I. Общие положения
Наименование функции
1. Административный регламент осуществления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соблюдением аккредитованными доверенными третьими сторонами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти доверенные третьи стороны были аккредитованы (далее - Регламент), определяет сроки и последовательность совершения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением аккредитованными доверенными третьими сторонами требований, которые установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) и на соответствие которым эти доверенные третьи стороны были аккредитованы.
Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, их должностными лицами, а также порядок взаимодействия Министерства цифрового развития, связи и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Наименование федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего государственный контроль (надзор)
2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением аккредитованными доверенными третьими сторонами требований, на соответствие которым эти доверенные третьи стороны были аккредитованы (далее - государственный контроль), осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В процессе исполнения государственного контроля Минцифры России осуществляет взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих
осуществление государственного контроля (надзора)
3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) размещается на официальном сайте Минцифры России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минцифры России), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Предмет государственного контроля (надзора)
4. Предметом государственного контроля (надзора) при проведении проверки соблюдения аккредитованными доверенными третьими сторонами требований, на соответствие которым эти доверенные третьи стороны были аккредитованы, является соблюдение аккредитованными доверенными третьими сторонами требований Федерального закона N 63-ФЗ, а также исполнение ранее выданного предписания аккредитованной доверенной третьей стороне.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
государственного контроля (надзора)
5. Должностные лица Минцифры России имеют право:
а) запрашивать у юридических лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), на основании мотивированного запроса в письменной форме и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
б) знакомиться с документами аккредитованной доверенной третьей стороны, связанными с целями, задачами и предметом проверки;
в) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Минцифры России о назначении проверки посещать территорию аккредитованной доверенной третьей стороны, используемые аккредитованным доверенной третьей стороной при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, получать доступ к используемым доверенной третьей стороной техническим средствам и программному обеспечению;
г) привлекать к проведению выездной проверки аккредитованных доверенных третьих сторон экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, в отношении которого проводится проверка, не состоящие в гражданско-правовых отношениях и трудовых отношениях с юридическим лицом, являющимся иной аккредитованной третьей стороной, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого лица, а также сотрудников иных органов государственной власти в пределах их компетенции;
д) в соответствии с частями 8-10 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <9> (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) запрашивать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р <10> (далее - межведомственный перечень).
--------------------------------
<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249,2015, N 45, ст. 6207.
<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647, 2020, N 41, ст. 6411.
6. Должностные лица Минцифры России при осуществлении государственного контроля обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять в соответствии с должностными регламентами возложенные законодательством Российской Федерации обязанности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц;
в) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа о проведении проверки Минцифры России;
г) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица при проведении проверки давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица при проведении проверки информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
е) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами проверки;
ж) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <11>;
--------------------------------
<11> Пункт 9 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ.
з) соблюдать сроки проведения проверки;
и) выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений;
к) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица ознакомить их с положениями Регламента;
л) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.
7. При проведении проверки должностные лица Минцифры России не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Минцифры России;
б) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
в) осуществлять внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, за исключением случая проведения внеплановой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
г) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
д) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
е) превышать установленные сроки проведения проверки;
ж) требовать от юридического лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются
мероприятия по государственному контролю (надзору)
8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки вправе:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от Минцифры России, ее должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
в) знакомиться с документами и (или) информацией, полученной Минцифры России в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в том числе включенные в межведомственный перечень, а также с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Минцифры России;
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Минцифры России, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) представлять документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в том числе включенные в межведомственный перечень, в Минцифры России по собственной инициативе.
9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого юридического лица при проведении проверки обязаны:
а) предоставить должностным лицам, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки;
б) обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Описание результата осуществления государственного
контроля (надзора)
10. Результатом исполнения государственного контроля в установленной сфере деятельности является установление фактов соответствия или несоответствия осуществляемой аккредитованной доверенной третьей стороной деятельности (действий или бездействия), реализуемых ими услуг обязательным требованиям законодательства Российской Федерации в области использования электронной подписи.
Исчерпывающий перечень документов и (или) информации,
необходимых для осуществления государственного контроля
(надзора) и достижения целей и задач проверки
11. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемого юридического лица:
11.1. документ, подтверждающий наличие финансового обеспечения гражданской ответственности юридического лица, предполагающего оказывать услуги доверенной третьей стороны, за ущерб, причиненный третьим лицам вследствие оказания таких услуг ненадлежащего качества, размер которого определяется Правительством Российской Федерации <12>.
--------------------------------
<12> Пункт 3 части 2 статьи 18.2 Федерального закона N 63-ФЗ.
11.2. документы, подтверждающие право собственности аккредитованной доверенной третьей стороны либо иное законное основание использования им средств электронной подписи, соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и средств доверенной третьей стороны, соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности <13>;
--------------------------------
<13> Пункт 4 части 2 статьи 18.2 Федерального закона N 63-ФЗ.
11.3. учредительные документы аккредитованной доверенной третьей стороны;
11.4. документы, подтверждающие, что минимальный размер собственных средств (собственного капитала) составляет не менее чем один миллиард рублей, либо 500 миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства доверенной третьей стороны <14>;
--------------------------------
<14> Пункт 2 части 2 статьи 18.2 Федерального закона N 63-ФЗ.
11.5. Документы и информация, подтверждающие соблюдение требований, установленных для доверенных третьих сторон статьями 18.1 и 18.2 Федерального закона N 63-ФЗ, а именно:
а) по информированию в письменной форме заявителей об условиях и о порядке подтверждения действительности электронных подписей и средств электронной подписи, о рисках, связанных с использованием электронных подписей, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности электронных подписей и их проверки;
б) по обеспечению актуальности информации, содержащейся в информационных системах доверенной третьей стороны, и ее защиты от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных неправомерных действий;
в) к установлению личности заявителя - физического лица, обратившегося к доверенной третьей стороны за получением услуг.
11.6. документы и информация, которые аккредитованная доверенная третья сторона обязана хранить в соответствии с Порядком реализации функций доверенной третьей стороны.
12. Аккредитованная доверенная третья сторона, в отношении которой проводится проверка, вправе представить сведения о внесении аккредитованной доверенной третьей стороны в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, предусмотренные межведомственным перечнем.