V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов Министерства при осуществлении им нормативного регулирования в установленной сфере деятельности

V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых
актов Министерства при осуществлении им нормативного
регулирования в установленной сфере деятельности

5.1. Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 <8> (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов).

--------------------------------

<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491, ст. 7507, 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816; N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965; 2016, N 13, ст. 1840, N 20, ст. 2832, N 35, ст. 5348, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2016.

5.2. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Министерства с учетом их задач, функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки с привлечением при необходимости специалистов научных и иных организаций.

Разработчиком нормативного правового акта Министерства является гражданский служащий Министерства - ответственное лицо, на которое возложена обязанность по подготовке и согласованию проекта правового акта (далее - исполнитель).

5.3. Подготовка проекта нормативного правового акта Министерства включает:

разработку текста проекта акта и приложения (приложений) к нему, в том числе проведение исполнителем первичного анализа в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в проектах актов;

подготовку пояснительной записки к проекту акта с обоснованием необходимости и оснований подготовки правового акта;

раскрытие информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" <9> (далее - Правила раскрытия информации);

--------------------------------

<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692; 2016, N 10, ст. 1423; N 15, ст. 2086, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2016.

предварительное обсуждение на заседании Общественного совета при Министерстве в случае, если такое обсуждение необходимо;

согласование проекта акта;

проведение правовой (юридической) экспертизы проекта акта;

проведение первичной антикоррупционной экспертизы проекта акта разработчиком акта;

проведение антикоррупционной экспертизы проекта акта юридической службой Министерства;

проведение независимой антикоррупционной экспертизы с обязательным опубликованием проекта акта на официальном сайте Министерства в сети Интернет;

представление проекта акта на подписание Министру.

5.4. Проект нормативного правового акта Министерства должен отвечать следующим требованиям:

проект нормативного правового акта должен быть оформлен в соответствии с правилами, установленными Инструкцией по делопроизводству в Министерстве;

структура проекта акта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта акта может иметь вводную, постановляющую и заключительную части;

проект акта может содержать вводную часть (преамбулу), в которой излагаются правовые основания, цели, мотивы принятия этого акта, а также предмет правового регулирования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются;

содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в нем положений. В тексте проекта акта должен устанавливаться механизм реализации содержащихся в нем положений, быть логичным, лаконичным, ясным, точным, излагаться в соответствии с требованиями официально-делового стиля литературного русского языка и юридической терминологии, действующими правилами орфографии и пунктуации;

в проекте акта должны использоваться только официальные наименования органов и организаций, общеизвестные термины;

текст проекта акта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами и иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте акта иностранных слов при наличии равнозначных слов и понятий в русском языке;

положения проекта акта оформляются в виде пунктов, обозначаемых арабскими цифрами. Пункты могут разделяться на подпункты, имеющие цифровое или буквенное обозначение;

значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки;

положения проекта акта не должны противоречить изданным ранее нормативным правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения о признании правового акта утратившим силу, должен содержать нормы о признании утратившими силу правовых актов и (или) их отдельных положений, вносивших изменения в акт, который признается утратившим силу. Копии указанных актов прилагаются к представляемому проекту акта Министерства. При подготовке проекта акта о внесении изменений в действующий правовой акт последний должен быть проверен исполнителем на предмет соответствия действующему законодательству. В случае выявления норм, не соответствующих действующему законодательству, проект акта о внесении изменений в действующий правовой акт в обязательном порядке должен содержать положения, направленные на устранение таких норм.

Приложение к нормативному правовому акту Министерства является его неотъемлемой частью. Каждое приложение обязательно имеет название, которое должно соответствовать названию приведенного в тексте нормативного правового акта.

5.5. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации составляет 30 рабочих дней, если не установлен иной срок.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Министерством совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти (иными органами), могут создаваться рабочие группы.

5.6. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный Минюст России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

5.7. Нормативные правовые акты, изданные Министерством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями), изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями).

При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, в том числе изданные в виде правил, порядков, инструкций и положений, оформляются приказом Министерства.

5.8. Если при подготовке нормативного правового акта установлены необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания.

5.9. К проекту нормативного правового акта Министерства прилагается пояснительная записка, составленная исполнителем и подписанная руководителем структурного подразделения Министерства, которому была поручена разработка проекта акта.

Пояснительная записка к проектам нормативных правовых актов Министерства должна содержать:

обоснование необходимости принятия акта с обязательным указанием основания его издания, мотивов внесения проекта акта и краткое описание его концепции и предмета правового регулирования;

сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями в случае издания акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими;

сведения о размещении на официальном сайте Министерства в сети Интернет проекта акта в целях обеспечения возможности проведения по нему независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат размещения акта, начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. В случае поступления в Министерство заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы копии таких заключений прилагаются к проекту акта;

сведения о результатах первичного анализа проекта на предмет наличия либо отсутствия коррупциогенных факторов согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 <10> (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96);

--------------------------------

<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604.

сведения о раскрытии информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия информации;

сведения о предварительном обсуждении проекта правового акта на заседании Общественного совета при Министерстве в случае, если разрабатываемый правовой акт не может быть принят без такого обсуждения. После обсуждения проекта акта к нему прилагается заключение Общественного совета при Министерстве либо указывается отсутствие основания для такого обсуждения;

перечень актов Министерства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием проекта соответствующего акта;

описание проблемы, на решение которой направлен проект правового акта, с обоснованием предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации;

оценка соответствия проекта акта основным направлениям деятельности Министерства;

оценка эффективности предлагаемых решений;

оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления;

описание и оценка замечаний и предложений по проекту правового акта.

При необходимости к пояснительной записке прилагаются справочные и аналитические материалы, связанные с подготовкой проекта акта.

5.10. Проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат согласованию с руководителем юридической службы либо лицом, исполняющим его обязанности, а в случае если проекты таких актов предусматривают возникновение финансовых обязательств со стороны Министерства - с руководителем структурного подразделения, на которое возложены функции по обеспечению бюджетного планирования деятельности Министерства, либо лицом, исполняющим его обязанности.

При этом прохождение согласования проекта акта отслеживается исполнителем.

5.11. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта на рассмотрение в юридическую службу Министерства, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проект указанного нормативного правового акта размещается исполнителем на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

В случае если в отношении указанного проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 <11> (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия).

--------------------------------

<11> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965; N 36, ст. 5037; N 44, ст. 6122, 2016, N 28, ст. 4738, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2016.

Процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 24, 31 - 35 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, проводятся структурным подразделением, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта.

Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в сроки, установленные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия.

В случае если в отношении проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия информации, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил. Ответственным за проведение процедуры раскрытия информации при ее необходимости является структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта.

При этом повторное размещение проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами четвертым и пятым настоящего пункта, требуется только в случае изменения его редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.

5.12. Согласование проекта акта Министерства осуществляется путем его визирования руководителем или лицом, исполняющим обязанности руководителя структурного подразделения Министерства, в листе согласования проекта.

Лист согласования проекта акта изготавливается исполнителем на оборотной стороне последнего листа проекта акта и должен содержать следующие реквизиты:

1) гриф для согласования;

2) наименование должности лица, с которым согласовывается проект;

3) личная подпись должностного лица, согласовывающего проект, и ее расшифровка (инициалы, фамилия);

4) дата согласования проекта;

5) отметка об исполнителе, представляющем проект акта на согласование (фамилия, имя, отчество, рабочий телефон).

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями в случае, если данное согласование предусмотрено действующим законодательством, либо в проекте акта содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся указанных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

5.13. Срок рассмотрения проекта акта для согласования в структурных подразделениях Министерства не должен превышать двух рабочих дней.

Министр или первый заместитель Министра на основании обращения руководителя структурного подразделения вправе принять решение о продлении срока рассмотрения проекта акта до 10 рабочих дней в случаях, если:

концепция и содержание проекта акта имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;

в ходе согласования проекта акта требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту;

объем текста акта и приложений к нему составляет 10 и более листов.

5.14. Дата согласования проекта в соответствующем структурном подразделении указываются в листе согласования проекта акта.

5.15. Правовые акты, затрагивающие вопросы работы со сведениями, составляющими государственную тайну, или сведениями конфиденциального характера, либо вопросы мобилизации, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, а также проекты положений о структурных подразделениях Министерства, внесение изменений и дополнений в них подлежат обязательному согласованию руководителем структурного подразделения по защите государственной тайны и руководителем структурного подразделения мобилизационной подготовки.

Перечень субъектов согласования проекта акта Министерства может быть дополнен по решению руководителя юридической службы Министерства.

5.16. Замечания к согласуемому проекту акта Министерства оформляются в виде служебной записки, адресованной руководителю структурного подразделения Министерства, которому поручена разработка проекта нормативного правового акта, с изложением возражений, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении отдельных положений проекта. Указанные замечания подписываются руководителем согласующего структурного подразделения Министерства.

Отметка о наличии замечаний к проекту акта Министерства в обязательном порядке делается руководителем согласующего структурного подразделения в листе согласования проекта.

Без проставления руководителем согласующего структурного подразделения в листе согласования отметки о наличии замечаний к проекту акта Министерства и оформления соответствующих замечаний возврат документов исполнителю без согласования не допускается.

5.17. Полученные при согласовании проекта акта Министерства замечания и предложения учитываются исполнителем при доработке проекта акта.

5.18. В случае согласия с представленными замечаниями исполнитель вносит в проект акта соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному согласованию в порядке, установленном настоящим разделом, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера.

5.19. После согласования проекта акта с руководителями соответствующих структурных подразделений Министерства проект акта направляется заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

5.20. Для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, срок которой не превышает трех рабочих дней, проект акта с приложением всех необходимых документов представляется исполнителем в юридическую службу Министерства.

Юридическая служба при проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта проводит антикоррупционную экспертизу данного проекта нормативного правового акта в порядке, установленном приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 1 октября 2012 г. N 31 "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 октября 2012 г., регистрационный N 25734), и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

Министр или первый заместитель Министра на основании обращения руководителя юридической службы Министерства вправе принять решение об увеличении срока проведения экспертизы проекта акта до 10 рабочих дней в случаях, если:

концепция и содержание проекта акта Министерства имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;

в ходе проведения экспертизы проекта акта Министерства требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту.

5.21. В случае выявления в проекте акта Министерства коррупциогенных факторов или норм, не соответствующих действующему законодательству, несоответствия правовых оснований для подготовки проекта акта, указанных исполнителем во вводной части проекта и в пояснительной записке к нему, правовым основаниям, послужившим для принятия проекта акта, а также в случае несоответствия подготовленного проекта правилам юридической техники руководитель юридической службы Министерства, не визируя проект, предлагает исполнителю доработать проект, а также прилагаемые к нему документы с учетом имеющихся замечаний юридической службы Министерства.

Отметка о наличии в проекте акта замечаний по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы делается руководителем юридической службы Министерства в листе согласования проекта. Исполнитель устраняет имеющиеся замечания и дорабатывает проект в течение трех рабочих дней после возвращения ему проекта нормативного правового акта.

В случае несогласия исполнителя с предложением руководителя юридической службы Министерства о доработке проекта, а также в случае отсутствия дополнительных материалов, необходимых для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проекта, руководитель юридической службы Министерства подписывает экспертное заключение, являющееся основанием для отказа в согласовании проекта акта Министерства до устранения исполнителем замечаний юридической службы Министерства.

После исключения исполнителем из текста проекта акта коррупциогенных факторов и приведения в соответствие норм, противоречащих действующему законодательству, указанный проект акта вновь представляется на согласование в юридическую службу Министерства, при этом к нему в обязательном порядке прилагаются первоначальное экспертное заключение юридической службы Министерства и первоначальный текст проекта акта Министерства.

5.22. Согласованный руководителем юридической службы Министерства проект акта Министерства вместе с представленными необходимыми материалами передается исполнителю для оформления проекта акта на бланке Министерства.

При этом текстовая часть проекта акта, а также приложение (приложения) к нему должны быть завизированы юридической службой Министерства путем проставления лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизу, своей подписи и штампа "Правовая экспертиза" на оборотной стороне каждого листа проекта акта и приложения (приложений) к нему с датой согласования.

5.23. Нормативные правовые акты Министерства подписываются Министром или лицом, исполняющим его обязанности.

5.24. В целях подготовки проектов нормативных правовых актов межведомственного характера, ответственность за подготовку которых возложена на Министерство, Министр по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти имеет право создавать межведомственные рабочие группы.

Согласование указанных проектов нормативных правовых актов осуществляется в порядке, аналогичном установленному Регламентом Правительства Российской Федерации порядку согласования проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

5.25. Заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и руководители структурных подразделений обеспечивают согласование проекта нормативного правового акта, в том числе при наличии разногласий, путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту нормативного правового акта, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, соответствующий заместитель Министра (уполномоченный руководитель структурного подразделения по согласованию с заместителем Министра или иное определенное Министром должностное лицо) вместе с таблицей разногласий докладывает Министру или лицу, исполняющему его обязанности, о данных разногласиях и действует в соответствии с его указаниями.

5.26. На основе анализа поступивших в установленный срок заключений Министр или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о подписании (утверждении) нормативного правового акта или о его доработке.

5.27. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

5.28. После подписания Министром или лицом, исполняющим его обязанности, приказ поступает в структурное подразделение, отвечающее за документационное обеспечение Министерства, для присвоения номера и тиражирования. Представление приказа на государственную регистрацию в Минюст России осуществляется исполнителем.

5.29. Нормативные правовые акты Министерства вступают в силу в установленном порядке.

Акты Министерства, не носящие нормативного характера, вступают в силу со дня их подписания и подписываются заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

5.30. Требования, установленные настоящим разделом в отношении порядка очередности согласования проекта акта и оформления листа согласования, также применяются к проектам ненормативных актов Министерства, а также к проектам актов, поступившим на согласование в виде электронного документа.

В случае если на согласование представлен проект акта в виде электронного документа, визирование такого документа осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

5.31. Структурные подразделения Министерства в соответствии с задачами, функциями и установленной компетенцией на постоянной основе осуществляют мониторинг правоприменения (сбор, анализ, обобщение и оценка информации) для обеспечения своевременного принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Министерства.

5.32. Юридическая служба Министерства в случаях установления по результатам проводимого ею мониторинга правоприменения необходимости урегулирования отдельных общественных отношений либо внесения изменений в действующие нормативные правовые акты направляет в структурные подразделения Министерства предложения о подготовке проектов, соответствующих нормативных правовых актов Министерства.

Указанные предложения подлежат рассмотрению структурными подразделениями Министерства в срок, не превышающий 30 рабочих дней.