронных документов на бумажном носителе заверяются в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.
Субъект учета обязан обеспечить сохранность Инвентарных карточек (ф. 0504031), созданных в виде электронных документов (регистров) до момента передачи их в архив, порядок хранения электронных регистров определяется в рамках формирования учетной политики.
Выбор способа заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.
В графе 8 инвентаризационной описи (ф. 0504087) субъект учета при формировании своей учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду.

Пункты 143, 145, 199, 204, 217, 236, 282, 300, 301, 302, 313, 373 Инструкции N 157н содержат норму, предоставляющую право учреждению регулировать ведение бухгалтерского учета.