4. Особенности лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательной организацией в условиях медицинской организации
4. Особенности лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательной организацией в условиях медицинской организации
Образовательная деятельность (в том числе образовательная деятельность образовательных и иных организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей) подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации <11>. В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности <12> на территории медицинских организаций.
--------------------------------
<11> Часть 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ.
<12> Часть 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ.
Вместе с тем специфика осуществления образовательной деятельности в условиях медицинских организаций в ряде случаев объективно не позволяет в полном объеме выполнять отдельные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, такие как:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; - наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего, в том числе, требования статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ).
Сложность выполнения перечисленных выше требований объясняется отсутствием возможностей у госпитальной школы обеспечить условия обучения в медицинском стационаре, равноценные массовой школе, а в ряде случаев - наличием требований, связанных с особенностями нахождения детей на лечении в медицинских организациях.
Так, например, в связи с испытываемым большинством медицинских организаций дефицитом площадей для обучения детей вне зависимости от их возраста и преподаваемых учебных предметов может быть предоставлено только одно небольшое помещение либо часть помещения (часть игровой комнаты, холла лечебного отделения и других помещений). Учитывая обозначенные проблемы, у госпитальных школ, как правило, отсутствуют помещения библиотек, помещения и площадки для занятий спортом, актовые залы, столовые и многие другие обязательные для общеобразовательных организаций помещения. Многие занятия в госпитальных школах проходят непосредственно в больничных палатах и боксах, которые не могут выступать в качестве объектов лицензирования образовательной деятельности.
Санитарные правила, применяемые медицинскими организациями, как правило, не позволяют объединять на занятии в одном помещении детей из разных отделений, в связи с чем у госпитальной школы отсутствует возможность организации единого школьного сектора для детей, проходящих лечение в больнице.
При ряде заболеваний во избежание распространения или передачи инфекции запрещается использование разными детьми одних и тех же учебников, пособий на бумажных носителях. Необходимость библиотеки в такой госпитальной школе отсутствует. В таких случаях педагоги госпитальных школ вынуждены использовать вместо материалов на бумажных носителях соответствующие материалы на электронных носителях (планшетах, ноутбуках), которые до и после занятий с детьми обрабатываются дезинфицирующими средствами.
Отсутствие в настоящее время законодательных механизмов регламентации образовательной деятельности, учитывающих специфику обучения детей в условиях стационаров медицинских организаций, не может являться основанием для ограничения конституционного права ребенка на получение общего образования вне зависимости от жизненной ситуации, в которой он находится.
Образовательная деятельность, осуществляемая образовательной организацией с обучающимися, находящимися на длительном лечении, на дому, не требует внесения изменений в ее действующую лицензию.