1. ВВЕДЕНИЕ
1. Все организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (далее - организации сферы здравоохранения), которым на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, являются субъектами критической информационной инфраструктуры.
Для целей категорирования объектов критической информационной инфраструктуры под "иным законным основанием" понимается передача прав пользования информационными системами, информационно-телекоммуникационными сетями, автоматизированными системами управления на основании правовых актов или решений собственника без передачи права собственности на них. Например, на основании договора безвозмездного пользования <1>, договора на право хозяйственного ведения <2>, договора на право оперативного управления <3>.
--------------------------------
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, организации сферы здравоохранения как субъекты критической информационной инфраструктуры должны установить соответствие принадлежащих им объектов критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений.
2. Настоящие методические рекомендации содержат рекомендации по отнесению информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления организаций сферы здравоохранения к объектам критической информационной инфраструктуры, включению объектов критической информационной инфраструктуры в Перечень объектов критической информационной инфраструктуры с последующим установлением одной из категорий значимости объектов критической информационной инфраструктуры либо принятием решения об отсутствии оснований для их отнесения к значимым объектам критической информационной инфраструктуры.
3. Настоящие методические рекомендации описывают и детализируют типовую процедуру категорирования объектов критической информационной инфраструктуры организаций сферы здравоохранения в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 127, применительно к организациям сферы здравоохранения.
Перечень основных нормативных правовых актов, использованных при разработке настоящих методических рекомендаций, приведен в Приложении 2.
Перечень организаций сферы здравоохранения, на которые распространяется область действия настоящих методических рекомендаций, приведен в Приложении 3.
Примеры информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления, функционирующих в сфере здравоохранения, приведены в Приложении 4.
4. Настоящие методические рекомендации применяются субъектами критической информационной инфраструктуры для:
- определения состава бизнес-процессов <4> в рамках видов деятельности организации сферы здравоохранения и выявления критических управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и иных бизнес-процессов организации сферы здравоохранения, нарушение или прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка;
--------------------------------
<4> В настоящих методических рекомендациях применяется термин "бизнес-процесс", аналогичный определению "процесс" из постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 г. N 127.
- определения информационных систем, автоматизированных систем управления и информационно-телекоммуникационных сетей, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, или осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов организации сферы здравоохранения;
- формирования перечня объектов критической информационной инфраструктуры организации сферы здравоохранения, подлежащих категорированию;
- оценки для каждого объекта критической информационной инфраструктуры организации сферы здравоохранения масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов;
- присвоения каждому из объектов критической информационной инфраструктуры организации сферы здравоохранения одной из категорий значимости либо принятия решения об отсутствии необходимости присвоения ему одной из категорий значимости;
- подготовки сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры организации сферы здравоохранения одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий для направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (ФСТЭК России).
5. Настоящие методические рекомендации носят рекомендательный характер и применяются наряду с методическими документами, определяющими порядок категорирования объектов критической информационной инфраструктуры, разработанными органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (ФСТЭК России), а также исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
6. Для целей настоящих методических рекомендаций используются термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации о безопасности критической информационной инфраструктуры и национальными стандартами в области защиты информации. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящих методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.
7. Категорирование объектов критической информационной инфраструктуры осуществляется постоянно действующей комиссией по категорированию, создаваемой в организации сферы здравоохранения. При создании постоянно действующей комиссии по категорированию и определении порядка направления в ФСТЭК России сведений необходимо руководствоваться пунктами 11 - 13, 15 - 18 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 127.
Рекомендации по формированию постоянно действующей комиссии по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры организации сферы здравоохранения приведены в Приложении 5.