МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВКЛЮЧЕНИЮ В НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ, КОТОРЫМИ УТВЕРЖДЕНЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ТРЕБОВАНИЙ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Введение

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" одним из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе является повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе:

создание "электронного правительства", предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

Одновременно необходимо отметить, что подпрограмма "Информационное государство", реализация которой предусмотрена в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р, нацелена на разрешение в том числе проблемы, связанной с низким уровнем навыков использования государственными служащими информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время государственные органы активно применяют информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) в своей работе, что требует наличия у государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) соответствующих знаний и навыков в данной области. Наличие знаний и навыков в области ИКТ приобретает особую актуальность в связи с переходом в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с 1 октября 2011 г. к оказанию государственных услуг посредством межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия без участия заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, определяются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), включая квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

Проведенный Минздравсоцразвития России мониторинг свидетельствует, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих, утвержденные нормативными актами государственных органов, в большинстве случаев не дифференцированы по категориям и группам должностей в части объема и специфики знаний и навыков в области использования ИКТ и ограничиваются такими обобщенными формулировками, как "владение компьютером и другой оргтехникой", "владение необходимым программным обеспечением", "наличие навыков пользования современной оргтехникой и программными продуктами" и т.п.

Данный подход к установлению квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих в области ИКТ затрудняет формирование представителем нанимателя перечня компетенций, необходимых для выполнения гражданскими служащими возложенных на них должностных обязанностей в соответствующей области профессиональной служебной деятельности, что влечет снижение эффективности исполнения государственных функций.

Рекомендуемые квалификационные требования
к профессиональным знаниям и навыкам в области ИКТ

В целях обеспечения профессионализма и компетентности гражданских служащих в области ИКТ рекомендуется дифференцировать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих в данной области по следующим уровням:

1) базовый уровень квалификационных требований в области ИКТ (далее - базовый уровень) - перечень профессиональных знаний и навыков в сфере использования технических и программных средств, которыми должны обладать гражданские служащие всех категорий и групп должностей гражданской службы за исключением гражданских служащих категории "руководители" высшей и главной групп должностей;

2) расширенный уровень квалификационных требований в области ИКТ (далее - расширенный уровень) - перечень профессиональных знаний и навыков в сфере использования технических и программных средств, необходимых для решения управленческих задач, которыми должны обладать гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители" высшей и главной групп должностей;

3) специальный уровень квалификационных требований в области ИКТ (далее - специальный уровень) - перечень дополнительных (к базовому или расширенному уровням) профессиональных знаний и навыков в области ИКТ, которыми должны обладать должностные лица (руководитель или заместитель руководителя), курирующие вопросы внедрения ИКТ в деятельность соответствующих государственных органов; сотрудники подразделений, к ведению которых относятся вопросы информатизации; гражданские служащие, в чьи должностные обязанности входят функции по созданию, развитию и администрированию информационных систем в соответствующем государственном органе, а также сотрудники подразделений, являющиеся пользователями программных продуктов, которые обеспечивают автоматизацию функций, возложенных на соответствующие подразделения.

Перечень должностей гражданской службы, к которым предъявляются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам специального уровня, определяется представителем нанимателя с учетом функциональных обязанностей гражданских служащих, связанных с разработкой, внедрением и использованием различных программных продуктов, а также с их техническим обеспечением и развитием.

Рекомендуемый перечень квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих в области ИКТ с учетом категорий и групп должностей гражданской службы представлен в прилагаемой таблице.

Рекомендации по установлению государственными
органами квалификационных требований к профессиональным
знаниям и навыкам в области ИКТ

В целях обеспечения эффективного применения ИКТ на гражданской службе государственным органам рекомендуется дополнить квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, утвержденные нормативными актами соответствующих государственных органов, требованиями к профессиональным знаниям и навыкам в области ИКТ в соответствии с прилагаемой таблицей.

Рекомендуемая структура квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы должна включать:

перечень основных знаний, необходимых гражданским служащим, замещающим соответствующие должности гражданской службы, включая перечень знаний в области ИКТ базового, расширенного, базового и специального или расширенного и специального уровней;

перечень основных навыков, необходимых гражданским служащим, замещающим соответствующие должности гражданской службы, включая перечень навыков в области ИКТ базового, расширенного, базового и специального или расширенного и специального уровней.

Одновременно, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона на основе нормативного акта государственного органа, устанавливающего квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, в должностных регламентах гражданских служащих детализируются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим конкретные должности гражданской службы.

Рекомендации по определению уровня профессиональных знаний
и навыков в области ИКТ у лиц, претендующих на замещение
должностей гражданской службы, и гражданских служащих

В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона в число приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы входит оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена и применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы заключается в оценке профессионального уровня кандидатов, а также их соответствия квалификационным требованиям к соответствующей должности. Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по должности гражданской службы, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" аттестация гражданских служащих осуществляется на основе отзывов об исполнении гражданскими служащими, подлежащими аттестации, должностных обязанностей за аттестационный период, подписанных их непосредственными руководителями и утвержденными вышестоящими руководителями, и содержащих, в том числе, мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" при проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает профессиональные знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

В этой связи рекомендуется:

при осуществлении оценки профессиональных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы в ходе проведения соответствующего конкурса включать в анкеты, тесты, планы индивидуальных собеседований и групповых дискуссий вопросы, которые позволят оценить профессиональные знания и навыки кандидатов, в том числе в области ИКТ, дифференцированные по уровням в соответствии с настоящими рекомендациями;

при проведении аттестации гражданского служащего непосредственным руководителем в отзыве об исполнении данным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период в обязательном порядке указывать соответствуют ли профессиональные знания и навыки, в том числе уровню знаний и навыков в области ИКТ, достаточному для выполнения обязанностей, возложенных на него в соответствии с должностным регламентом;

при проведении квалификационного экзамена включать в тесты и планы индивидуальных собеседований вопросы, которые позволят оценить уровень знаний и навыков гражданского служащего, в том числе в области ИКТ, установленных квалификационными требованиями к соответствующей должности гражданской службы.

В случае необходимости, по итогам проведения квалификационного экзамена или аттестации гражданский служащий в целях обновления имеющихся профессиональных знаний и совершенствования навыков, в том числе в области ИКТ, может быть направлен на повышение квалификации по образовательной программе соответствующей тематики.

Относительно вопроса о периодичности обновления профессиональных знаний и навыков в области ИКТ следует учитывать, что периодичность обучения гражданских служащих по образовательным программам повышения квалификации установлена Федеральным законом.

Приложение
к Рекомендациям по включению
в нормативные акты государственных
органов, которыми утверждены
квалификационные требования
к профессиональным знаниям и навыкам,
необходимым для исполнения
государственными гражданскими
служащими должностных обязанностей,
требований к знаниям и навыкам в области
информационно-коммуникационных технологий

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ
И НАВЫКАМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ КАТЕГОРИЙ И ГРУПП ДОЛЖНОСТЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

┌─────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────────┐
│  Наименование   │       Перечень        │Наименование категорий и групп │
│     уровня      │   квалификационных    │  должностей государственной   │
│  требований в   │     требований к      │      гражданской службы       │
│     области     │   профессиональным    ├───────────────┬───────────────┤
│ информационно-  │  знаниям и навыкам в  │   категория   │иные категории │
│коммуникационных │области информационно- │"руководители" │   и группы    │
│   технологий    │   коммуникационных    │   высшей и    │  должностей   │
│                 │ технологий, которыми  │ главной групп │государственной│
│                 │    должен владеть     │  должностей   │  гражданской  │
│                 │    государственный    │государственной│    службы     │
│                 │ гражданский служащий  │  гражданской  │               │
│                 │          <1>          │    службы     │               │
├─────────────────┼───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Базовый          │Знания:                │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │аппаратного и          │               │       +       │
│                 │программного           │               │               │
│                 │обеспечения            │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │возможностей          и│               │       +       │
│                 │особенностей применения│               │               │
│                 │современных            │               │               │
│                 │информационно-         │               │               │
│                 │коммуникационных       │               │               │
│                 │технологий            в│               │               │
│                 │государственных        │               │               │
│                 │органах,        включая│               │               │
│                 │использование          │               │               │
│                 │возможностей           │               │               │
│                 │межведомственного      │               │               │
│                 │документооборота       │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │общих    вопросов     в│               │       +       │
│                 │области     обеспечения│               │               │
│                 │информационной         │               │               │
│                 │безопасности           │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │Навыки:                │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы с внутренними  и│               │       +       │
│                 │периферийными          │               │               │
│                 │устройствами компьютера│               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы с информационно-│               │       +       │
│                 │телекоммуникационными  │               │               │
│                 │сетями,  в  том   числе│               │               │
│                 │сетью Интернет         │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы  в  операционной│               │       +       │
│                 │системе                │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │управления  электронной│               │       +       │
│                 │почтой                 │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   в    текстовом│               │       +       │
│                 │редакторе              │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы  с  электронными│               │       +       │
│                 │таблицами              │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │подготовки презентаций │               │       +       │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │использования          │               │       +       │
│                 │графических объектов  в│               │               │
│                 │электронных документах │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы с базами данных │               │       +       │
├─────────────────┼───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Расширенный      │Знания:                │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │правовых   аспектов   в│       +       │               │
│                 │области  информационно-│               │               │
│                 │коммуникационных       │               │               │
│                 │технологий             │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │программных  документов│       +       │               │
│                 │и           приоритетов│               │               │
│                 │государственной        │               │               │
│                 │политики   в    области│               │               │
│                 │информационно-         │               │               │
│                 │коммуникационных       │               │               │
│                 │технологий             │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │правовых   аспектов   в│       +       │               │
│                 │сфере    предоставления│               │               │
│                 │государственных   услуг│               │               │
│                 │населению             и│               │               │
│                 │организациям           │               │               │
│                 │посредством  применения│               │               │
│                 │информационно-         │               │               │
│                 │коммуникационных       │               │               │
│                 │технологий             │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │аппаратного и          │       +       │               │
│                 │программного           │               │               │
│                 │обеспечения            │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │возможностей          и│       +       │               │
│                 │особенностей применения│               │               │
│                 │современных            │               │               │
│                 │информационно-         │               │               │
│                 │коммуникационных       │               │               │
│                 │технологий            в│               │               │
│                 │государственных        │               │               │
│                 │органах,        включая│               │               │
│                 │использование          │               │               │
│                 │возможностей           │               │               │
│                 │межведомственного      │               │               │
│                 │документооборота       │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │общих    вопросов     в│       +       │               │
│                 │области     обеспечения│               │               │
│                 │информационной         │               │               │
│                 │безопасности           │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │основ        проектного│       +       │               │
│                 │управления             │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │Навыки:                │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │стратегического        │       +       │               │
│                 │планирования          и│               │               │
│                 │управления    групповой│               │               │
│                 │деятельностью с  учетом│               │               │
│                 │возможностей          и│               │               │
│                 │особенностей применения│               │               │
│                 │современных            │               │               │
│                 │информационно-         │               │               │
│                 │коммуникационных       │               │               │
│                 │технологий            в│               │               │
│                 │государственных органах│               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы с внутренними  и│       +       │               │
│                 │периферийными          │               │               │
│                 │устройствами компьютера│               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы с информационно-│       +       │               │
│                 │телекоммуникационными  │               │               │
│                 │сетями,  в  том   числе│               │               │
│                 │сетью Интернет         │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы  в  операционной│       +       │               │
│                 │системе                │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │управления  электронной│       +       │               │
│                 │почтой                 │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   в    текстовом│       +       │               │
│                 │редакторе              │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы  с  электронными│       +       │               │
│                 │таблицами              │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы с базами данных │       +       │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   с    системами│       +       │               │
│                 │управления проектами   │               │               │
├─────────────────┼───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Специальный      │Знания <2>:            │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │систем взаимодействия с│       +       │       +       │
│                 │гражданами            и│               │               │
│                 │организациями          │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │учетных         систем,│       +       │       +       │
│                 │обеспечивающих         │               │               │
│                 │поддержку    выполнения│               │               │
│                 │федеральными   органами│               │               │
│                 │государственной  власти│               │               │
│                 │основных    задач     и│               │               │
│                 │функций                │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │систем                 │       +       │       +       │
│                 │межведомственного      │               │               │
│                 │взаимодействия         │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │систем       управления│       +       │       +       │
│                 │государственными       │               │               │
│                 │информационными        │               │               │
│                 │ресурсами              │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │информационно-         │       +       │       +       │
│                 │аналитических   систем,│               │               │
│                 │обеспечивающих    сбор,│               │               │
│                 │обработку,  хранение  и│               │               │
│                 │анализ данных          │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │систем       управления│       +       │       +       │
│                 │электронными архивами  │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │систем   информационной│       +       │       +       │
│                 │безопасности           │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │систем       управления│       +       │       +       │
│                 │эксплуатацией          │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │Навыки <3>:            │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   с    системами│       +       │       +       │
│                 │взаимодействия        с│               │               │
│                 │гражданами            и│               │               │
│                 │организациями          │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   с    системами│       +       │       +       │
│                 │межведомственного      │               │               │
│                 │взаимодействия         │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   с    системами│       +       │       +       │
│                 │управления             │               │               │
│                 │государственными       │               │               │
│                 │информационными        │               │               │
│                 │ресурсами              │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы с информационно-│       +       │       +       │
│                 │аналитическими         │               │               │
│                 │системами,             │               │               │
│                 │обеспечивающими   сбор,│               │               │
│                 │обработку,  хранение  и│               │               │
│                 │анализ данных          │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   с    системами│       +       │       +       │
│                 │управления электронными│               │               │
│                 │архивами               │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   с    системами│       +       │       +       │
│                 │информационной         │               │               │
│                 │безопасности           │               │               │
│                 ├───────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│                 │работы   с    системами│       +       │       +       │
│                 │управления             │               │               │
│                 │эксплуатацией          │               │               │
└─────────────────┴───────────────────────┴───────────────┴───────────────┘

--------------------------------

<1> Перечень профессиональных знаний и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, которыми должен владеть государственный гражданский служащий в соответствии со специальным уровнем требований в области информационно-коммуникационных технологий может корректироваться представителем нанимателя с учетом функциональных обязанностей и специфики работы государственных гражданских служащих конкретного государственного органа, должностные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением, используемым в соответствующем государственном органе.

<2> Дополнительные к знаниям "базового" и "расширенного" уровней квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий.

<3> Дополнительные к навыкам "базового" и "расширенного" уровней квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий.