МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 9 декабря 2021 г. N 1322

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ" ЦЕННОСТЯМ
НА 2022 ГОД

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям на 2022 год (далее - Программа);

план-график профилактических мероприятий по предупреждению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям (далее - профилактические мероприятия) на 2022 год.

2. Установить, что организация работы на регулярной основе по проведению профилактических мероприятий обеспечивается Правовым департаментом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство).

3. Определить уполномоченным лицом, ответственным за организацию и проведение профилактических мероприятий в Министерстве, начальника отдела государственного регулирования выдачи и применения электронной подписи Правового департамента Министерства Соболева Сергея Александровича.

4. Административному департаменту Министерства (А.С. Доронкину) обеспечить размещение Программы на официальном сайте Министерства.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О.Б. Пака.

Министр
М.И.ШАДАЕВ

Утверждена
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 09.12.2021 N 1322

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ" ЦЕННОСТЯМ
НА 2022 ГОД

1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям - это системно организованная деятельность Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:

повышение прозрачности системы государственного контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи";

снижение административных и финансовых издержек контрольно-надзорного органа и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;

предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи".

2. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды:

текущее состояние подконтрольной среды характеризуется снижением количества подконтрольных субъектов. Вместе с тем наблюдается наличие недобросовестных подконтрольных субъектов, сознательно нарушающих действующее законодательство в сфере электронной подписи в целях получения финансовых выгод. Такие нарушения приводят к рискам причинения убытков физическим и юридическим лицам. В связи с этим профилактика нарушений действующего законодательства в сфере электронной подписи выстраивается на регулярной основе и проводится в тех регионах Российской Федерации, где осуществляют свою деятельность подконтрольные субъекты.

3. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям (далее - профилактические мероприятия) позволит:

сформировать единое понимание обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи" у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

инвентаризировать состав и особенности подконтрольных субъектов;

выявить причины, факторы и условия, способствующие нарушению обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи", определить способы устранения или снижения рисков их возникновения.

4. В рамках Программы рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям на 2022 год (далее - Программа):

под контрольно-надзорным органом, осуществляющим государственные функции контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи", понимается Минцифры России;

под подконтрольными субъектами понимаются юридические лица, являющиеся удостоверяющими центрами, аккредитованными в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи";

под профилактическими мероприятиями понимаются меры правового, организационного, информационного и иного характера, проводимые Минцифры России в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения указаны в плане-графике профилактических мероприятий по предупреждению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым Федеральным законом "Об электронной подписи" ценностям на 2022 год.

5. Профилактические мероприятия осуществляются на основе следующих принципов:

понятности - представление информации об обязательных требованиях Федерального закона "Об электронной подписи" в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований;

информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);

вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорным органом по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

полноты охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;

обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий контрольно-надзорным органом;

актуальности - регулярный анализ и обновление Программы, использование актуальных достижений науки и технологий при проведении профилактических мероприятий;

релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации);

периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

6. В целях профилактики нарушений обязательных требований Минцифры России:

обеспечивает размещение на официальных сайтах в сети Интернет перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений.

7. Под показателями качества профилактических мероприятий (и их сравнением с прошлым годом) понимаются:

улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);

снижение количества нарушений обязательных требований.

8. По результатам работы по проведению профилактических мероприятий на основании пункта 6 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, Минцифры России готовит доклад о правоприменительной практике за год (далее - Доклад).

9. В качестве источников сведений для анализа состояния контрольно-надзорной деятельности Минцифры России в рамках подготовки Доклада могут использоваться в том числе:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц Минцифры России в административном порядке;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц Минцифры России в судебном порядке и иные материалы судебной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Минцифры России;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;

результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

разъяснения, даваемые Минцифры России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи";

разъяснения, полученные Минцифры России от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.

10. В рамках Программы административные действия осуществляются федеральными государственными гражданскими служащими Минцифры России в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.

11. Официальный сайт Минцифры России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором содержится информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещается Программа, находится по адресу: https://digital.gov.ru/ru/.

Утвержден
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 09.12.2021 N 1322

ПЛАН-ГРАФИК
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РИСКОВ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ" ЦЕННОСТЯМ НА 2022 ГОД

N п/п
Наименование профилактического мероприятия
Сроки, интенсивность проведения профилактического мероприятия
1.
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи"
1)
проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований
постоянно
2)
информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации о важности добросовестного соблюдения обязательных требований Федерального закона "Об электронной подписи"
постоянно
2.
Обобщение практики осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи"
постоянно
3.
Размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора)
постоянно
4.
Разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований
постоянно
5.
Объявление предостережения
по мере выявления потребности проведения
6.
Профилактический визит
по мере выявления потребности проведения