3. Методика внешнего мониторинга реализации Стратегии
3.1. Общие положения методики внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Внешний мониторинг реализации Стратегии госкомпании осуществляет Минцифры России.
Задачами внешнего мониторинга реализации Стратегии являются: сбор, систематизация и обобщение информации о процессе цифровой трансформации госкомпании; оценка степени достижения запланированных результатов цифровой трансформации по КПЭ в соответствии с годовыми планами реализации Стратегии; анализ соответствия плановых и фактических интегральных оценок вклада инициатив по цифровой трансформации в рост прибыли госкомпании, а также оценок необходимых инвестиций в цифровую трансформацию и окупаемости инвестиций.
3.2. Требования внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Внешний мониторинг реализации Стратегии осуществляется на основе 20 общих показателей, входящих в систему КПЭ госкомпании.
Целевые значения КПЭ цифровой трансформации самостоятельно устанавливаются госкомпанией по перечню КПЭ для целей внешнего мониторинга на основании текущих показателей госкомпании, ее стратегических целей, отраслевых и кросс-отраслевых сопоставлений ("бенчмарков").
Общие показатели распределены по 3 уровням управления цифровой трансформацией.
На первом уровне находятся КПЭ, измеряющие вклад цифровой трансформации в реализацию стратегических целей госкомпании, включая рост прибыли и внедрение новых бизнес-моделей за счет цифровой трансформации:
1) оценка снижения операционных затрат за счет цифровой трансформации;
2) оценка увеличения EBITDA за счет цифровой трансформации;
3) оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации;
4) оценка увеличения выручки за счет цифровой трансформации;
5) оценка доли выручки от цифровых бизнес-моделей в общей выручке компании.
На втором уровне находятся показатели, измеряющие ход цифровой трансформации ключевых сфер деятельности госкомпании, включая цифровую трансформацию продуктов и/или услуг и взаимодействия с потребителями, операций и цепочки поставок, поддерживающих функций:
6) доля выручки в цифровых каналах;
7) доля цифровых продуктов/услуг в выручке;
8) число активных пользователей цифровых решений (физических лиц);
9) число активных пользователей цифровых решений (юридических лиц);
10) доля цифровизированных бизнес-процессов в поддерживающих функциях.
На третьем уровне находятся показатели, измеряющие развитие базовых корпоративных условий, необходимых для успешной цифровой трансформации госкомпании, включая развитие корпоративной цифровой инфраструктуры и системы управления данными, кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, модели финансирования и управления цифровой трансформацией:
11) доля облачной серверной мощности;
12) число активных пользователей API;
13) доля доменов данных, управляемых в соответствии со стандартом;
14) доля руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровой трансформации;
15) объем инвестиций в цифровую трансформацию;
16) доля инвестиций в цифровую трансформацию от общего объема инвестиций;
17) отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке;
18) доля инициатив цифровой трансформации, реализованных с применением искусственного интеллекта, как ключевой технологии;
19) доля расходов на закупку российского программного обеспечения;
20) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.
В случае финансового сектора показатель "оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации" не рассчитывается; использовать "операционные расходы" в качестве аналога "операционных затрат", "прибыль до налогообложения" в качестве аналога "EBITDA", "чистые операционные доходы (до вычета резервов)" в качестве аналога "выручки".
Целевые и фактические значения КПЭ для внешнего мониторинга реализации Стратегии измеряются в соответствии с расчетными методами, изложенными в приложении N 3.
Форма и состав отчетов для целей внешнего мониторинга реализации Стратегии определяются положениями, изложенными в приложении N 5.
Для госкомпаний, характеризующихся исключительными особенностями государственного регулирования, не позволяющими применять перечисленные общие показатели, перечень КПЭ уточняется по результатам обсуждения в Минцифры России при предоставлении достаточной аргументации.
По результатам мониторинга реализации Стратегии принимаются меры, включая, при необходимости, корректировку Стратегии для достижения целей Стратегии.
Основанием принятия решения о корректировке Стратегии может являться:
- значительное изменение внутренних и внешних условий, в том числе влияющих на достижение в планируемые сроки установленных в Стратегии целей;
- значительное изменение текущей деятельности госкомпании;
- принятие новых (или новых редакций) государственных и корпоративных документов стратегического планирования, реализация которых изменяет сроки достижения целей Стратегии и КПЭ;
- отсутствие корректировки Стратегии в течение 3 лет со дня ее утверждения.
3.3. Порядок внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Участники внешнего мониторинга и оценки реализации Стратегии осуществляют следующие функции:
1) президиум Правительственной комиссии согласовывает ежегодный доклад Минцифры России по результатам мониторинга реализации Стратегий госкомпаний;
2) Минцифры России:
а) обеспечивает методическую поддержку госкомпаниям в вопросах подготовки квартальных и годовых отчетов;
б) организует сбор, рассмотрение и анализ квартальных и годовых отчетов, получаемых от госкомпаний;
в) готовит ежегодный доклад по результатам мониторинга реализации Стратегий госкомпаний;
3) Госкомпания осуществляет подготовку квартальных и годовых отчетов и их представление в Минцифры России.
Процедура внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Процесс мониторинга реализации Стратегии подразумевает квартальный и годовой цикл представления отчетности госкомпанией в Минцифры России. В годовых отчетах госкомпания отчитывается о достижении плановых значений КПЭ по перечню в соответствии с пунктом 3.2 Методических рекомендаций, а также о выполнении инициатив, мероприятий дорожной карты по импортозамещению. Формы отчетности представлены в приложении N 5.
Процедура мониторинга реализации Стратегии представлена в Приложении N 4 и включает следующие шаги:
1) Каждый квартал госкомпания формирует и направляет в Минцифры России отчет о ходе реализации Стратегии с указанием плановых и фактических значений КПЭ по импортозамещению и мероприятий по импортозамещению за прошедший отчетный период (приложение N 5).
2) По истечении годового цикла реализации Стратегии госкомпания формирует годовой отчет (приложение N 5) о ходе реализации Стратегии с указанием плановых и фактических значений КПЭ за отчетный период, а также плановых значений КПЭ через 12 месяцев после отчетного периода, с указанием плановых и фактических дат достижения ключевых вех по мероприятиям по импортозамещению за отчетный период, а также плановых значений КПЭ по импортозамещению поквартально на следующий годовой период после отчетного периода.
3) Минцифры России проводит анализ отчета госкомпании о ходе реализации Стратегии за отчетный период и формирует заключение, которое направляется в госкомпанию.
Сроки подготовки и представления отчетных материалов по реализации Стратегии в Минцифры России:
- для квартальных отчетов - в течение 10 дней после окончания отчетного периода, если иное не предусмотрено Директивами;
- для годовых отчетов - в течение 4 месяцев после окончания отчетного периода (до 30 апреля), если иное не предусмотрено Директивами.