VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОПРОВОЖДАЕМОМУ ПРОЖИВАНИЮ ИНВАЛИДОВ

VIII. Рекомендации по учебному сопровождаемому проживанию инвалидов

VIII. Рекомендации по учебному сопровождаемому
проживанию инвалидов

35. Учебное сопровождаемое проживание инвалидов включает в себя комплекс услуг и мероприятий, направленных на развитие у инвалида навыков самообслуживания и самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, на его подготовку к самостоятельному или к сопровождаемому проживанию и реализуемых при проживании инвалида в условиях, приближенных к домашним, в течение периода, который рекомендуется определяться уполномоченной организации.

Длительность получения услуг учебного сопровождаемого проживания рекомендуется определять в зависимости от нуждаемости и жизненной ситуации инвалида, а также с учетом программ учебного сопровождаемого проживания, реализуемых поставщиками услуг сопровождаемого проживания, и может быть пересмотрена в процессе проживания. Рекомендуемый срок реализации программы учебного сопровождаемого проживания составляет не менее 4 месяцев непрерывно или не менее 1 - 2 месяцев непрерывно 2 - 3 раза в год.

Учебное сопровождаемое проживание может быть организовано как в учебных (тренировочных) квартирах в жилых помещениях жилищного фонда, так и в отдельных помещениях организаций социального обслуживания.

Учебное сопровождаемое проживание не является обязательным этапом для сопровождаемого проживания инвалидов.

В рамках учебного сопровождаемого проживания инвалидов могут решаться следующие задачи:

а) формирование у инвалидов доступных навыков самообслуживания, доступных навыков ведения бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности для достижения максимально возможной автономности в решении жизненных задач, а также формирование мотивации к самообслуживанию и самостоятельному удовлетворению жизненных потребностей, к активному участию в бытовой и социальной жизни;

б) оценка нуждаемости инвалида в сопровождении: определение необходимой и достаточной помощи в самообслуживании, в бытовой и социальной деятельности, определение формы сопровождаемого проживания (групповой или индивидуальной), предпочтений инвалида в отношении места и условий сопровождаемого проживания;

в) приобретение опыта проживания без семьи или в домашних условиях (для инвалидов из стационарных организаций социального обслуживания);

г) определение желания инвалида проживать в условиях сопровождаемого проживания или в стационарной организации социального обслуживания.

По завершении учебного сопровождаемого проживания рекомендуется выяснять мнение инвалида об организации сопровождаемого проживания, уточнять подходящие ему условия сопровождаемого проживания, в том числе объем и характер услуг, форму (индивидуальная или групповая), другие значимые для инвалида условия, а также возможности организации сопровождаемого проживания на текущий момент (наличие свободных мест, подходящей группы сопровождаемого проживания). В случае, если инвалид претендует на самостоятельное проживание, в том числе на получение жилья в соответствии с действующим законодательством, рекомендуется оценивать его способность вести самостоятельный образ жизни или возможность организации сопровождаемого проживания в индивидуальной форме.

По окончанию программы учебного сопровождаемого проживания инвалид (его законный или уполномоченный представитель) может подать заявление на предоставление услуг сопровождаемого проживания или отказаться от сопровождаемого проживания и выбрать предоставление социальных услуг в стационарной организации социального обслуживания или отказаться от сопровождаемого проживания в определенных условиях (группе, месте).

В зависимости от задач учебного сопровождаемого проживания поставщиками услуг сопровождаемого проживания рекомендуется формировать программы учебного сопровождаемого проживания инвалидов.

При необходимости жизнеустройства инвалида, неспособного вести самостоятельный образ жизни, в случае, если он остался без поддержки членов семьи, программа учебного сопровождаемого проживания инвалида может быть реализована по месту постоянного сопровождаемого проживания в течение адаптационного периода.

36. При организации учебного сопровождаемого проживания в стационарной организации социального обслуживания, в которой инвалид получает социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, на период реализации программы учебного сопровождаемого проживания рекомендуется:

а) создать благоприятные условия проживания, приближенные к домашним, путем:

размещения в жилой комнате получателей социальных услуг в количестве, не превышающем требований действующих санитарных норм и правил;

оборудования жилых, туалетных и душевых комнат входными дверями, а также раздвижными ширмами, карнизами со шторами, перегородками, позволяющими отделить личное пространство каждому получателю социальных услуг, если предусмотрено использование этих комнат несколькими получателями социальных услуг одновременно;

размещения в жилой комнате в зоне непосредственной доступности получателя социальных услуг технических средств реабилитации, которыми он пользуется;

оборудования жилой комнаты мебелью, достаточной для того, чтобы каждый проживающий мог хранить личные вещи отдельно от других проживающих в доступном для него месте;

приспособления мебели, оборудования, посуды под индивидуальные потребности получателя социальных услуг;

оборудования гостиных комнат (зон), рассчитанных на группу получателей социальных услуг, проживающих в соседних жилых комнатах, в количестве не более 7 человек;

содействия получателю социальных услуг в осуществлении ежедневной занятости (трудовой, социальной, досуговой, познавательной, бытовой и другой) в соответствии с его желаниями и предпочтениями;

поддержки и развития самообслуживания получателя социальных услуг с учетом его психофизического состояния, в том числе с использованием вспомогательного оборудования и помощи персонала;

обеспечения беспрепятственного доступа к средствам связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

оборудования помещений, спальных мест кнопками вызова персонала, индивидуальными осветительными приборами;

оборудования помещений адаптированными информационными указателями, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации;

оборудования комнат для встреч с родственниками, иными посетителями с возможностью общения без присутствия посторонних;

организация доступной (безбарьерной) среды, позволяющей беспрепятственно перемещаться по жилой комнате и прилегающих помещениях;

б) обеспечить условия предоставления социальных услуг с учетом особенностей учебного сопровождаемого проживания и связанных с этим изменением круга обязанностей инвалида (приобретение продуктов питания, товаров и услуг для ведения бытовой деятельности, приготовление пищи, обучение распоряжению своими доходами и другими обязанностями бытовой деятельности).

Выполнение таких условий возможно за счет изменения размера платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания (данная мера находится в ведении субъекта Российской Федерации и осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 30 и частями 3 - 5 статьи 32 Федерального закона N 442-ФЗ).

37. Для участия в учебном сопровождаемом проживании рекомендуется иметь заключение уполномоченной организации, внесенное в ИПСП (при наличии), о нуждаемости инвалида в учебном сопровождаемом проживании, а инвалиду - заключить с поставщиком услуг сопровождаемого проживания договор о предоставлении социальных услуг в рамках учебного сопровождаемого проживания.

38. Вопрос о выписке из стационарной организации социального обслуживания рекомендуется рассматривать при желании инвалида выписаться и получать услуги сопровождаемого проживания постоянно после прохождения им учебного сопровождаемого проживания в течение не менее 6 месяцев непрерывно.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D