13. Междисциплинарное взаимодействие

13. Междисциплинарное взаимодействие

Современные стандарты оказания медицинской помощи больным детям в различных организационных формах подразумевают системный подход к ведению пациентов с позиции целостного организма, учитывающий как их физическое состояние, социальную ситуацию, так и особые психологические и образовательные потребности. Ситуация длительной госпитализации предъявляет повышенные требования к созданию условий для максимальной реализации образовательного потенциала этой особой категории детей. В этом смысле принципы комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия специалистов медицинского, немедицинского профилей, педагогических и иных работников являются основой для наиболее эффективной реализации поставленной задачи.

Основной целью деятельности междисциплинарной команды является формирование, реализация и корректировка индивидуального учебного плана обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, создание оптимальных условий образовательной среды в период лечения, в том числе реализация в полном объеме конституционного права на обучение длительно болеющего ребенка с учетом его психофизического состояния.

Для организации образовательного процесса и включения ребенка, находящегося на длительном лечении, в учебную деятельность целесообразно привлекать специалистов следующих профилей:

- медицинского (лечащий врач по основному заболеванию, дополнительные врачи-специалисты более узкого профиля, средний медицинский персонал);

- педагогического (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, учителя-предметники, тьюторы и др.);

- психологического (медицинские психологи, педагоги-психологи и др.);

- социального (социальные работники, ассистенты, социальные педагоги, педагоги-организаторы).

Также междисциплинарная команда специалистов осуществляет тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) детей. Оказание педагогической и психологической помощи осуществляется только при условии их согласия в письменной форме.

Эффективной реализации междисциплинарного подхода при обучении ребенка, нуждающегося в длительном лечении, способствуют следующие принципы:

- понимание и учет разнообразия биологических, психофизических и социальных факторов, проявляющихся в ситуации заболевания ребенка;

- индивидуальный подход к оказанию необходимой помощи пациентам;

- ответственность (как индивидуальная, так и коллективная) за результат оказания помощи;

- четкое разделение обязанностей в соответствии с профессиональным профилем;

- уважительное отношение к профессиональной деятельности коллег;

- восприятие пациентов и членов их семей как партнеров, реализующих процесс обучения.

В сферу профессиональных обязанностей специалистов по обеспечению процесса междисциплинарного взаимодействия входит:

1. Медицинский профиль - оценка степени тяжести состояния пациента и его физических возможностей; предоставление заключения и клинических рекомендаций по участию пациента в обучающем процессе, в том числе определение режима нагрузки, рекомендуемая поза, кратность и длительность занятий, условия и форма реализации обучения с учетом характера и тяжести течения заболевания.

2. Психологический профиль - диагностика психологического состояния пациентов и членов их семей; предоставление рекомендаций по созданию психологических условий взаимодействия с ребенком в процессе обучения.

3. Педагогический профиль - определение актуального уровня познавательного развития ребенка, его особых образовательных потребностей, возможных ограничений в усвоении материала; уровня знаний по определенным предметам; предоставление рекомендаций по организации обучающего процесса; создание планов и программ занятий; непосредственная реализация обучающего процесса; контроль знаний в установленной форме.

4. Социальный профиль - определение социальных условий жизни пациентов; оказание социальной поддержки в различных формах, в том числе помощь педагогам в организации образовательного процесса.

Алгоритм реализации междисциплинарного взаимодействия подразумевает следующие этапы:

1. Предоставление соответствующих заключений о состоянии пациента и обмен информацией между специалистами.

2. Составление индивидуального учебного плана на основании анализа всей полученной информации и формулировка совместных решений.

3. Непосредственная реализация образовательного процесса.

4. Предоставление обратной связи и совместное обсуждение результатов образовательного процесса.