МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2013 г. N 64

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
С ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ, А ТАКЖЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПЕРЕОБУЧЕНИЯ) ЖЕНЩИН,
НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ТРЕХ ЛЕТ

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мероприятиях по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2343) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - методические рекомендации).

2. Департаменту занятости населения (С.М. Нечаева), Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В. Самарина), Департаменту оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С. Маслова) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Блинову.

Министр
М.ТОПИЛИН

Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 февраля 2013 г. N 64

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
С ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ, А ТАКЖЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПЕРЕОБУЧЕНИЯ) ЖЕНЩИН,
НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ТРЕХ ЛЕТ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мероприятиях по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2343) в целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - методические рекомендации).

2. Методические рекомендации содержат единые подходы к разработке мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - меры), и расчету численности женщин, на которых распространяются указанные меры.

3. Методические рекомендации определяют показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер (далее - показатели) и порядок их расчета.

II. Единые подходы к разработке мер и расчету численности
женщин, на которых распространяются указанные меры

4. В целях создания условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатываются региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий), утверждаемые в установленном порядке, включающие следующие направления:

обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций, детских оздоровительных организаций;

применение гибких форм занятости и дистанционной занятости;

содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости населения;

организация профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, включая информирование о возможности профессионального обучения указанной категории женщин;

другие направления.

Разработка региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах) не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

5. Региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий) рекомендуется разрабатывать на срок не менее трех лет. Срок реализации региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа (комплекс мер, план мероприятий) на следующий срок, не менее трех лет.

6. Меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, реализуются в отношении незанятых женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, численность которых определяется по результатам обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, как численность незанятых женщин в возрасте 25 - 44 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет.

7. Меры по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, реализуются в отношении женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъектов Российской Федерации.

Численность женщин, на которых распространяются указанные меры, определяется по данным федерального статистического наблюдения по форме 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 марта 2012 г. N 65 "Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом федерального статистического наблюдения за деятельностью по содействию занятости населения" (строка 38, графа 1 раздела I "Состав граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы").

III. Показатели для оценки эффективности
реализуемых органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации мер и порядок их расчета

8. Оценка эффективности реализации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, проводится методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:

уровень занятости женщин в возрасте 25 - 44 лет;

уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях;

удельный вес детей, прошедших оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении;

наличие в коллективных договорах организаций и региональных соглашениях льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;

наличие преференций для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства;

удельный вес вакансий, предусматривающих возможность установления неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной и надомной работы, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости.

9. Оценка эффективности реализации мер по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проводится методом сравнительного анализа изменения значений следующих показателей:

удельный вес женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных на профессиональное обучение (переобучение), в общей численности женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации;

количество жалоб, поступивших от женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации, в связи с отказом в направлении на профессиональное обучение (переобучение).

10. Значения показателей анализируются в динамике за отчетный год. Оценка показателя производится путем сравнения его значения в отчетном году со значением предыдущего года.

11. Показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер приведены в приложении к методическим рекомендациям.

12. Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о реализации мер направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 15 марта года, следующим за отчетным годом.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно, до 1 апреля, осуществляет подготовку и направление в Правительство Российской Федерации доклада о реализации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в целом по Российской Федерации.

Приложение
к методическим рекомендациям
по разработке органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации мер,
направленных на создание условий
для совмещения женщинами обязанностей
по воспитанию детей с трудовой
занятостью, а также на организацию
профессионального обучения
(переобучения) женщин, находящихся
в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет,
утвержденным приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 февраля 2013 г. N 64

ПОКАЗАТЕЛИ
ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР,
НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ЖЕНЩИНАМИ
ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ,
А ТАКЖЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(ПЕРЕОБУЧЕНИЯ) ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ
ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ТРЕХ ЛЕТ

┌───┬────────────────────────┬─────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ N │Наименование показателя │     Критерий оценки показателя      │  Источник данных, методика расчета   │
│п/п│                        │                                     │              показателя              │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│1. │Уровень занятости женщин│  Показатель отражает  достигнутый  в│  Данные      Федеральной       службы│
│   │в возрасте 25 - 44 лет  │отчетном   году   уровень   занятости│государственной      статистики      о│
│   │                        │женщин в возрасте 25 - 44 лет.       │численности  женщин  (по   результатам│
│   │                        │  Рост    значения    показателя    в│Всероссийской переписи населения  2010│
│   │                        │отчетном   году   по   сравнению    с│года,   обследования   населения    по│
│   │                        │предыдущим годом  свидетельствует  об│проблемам занятости).                 │
│   │                        │эффективности принятых мер.          │  Показатель    рассчитывается     как│
│   │                        │                                     │отношение численности занятых женщин в│
│   │                        │                                     │возрасте 25 - 44 к  общей  численности│
│   │                        │                                     │женщин в  возрасте  25  -  44  лет  (в│
│   │                        │                                     │процентах).                           │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│2. │Уровень обеспеченности  │  Оценивает  возможность   устройства│  Данные органов исполнительной       │
│   │детей местами в         │детей  в  дошкольные  образовательные│власти субъектов Российской Федерации.│
│   │дошкольных              │организации   в   целях   выхода   на│  Показатель    рассчитывается     как│
│   │образовательных         │работу.                              │отношение численности детей в возрасте│
│   │организациях            │  Рост    значения    показателя    в│от  1,5  до  6   лет,   устроенных   в│
│   │                        │отчетном   году   по   сравнению    с│дошкольные             образовательные│
│   │                        │предыдущим годом  свидетельствует  об│организации, к общей численности детей│
│   │                        │эффективности принятых мер.          │в возрасте от 1,5 до 6 лет,  состоящих│
│   │                        │                                     │на учете для поступления в  дошкольные│
│   │                        │                                     │образовательные     организации     (в│
│   │                        │                                     │процентах).                           │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│3. │Удельный   вес    детей,│  Характеризует    усилия     органов│  Данные органов исполнительной       │
│   │прошедших оздоровление в│исполнительной    власти    субъектов│власти субъектов Российской Федерации.│
│   │организациях      отдыха│Российской Федерации  по  обеспечению│  Показатель    рассчитывается     как│
│   │детей и их оздоровления,│возможности   совмещения    женщинами│отношение численности детей в возрасте│
│   │в   общей    численности│обязанностей по  воспитанию  детей  с│до 18 лет, прошедших  оздоровление,  к│
│   │детей,   нуждающихся   в│трудовой занятостью.                 │численности детей  в  возрасте  до  18│
│   │оздоровлении            │  Рост    значения    показателя    в│лет,   подлежащих    оздоровлению    в│
│   │                        │отчетном   году   по   сравнению    с│организациях   отдыха   детей   и   их│
│   │                        │предыдущим годом  свидетельствует  об│оздоровления (в процентах).           │
│   │                        │эффективности принятых мер.          │                                      │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│4. │  Наличие              в│  Оценивается  привлекательность  для│  Данные органов исполнительной       │
│   │коллективных   договорах│женщин  условий  труда,   позволяющих│власти субъектов Российской Федерации.│
│   │организаций            и│совмещать обязанности  по  воспитанию│  Показатель    рассчитывается     как│
│   │региональных соглашениях│детей с трудовой занятостью.         │отношение   количества    коллективных│
│   │льгот и преимуществ  для│  Рост    значения    показателя    в│договоров организаций, региональных  и│
│   │женщин, имеющих детей до│отчетном   году   по   сравнению    с│отраслевых                 соглашений,│
│   │18      лет,       сверх│предыдущим годом  свидетельствует  об│предусматривающих       льготы       и│
│   │установленных   трудовым│эффективности принятых мер.          │преимущества   для   женщин,   имеющих│
│   │законодательством       │                                     │детей,  сверх  установленных  трудовым│
│   │                        │                                     │законодательством, к общему количеству│
│   │                        │                                     │коллективных договоров и  региональных│
│   │                        │                                     │соглашений (в процентах).             │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│5. │Наличие преференций  для│  Оценивается возможность  совмещения│  Данные    органов     исполнительной│
│   │женщин, имеющих детей  в│женщинами обязанностей по  воспитанию│власти субъектов Российской Федерации.│
│   │возрасте до  18  лет,  в│детей с трудовой занятостью.         │  Наличие норм в нормативных  правовых│
│   │нормативных     правовых│  Наличие  преференций   в   отчетном│актах субъектов Российской  Федерации,│
│   │актах          субъектов│году        свидетельствует        об│предусматривающих   преференции    для│
│   │Российской    Федерации,│эффективности принятых мер.          │женщин, имеющих детей в возрасте до 18│
│   │предусматривающих   меры│                                     │лет.                                  │
│   │по            содействию│                                     │                                      │
│   │самозанятости  населения│                                     │                                      │
│   │и              поддержке│                                     │                                      │
│   │предпринимательства     │                                     │                                      │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│6. │Удельный вес вакансий  с│  Оценивается возможность совмещения │  Данные    органов     исполнительной│
│   │особым  режимом   работы│женщинами обязанностей по воспитанию │власти субъектов Российской Федерации,│
│   │(неполный рабочий  день,│детей с трудовой занятостью.         │Федеральной   службы   по   труду    и│
│   │неполная рабочая неделя,│  Рост    значения    показателя    в│занятости   (регистр),    федерального│
│   │гибкий  график   работы,│отчетном   году   по   сравнению    с│статистического     наблюдения      по│
│   │посменная        работа,│предыдущим годом  свидетельствует  об│форме 2-Т (трудоустройство).          │
│   │надомная работа) в общем│эффективности принятых мер.          │  Отношение  количества  вакансий  для│
│   │количестве     вакансий,│                                     │трудоустройства на условиях  неполного│
│   │заявленных   в    органы│                                     │рабочего дня, неполной рабочей недели,│
│   │службы занятости        │                                     │гибкого  графика   работы,   посменной│
│   │                        │                                     │работы, надомной работы, заявленных  в│
│   │                        │                                     │органы  службы  занятости,   к  общему│
│   │                        │                                     │количеству  вакансий,   заявленных   в│
│   │                        │                                     │органы службы занятости.              │
│   │                        │                                     │                                      │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│7. │  Удельный  вес  женщин,│  Характеризует         вовлеченность│  Данные    органов     исполнительной│
│   │находящихся в отпуске по│женщин,  находящихся  в  отпуске   по│власти субъектов Российской Федерации,│
│   │уходу  за  ребенком   до│уходу за ребенком  до  достижения  им│федерального           статистического│
│   │достижения  им  возраста│возраста  трех  лет,  обратившихся  в│наблюдения      по      форме      2-Т│
│   │трех  лет,  направленных│органы    службы     занятости,     в│(трудоустройство).                    │
│   │на      профессиональное│профессиональное             обучение│  Отношение    численности     женщин,│
│   │обучение (переобучение),│(переобучение).                      │находящихся  в  отпуске  по  уходу  за│
│   │в   общей    численности│  Рост    значения    показателя    в│ребенком  до  достижения  им  возраста│
│   │женщин данной категории,│отчетном   году   по   сравнению    с│трех     лет,     направленных      на│
│   │обратившихся  в   органы│предыдущим годом  свидетельствует  об│профессиональное              обучение│
│   │службы         занятости│эффективности принятых мер.          │(переобучение),  к  общей  численности│
│   │субъекта      Российской│                                     │женщин данной категории,  обратившихся│
│   │Федерации               │                                     │в  органы  службы  занятости  субъекта│
│   │                        │                                     │Российской Федерации.                 │
│   │                        │                                     │                                      │
├───┼────────────────────────┼─────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│8. │  Количество      жалоб,│  Характеризует    усилия     органов│  Данные    Министерства    труда    и│
│   │поступивших  от  женщин,│исполнительной    власти    субъектов│социальной      защиты      Российской│
│   │находящихся в отпуске по│Российской  Федерации   по   созданию│Федерации.                            │
│   │уходу  за  ребенком   до│условий     для     профессионального│  Количество  жалоб,   поступивших   в│
│   │достижения  им  возраста│обучения    (переобучения)    женщин,│Минтруд России от женщин,  находящихся│
│   │трех лет, обратившихся в│находящихся в  отпуске  по  уходу  за│в отпуске  по  уходу  за  ребенком  до│
│   │органы службы  занятости│ребенком до  достижения  им  возраста│достижения  им  возраста   трех   лет,│
│   │субъекта      Российской│трех лет.                            │получивших отказ в направлении  их  на│
│   │Федерации,  в  связи   с│  Снижение  значения   показателя   в│профессиональное              обучение│
│   │отказом в направлении на│отчетном   году   по   сравнению    с│(переобучение).                       │
│   │профессиональное        │предыдущим годом  свидетельствует  об│                                      │
│   │обучение (переобучение) │эффективности принятых мер.          │                                      │
└───┴────────────────────────┴─────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘