МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 декабря 2018 г. N 15-4/4315-07
О СОБЛЮДЕНИИ
ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ ПРИ ИНФОРМИРОВАНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В связи с обращениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения по вопросу представления информации о несовершеннолетних лицах, обратившихся в медицинские организации по профилю "акушерство и гинекология", по запросам правоохранительных органов Российской Федерации, Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения в части компетенции сообщает.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья и основано на конституционном праве на неприкосновенность частной жизни и личную тайну.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
При этом положениями части 3 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, только с письменного согласия гражданина или его законного представителя.
Одновременно с этим частью 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрен закрытый перечень случаев, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, в том числе:
по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.
Исходя из положений пункта 5 части 4 статьи 13 и пункта 9 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ, для обоснованного информирования медицинской организацией органов внутренних дел о поступлении соответствующих пациентов, по нашему мнению, необходимо одновременное сочетание двух факторов:
а) наличие признаков причинения вреда здоровью;
б) наличие достаточных оснований полагать, что причинение указанного вреда произошло в результате противоправных действий.
В этой связи, по нашему мнению, нормы пункта 5 части 4 статьи 13 и пункта 9 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ, а также Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 565н, не предполагают предоставление информации о самом факте наступления беременности и (или) о несовершеннолетних, живущих половой жизнью, а содержат требование об информировании о фактах причинения вреда несовершеннолетним в результате противоправных действий, приведших к наступлению беременности.
Кроме того, в настоящее время отсутствуют обоснованные данные, позволяющие однозначно квалифицировать признаки совершения с несовершеннолетним пациентом, не состоящим в зарегистрированном браке, полового сношения и (или) иных действий сексуального характера как действий, наносящих вред его здоровью, в связи с чем медицинская организация должна будет проводить оценку возможности отнесения указанных действий к противоправным и на этом основании информировать органы внутренних дел о поступлении такого пациента.
Вместе с тем, указанное налагает на медицинскую организацию несвойственные ей функции, поскольку, как было указано ранее, основной функцией медицинской организации является осуществление медицинской деятельности, то есть профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи.
При этом обращаем внимание, что указанные положения не противоречат предписаниям статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", предоставляющим полиции право запрашивать и получать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Таким образом, полагаем, что в случаях, не предусмотренных частью 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ, предоставление сведений о состоянии здоровья гражданина, в том числе о случаях беременности несовершеннолетних и (или) о несовершеннолетних, живущих половой жизнью, правоохранительным органам Российской Федерации возможно только при наличии письменного согласия гражданина или его законного представителя.
Представленная позиция Министерства здравоохранения Российской Федерации по указанному вопросу направлена письмом от 18.04.2018 N 15-2/10/2-2496 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Директор Департамента
Е.Н.БАЙБАРИНА