3. Методика внешнего мониторинга реализации Стратегии

3. Методика внешнего мониторинга реализации Стратегии

3.1. Общие положения методики внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ

Внешний мониторинг реализации Стратегии госкомпании осуществляет Минцифры России.

Задачами внешнего мониторинга реализации Стратегии являются: сбор, систематизация и обобщение информации о процессе цифровой трансформации госкомпании; оценка степени достижения запланированных результатов цифровой трансформации по КПЭ в соответствии с годовыми планами реализации Стратегии; анализ соответствия плановых и фактических интегральных оценок вклада инициатив по цифровой трансформации в рост прибыли госкомпании, а также оценок необходимых инвестиций в цифровую трансформацию и окупаемости инвестиций.

3.2. Требования внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ

Внешний мониторинг реализации Стратегии осуществляется на основе 20 общих показателей, входящих в систему КПЭ госкомпании.

Целевые значения КПЭ цифровой трансформации самостоятельно устанавливаются госкомпанией по перечню КПЭ для целей внешнего мониторинга на основании текущих показателей госкомпании, ее стратегических целей, отраслевых и кросс-отраслевых сопоставлений ("бенчмарков").

Общие показатели распределены по 3 уровням управления цифровой трансформацией.

На первом уровне находятся КПЭ, измеряющие вклад цифровой трансформации в реализацию стратегических целей госкомпании, включая рост прибыли и внедрение новых бизнес-моделей за счет цифровой трансформации:

1) оценка снижения операционных затрат за счет цифровой трансформации;

2) оценка увеличения EBITDA за счет цифровой трансформации;

3) оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации;

4) оценка увеличения выручки за счет цифровой трансформации;

5) оценка доли выручки от цифровых бизнес-моделей в общей выручке компании.

На втором уровне находятся показатели, измеряющие ход цифровой трансформации ключевых сфер деятельности госкомпании, включая цифровую трансформацию продуктов и/или услуг и взаимодействия с потребителями, операций и цепочки поставок, поддерживающих функций:

6) доля выручки в цифровых каналах;

7) доля цифровых продуктов/услуг в выручке;

8) число активных пользователей цифровых решений (физических лиц);

9) число активных пользователей цифровых решений (юридических лиц);

10) доля цифровизированных бизнес-процессов в поддерживающих функциях.

На третьем уровне находятся показатели, измеряющие развитие базовых корпоративных условий, необходимых для успешной цифровой трансформации госкомпании, включая развитие корпоративной цифровой инфраструктуры и системы управления данными, кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, модели финансирования и управления цифровой трансформацией:

11) доля облачной серверной мощности;

12) число активных пользователей API;

13) доля доменов данных, управляемых в соответствии со стандартом;

14) доля руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровой трансформации;

15) объем инвестиций в цифровую трансформацию;

16) доля инвестиций в цифровую трансформацию от общего объема инвестиций;

17) отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке;

18) доля инициатив цифровой трансформации, реализованных с применением искусственного интеллекта, как ключевой технологии;

19) доля расходов на закупку российского программного обеспечения;

20) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.

В случае финансового сектора показатель "оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации" не рассчитывается; использовать "операционные расходы" в качестве аналога "операционных затрат", "прибыль до налогообложения" в качестве аналога "EBITDA", "чистые операционные доходы (до вычета резервов)" в качестве аналога "выручки".

Целевые и фактические значения КПЭ для внешнего мониторинга реализации Стратегии измеряются в соответствии с расчетными методами, изложенными в приложении N 3.

Форма и состав отчетов для целей внешнего мониторинга реализации Стратегии определяются положениями, изложенными в приложении N 5.

Для госкомпаний, характеризующихся исключительными особенностями государственного регулирования, не позволяющими применять перечисленные общие показатели, перечень КПЭ уточняется по результатам обсуждения в Минцифры России при предоставлении достаточной аргументации.

По результатам мониторинга реализации Стратегии принимаются меры, включая, при необходимости, корректировку Стратегии для достижения целей Стратегии.

Основанием принятия решения о корректировке Стратегии может являться:

- значительное изменение внутренних и внешних условий, в том числе влияющих на достижение в планируемые сроки установленных в Стратегии целей;

- значительное изменение текущей деятельности госкомпании;

- принятие новых (или новых редакций) государственных и корпоративных документов стратегического планирования, реализация которых изменяет сроки достижения целей Стратегии и КПЭ;

- отсутствие корректировки Стратегии в течение 3 лет со дня ее утверждения.

3.3. Порядок внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ

Участники внешнего мониторинга и оценки реализации Стратегии осуществляют следующие функции:

1) президиум Правительственной комиссии согласовывает ежегодный доклад Минцифры России по результатам мониторинга реализации Стратегий госкомпаний;

2) Минцифры России:

а) обеспечивает методическую поддержку госкомпаниям в вопросах подготовки квартальных и годовых отчетов;

б) организует сбор, рассмотрение и анализ квартальных и годовых отчетов, получаемых от госкомпаний;

в) готовит ежегодный доклад по результатам мониторинга реализации Стратегий госкомпаний;

3) Госкомпания осуществляет подготовку квартальных и годовых отчетов и их представление в Минцифры России.

Процедура внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ

Процесс мониторинга реализации Стратегии подразумевает квартальный и годовой цикл представления отчетности госкомпанией в Минцифры России. В годовых отчетах госкомпания отчитывается о достижении плановых значений КПЭ по перечню в соответствии с пунктом 3.2 Методических рекомендаций, а также о выполнении инициатив, мероприятий дорожной карты по импортозамещению. Формы отчетности представлены в приложении N 5.

Процедура мониторинга реализации Стратегии представлена в Приложении N 4 и включает следующие шаги:

1) Каждый квартал госкомпания формирует и направляет в Минцифры России отчет о ходе реализации Стратегии с указанием плановых и фактических значений КПЭ по импортозамещению и мероприятий по импортозамещению за прошедший отчетный период (приложение N 5).

2) По истечении годового цикла реализации Стратегии госкомпания формирует годовой отчет (приложение N 5) о ходе реализации Стратегии с указанием плановых и фактических значений КПЭ за отчетный период, а также плановых значений КПЭ через 12 месяцев после отчетного периода, с указанием плановых и фактических дат достижения ключевых вех по мероприятиям по импортозамещению за отчетный период, а также плановых значений КПЭ по импортозамещению поквартально на следующий годовой период после отчетного периода.

3) Минцифры России проводит анализ отчета госкомпании о ходе реализации Стратегии за отчетный период и формирует заключение, которое направляется в госкомпанию.

Сроки подготовки и представления отчетных материалов по реализации Стратегии в Минцифры России:

- для квартальных отчетов - в течение 10 дней после окончания отчетного периода, если иное не предусмотрено Директивами;

- для годовых отчетов - в течение 4 месяцев после окончания отчетного периода (до 30 апреля), если иное не предусмотрено Директивами.