III. Детальный план оценки демографического потенциала региона

III. Детальный план оценки демографического
потенциала региона

5. Общие положения проведения оценки демографического потенциала региона

5.1. В пунктах 6 - 10 настоящих Методических рекомендаций представлены рекомендуемые показатели для проведения анализа демографического потенциала. <1> Рекомендуется проводить анализ всех показателей, указанных в пунктах 6 - 10 настоящих Методических рекомендаций. Для каждого показателя указан источник данных (ссылка на электронный ресурс). В случае, если регион использует для представления данных по показателю иные источники, необходимо указать ссылку на источник. Региону рекомендуется дополнительно проанализировать иные показатели, которые могут оказывать влияние на репродуктивное поведение населения и общее число рождений в регионе с учетом специфики региона, особенностей демографической ситуации, ценностей и мировоззренческих установок населения. При этом важно дать аналитическое обоснование влияния показателя на репродуктивное поведение и потенциал рождений и указать источник данных.

--------------------------------

<1> В пунктах 6 - 10 Методических рекомендаций, в которых рекомендуется представить данные по какому-либо показателю, необходимо представить данные по соответствующему показателю в табличном виде, если не указано иное.

5.2. В случае, если при проведении оценки демографического потенциала по показателю прослеживается уникальная тенденция (например, резкий рост/падение показателя, сравнительно высокое/низкое значение относительно Российской Федерации в целом или по годам относительно показателя самого региона и т.д.), целесообразно привести обоснование, в том числе с учетом региональных особенностей и локальных событий.

5.3. При общем анализе демографического потенциала необходимо учитывать региональные особенности воздействия характерных для всей страны факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений, с учетом региональной специфики.

5.4. По результатам проведения оценки демографического потенциала (в соответствии с пунктами 6 - 10 Методических рекомендаций) важно отдельно представить информацию о резервах повышения рождаемости в регионе (числе рождений). По результатам анализа рекомендуется определить возрастные группы и очередности рождений, представляющие наибольший потенциал повышения числа рождений, на которые целесообразно воздействовать, а также указать предполагаемый характер воздействия.

6. Численность, структура, движение населения

В данном разделе представляется динамика численности населения в регионе, дать характеристику структуры населения, а именно:

6.1. Рекомендуется представить динамику численности населения региона в целом, а также в разрезе город/село по половозрастным группам (однолетний интервал) за период с 1 января 2016 года по 1 января 2022 года. Дать характеристику наблюдаемым тенденциям.

Данные о численности населения содержатся:

численность женщин: https://www.fedstat.ru/indicator/33459.

численность мужчин: https://www.fedstat.ru/indicator/31548.

Для получения данных о численности населения региона в целом необходимо перейти по каждой ссылке, в поле "Возраст" выбрать однолетние группы, в поле "Классификатор объекта" выбрать регион, в поле "Тип поселения" выбрать все опции, в поле год - период 2016 - 2022, скачать данные. Суммарная численность мужчин и женщин за каждый год (в рамках соответствующего разреза - в целом, город, село) даст численность населения региона в целом.

Численность населения является основной характеристикой демографического потенциала, от которой напрямую зависит число рождений. Характер динамики численности населения свидетельствует о процессах, происходящих в регионе. Исходя из численности городского и сельского населения устанавливается, как население региона распределено по месту проживания. Особенное внимание необходимо уделить распределению населения по населенным пунктам с численностью граждан до 50 тыс. человек. Сравнение динамики изменения численности городского и сельского населения региона может свидетельствовать об особенностях движения населения в регионе.

6.2. Рекомендуется представить и проанализировать половозрастную пирамиду населения региона на 1 января 2022 года.

Образец половозрастной пирамиды:

Источник: Демографический ежегодник России 2021,

URL: https://gks.ru/bgd/reg1/B21_16/Main.htm.

Половозрастная пирамида позволяет наглядно отразить структуру населения региона. Анализ ее особенностей позволит судить о влиянии рождаемости и смертности на половозрастную структуру населения региона в течение длительного периода времени. Исходя из рассмотрения половозрастной пирамиды, можно обнаружить, какие возрастные группы преобладают в общей структуре населения региона, совпадают ли демографические волны (периодические колебания числа родившихся в результате демографических, экономических и социальных причин) в регионе с общероссийской ситуацией, есть ли выраженный гендерный дисбаланс в определенных возрастах и какие могут быть причины этого явления. Рассмотрение того, какие группы возрастов преобладают в структуре населения и как соотносятся разные части половозрастной пирамиды между собой, позволяет судить о типе возрастной структуры изучаемого населения. Для его анализа может быть применена концепция А.Г. Сундберга, выделившего три типа возрастных структур населения: прогрессивный, стационарный и регрессивный. Прогрессивный тип характеризуется высокой долей детей и низкой долей лиц пожилого возраста (60 лет и старше). Он соответствует расширенному типу воспроизводства населения. Половозрастная пирамида при такой структуре населения имеет форму треугольника с большим основанием, сужающимся к вершине. При стационарном типе, в основе которого лежит простой тип воспроизводства населения, половозрастная пирамида имеет форму колокола с примерно равной долей детей и представителей старших возрастных групп. При регрессивном типе возрастной структуры населения половозрастная пирамида имеет форму урны (суженный тип воспроизводства населения). Для него характерна достаточно высокая доля представителей старших поколений и низкая доля детей. Половозрастная пирамида при регрессивном типе имеет усеченное основание и более сглаженную вершину по сравнению со стационарным и прогрессивным типами возрастной структуры населения. При анализе структуры населения также может быть рассмотрено, как соотносятся между собой численности групп населения младше репродуктивного возраста, репродуктивного возраста (младшие и старшие возрастные группы фертильного возраста), старше репродуктивного возраста (трудоспособное население, население в возрасте 65+ лет, 85+ лет).

Важной особенностью половозрастной пирамиды является то, что она позволяет наглядно увидеть ожидаемые изменения в численности возрастных групп в ближайшие годы. Различия в численности поколений разных годов имеют первостепенное влияние на изменения в рождаемости. В связи с этим, вступление в наиболее интенсивные по рождаемости возраста представителей малочисленных поколений - явление, наблюдаемое в нынешней России, приводит к снижению абсолютного числа рождений. Следовательно, исходя из данных половозрастной пирамиды, можно с высокой вероятностью предполагать, как изменится численность тех или иных возрастных групп и каковы последствия этих изменений.

6.3. Рекомендуется рассчитать и представить динамику соотношения численности мужчин и женщин в возрасте 15 - 49 лет, за период 2016 - 2022 годов. Сопоставить динамику показателя в регионе с динамикой показателя по Российской Федерации в целом и регионами Федерального округа за период 2016 - 2022 годов.

Данный показатель позволяет оценить, какой из полов преобладает в репродуктивных возрастах и есть ли выраженный гендерный дисбаланс в структуре репродуктивного населения региона. В России в среднем в этом возрастном диапазоне преобладают женщины. Однако расхождение незначительно - на 1 женщину, по данным на 2022 год, приходится 0,994 мужчины. В регионе может наблюдаться иная ситуация и возникать диспропорция в сторону преобладания мужчин или женщин в репродуктивных возрастах. Минимальная численность мужчин в возрасте 15 - 49 лет, приходящихся на одну женщину той же возрастной группы, по данным на 2022 год, для регионов России составила 0,803, а максимальная - 1,183. В случае значительного отклонения показателя соотношения между мужчинами и женщинами в возрасте 15 - 49 лет, может быть рассмотрено соотношение полов по однолетним возрастным группам, оценено, на какой возраст приходится рубеж между преобладанием мужчин или женщин. В России в целом соотношение между полами выравнивается примерно в 35 лет и затем идет в сторону преобладания женщин, однако выраженный гендерный дисбаланс наблюдается уже только в группах старше репродуктивного возраста. В случае, если в регионе наблюдаются значительные гендерные диспропорции в репродуктивных возрастах, необходимо дать оценку причинам этого явления. Основной причиной этого могут являться особенности миграции в регион или из него.

6.4. Рекомендуется дать характеристику процессам естественного прироста (убыли) населения и миграционного прироста (убыли) населения, происходящим в регионе. Представить информацию (в том числе на графике) о динамике общего коэффициента естественного прироста (убыли) и коэффициента миграционного прироста (убыли) за период 2016 - 2021 годов. Сравнить динамику общего коэффициента естественного прироста (убыли) в регионе с динамикой коэффициента по Российской Федерации в целом и регионами соответствующего федерального округа. Сравнить динамику коэффициента миграционного прироста (убыли) с динамикой коэффициента по Российской Федерации в целом и регионами соответствующего федерального округа.

Коэффициент естественного прироста (убыли)
(ЕП) = B(t) - M(t) (1),

где B(t) - отношение числа родившихся живыми в году t к среднегодовой численности населения региона в году t (исчисляется на 1000 человек населения);

M(t) - отношение числа умерших в году t к среднегодовой численности населения региона в году t (исчисляется на 1000 человек населения).

Данные о количестве родившихся содержатся:

https://www.fedstat.ru/indicator/31606.

Данные о количестве умерших содержатся:

https://www.fedstat.ru/indicator/31617.

Данные о коэффициенте миграционного прироста содержатся:

https://www.fedstat.ru/indicator/43017.

Коэффициент естественного прироста (убыли) представляет собой разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, измеряется в промилле. В случае превышения рождаемости над смертностью фиксируется естественный прирост населения. Динамика изменений данного показателя демонстрирует, был ли процесс естественного прироста или убыли населения постоянным на протяжении рассматриваемого периода или же характеризовался изменчивой динамикой. Также данный коэффициент позволяет оценить, насколько интенсивно сокращается или увеличивается население региона по естественным причинам. Может быть выдвинута гипотеза о причинах величины коэффициента, влияет ли на него в большей степени высокая/низкая смертность населения, высокая/низкая рождаемость или же оба фактора. Также могут быть рассмотрены иные, как позитивные, так и негативные факторы, прямо или косвенно влияющие на коэффициент естественного прироста (структура населения, установление новых мер поддержки со стороны государства, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.). Основываясь на полученной оценке, может быть представлено предположение о том, как можно повлиять на повышение коэффициента естественного прироста населения.

Коэффициент миграционного прироста (убыли) населения (коэффициент миграции) представляет собой разность числа прибывших и выбывших, отнесенную к среднегодовой численности населения, исчисляется на 10 тыс. населения. Расчет показателя осуществляется по следующей формуле <2>:

--------------------------------

<2> Утверждена приказом Росстата от 05.07.2013 N 261 "Об утверждении методик расчета показателей для оперативной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (приложение N 4).

Kmig = (U(t) - V(t)) / ((S(t + 1) + S(t)) / 2) * 10000, где

Kmig - коэффициент миграционного прироста (убыли);

U - число прибывших;

V - число выбывших;

S - численность населения.

По данному показателю можно косвенно судить о миграционной привлекательности региона: является ли он принимающим или отдающим население, или же сальдо миграции незначительно и миграционные потоки компенсируют друг друга. При рассмотрении коэффициента миграционного прироста (убыли) могут быть представлены объяснения его динамики и причины, вызвавшие эти изменения. Рекомендуется отметить возможные меры, направленные на повышение миграционной привлекательности региона или меры, способствующие сокращению оттока населения из региона.

6.5. Рекомендуется представить динамику численности мигрантов в регионе по возрастным группам: трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста за период 2016 - 2021 годов. Основываясь на региональных источниках статистики, дать характеристику мигрантам, прибывающим в регион и выбывающим из региона, в разрезе возрастно-полового состава (указать число прибывших и выбывших мужчин и женщин по возрастам) за период 2016 - 2021 годов.

Данные о распределении миграционного прироста по возрастным группам мигрантов содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/37613.

Миграция является важным фактором, изменяющим структуру населения региона. Рассмотрение сальдо миграции по трем укрупненным возрастным группам позволит определить, какие из этих возрастных групп пополняются за счет мигрантов, а какие, наоборот, сокращаются в численности. Положительное сальдо мигрантов трудоспособного возраста способствует увеличению группы населения репродуктивных возрастов, а миграционный приток семей с детьми, приезжающих с целью дальнейшего проживания в регионе, способствует увеличению численности населения молодого возраста, что в будущем скажется на повышение числа рождений. Для объяснения сальдо миграции могут быть представлены факторы, влияющие на численность прибывших и выбывших и ее динамику. Исходя из Базы данных показателей муниципальных образований (БДПМО <3>) или иных источников, может быть оценена динамика численности прибывших и выбывших в разрезе пола и возраста. Данная информация очень важна, так как позволит выяснить, какие возрастные группы имеют положительное или отрицательное сальдо миграции, в особенности важна характеристика миграции женщин репродуктивных возрастов. Также может быть рассмотрена миграция по направлению прибытия/выбытия (внутрирегиональная, межрегиональная, международная) и по его причине, исходя из чего могут быть получены дополнительные сведения об особенностях миграции на региональном и муниципальном уровнях. В результате этой оценки можно выявить преобладающие по характеристикам группы людей в общем миграционном потоке. К примеру, нет оснований предполагать, что маятниковая миграция за счет работающих вахтовым методом приведет к увеличению рождаемости, так как данная категория граждан не ориентирована на создание семьи в регионе вахтовой работы. Исходя из оценки миграционных процессов в регионе может быть выдвинуто предположение о том, имеет ли регион достаточный потенциал для изменения миграционной ситуации с помощью привлечения и удержания наиболее значимых в контексте рождаемости категорий населения.

--------------------------------

<3> https://www.qks.ru/dbscripts/munst/

6.6. На основании проанализированных показателей по данному пункту рекомендуется определить характер их влияния на демографическую ситуацию в регионе и общее число рождений, выявить причины и факторы, влияющие на общее число рождений. В частности, охарактеризовать, как структура населения (преобладающие возрастные группы, соотношение мужчин и женщин) влияет на абсолютное число рождений; как смена поколений, еще не достигших фертильного возраста, повлияет на потенциал будущих рождений, когда эти поколения достигнут фертильного возраста.

Охарактеризовать, как соотносится численность мужчин и женщин в репродуктивном возрасте (сколько мужчин приходится на одну женщину репродуктивного возраста в регионе) и как это соотношение отражается на общем числе рождений.

Определить, численность каких возрастных групп в большей степени увеличиваются за счет миграции, каких сокращается, установить, вносит ли миграция положительный вклад в формирование демографического потенциала, или же в регионе наблюдается отток населения.

Основываясь на данных половозрастной пирамиды, предположить, как через 5, 10, 15 лет поменяется структура населения, включая численность женщин и мужчин в возрасте 15 - 49 лет.

7. Структура женского населения в репродуктивном возрасте

7.1. Рекомендуется представить и проанализировать структуру женского населения фертильного возраста (15 - 49 лет) в разрезе однолетних возрастных групп в абсолютном выражении по состоянию на 1 января 2022 года. Представить структуру женского населения фертильного возраста в разрезе однолетних возрастных групп в городской и сельской местности по состоянию на 1 января 2022 года. Представить информацию о структуре женского населения репродуктивного возраста в разрезе однолетних возрастных групп по муниципальным образованиям по состоянию на 1 января 2022 года.

Представить и проанализировать динамику численности женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) от общей численности женского населения региона в целом, в разрезе город/село и в разрезе муниципальных образований за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года <4>. Сравнить с динамикой доли женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) в общей численности женского населения в Российской Федерации в целом за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года. Охарактеризовать структуру женского населения фертильного возраста с точки зрения потенциала рождаемости.

--------------------------------

<4> В разрезе муниципальных образований представить данные за максимально доступный период (в предлагаемом источнике - с 1 января 2011 года по 1 января 2022 года).

Данные о численности женщин по возрастам за период до 1 января 2022 года содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/33459.

Данные о численности женщин в разрезе муниципальных образований по возрастам до 1 января 2022 содержатся: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/.

Данные о численности женщин по возрастам за период с 1 января 2023 года по 1 января 2026 года предоставляются региону по запросу Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Необходимо использовать средний вариант прогноза.

Интенсивность рождаемости внутри репродуктивных возрастов значительно различается в зависимости от возрастной группы. На женщин самых младших и старших репродуктивных возрастов приходится малая часть всех рождений, в то время как в возрастной группах 25 - 29 лет и 30 - 34 года рождаемость самая высокая. В связи с этим важно изучить, как в регионе соотносятся численности женщин разных возрастов внутри возрастного диапазона 15 - 49 лет. В случае преобладания в структуре женщин фертильного возраста лиц в возрасте старше 40 лет есть все основания отметить низкий уровень потенциала будущих рождений в регионе, вызванный демографическим старением населения. В случае если в регионе высока численность и доля женщин младших репродуктивных возрастов, то в ближайшие годы может ожидаться повышение рождаемости по мере наступления демографического события (рождения ребенка) у этих женщин. Также исходя из среднего возраста матери по рождениям определенного порядка и преобладающих в структуре репродуктивных возрастов возрастных групп женского населения, можно примерно предположить общую картину распределения новых рождений по очередности. Изучение структуры женского населения фертильного возраста в разрезе однолетних возрастных групп в городской и сельской местности позволит выявить различия между ними и выяснить, где более благоприятная с точки зрения потенциала рождаемости структура населения. Также может быть отмечено, чем вызваны преобладания тех или иных возрастных однолетних групп в структуре женского населения в регионе. Также важно соотносить численность и долю населения в определенном возрасте с тем поколением, к которому они относятся. То есть, например, доля 24-летних женщин в структуре репродуктивного населения, по данным на 2022 год, была мала из-за того, что это представители малочисленных поколений 1997 года рождения, что может быть связано как с общероссийскими тенденциями, так и особенностями региона. Информация о структуре женского населения репродуктивного возраста в разрезе однолетних возрастных групп по муниципальным образованиям также очень важна, так как демонстрирует внутрирегиональную дифференциацию по данному показателю. Предположительно, в каждом регионе есть муниципальные образования, в которых преобладающие в структуре женского населения 15 - 49 лет возрастные группы смещены к верхним границам, а возрастные группы с наиболее интенсивной рождаемостью относительно малочисленны. Важно определить, какие муниципальные образования имеют больший потенциал рождаемости, а в каких он ниже. Могут быть установлены причины подобного распределения численности женщин внутри репродуктивных возрастов. Исходя из понимания особенностей муниципального образования, может быть описано, какое население в нем преобладает (городское или сельское), как обстоит ситуация с среднепрофессиональными и высшими образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, предоставляющими рабочие места, которые могли бы быть центрами притяжения населения в муниципальное образование, как из других территорий внутри региона, так и извне.

Распределение долей женщин фертильного возраста в регионе в целом в однолетних возрастных группах на 1 января 2000 года, 1 января 2010 года, 1 января 2020 года, 1 января 2023 года, 1 января 2024 года, 1 января 2025 года, 1 января 2026 года демонстрирует, как изменялась и будет изменяться структура женского населения репродуктивных возрастов за 25 лет. При рассмотрении структуры за каждый год важно отметить, какие возрастные группы внутри репродуктивных возрастов преобладают, а доля каких, наоборот, наименее велика. Также важное значение имеет структура графика - плавно ли изменяются доли женщин каждого последующего возраста или есть резкие падения и взлеты, сколько пиков преобладающих возрастов на графике и с чем это может быть связано. При рассмотрении каждого графика важно соотносить долю женщин изучаемых возрастных групп с поколением, к которому они относятся, так как это одна из основных возможных причин различий в распределении. Отмеченные изменения в изучаемой структуре населения могут быть проинтерпретированы с точки зрения улучшения или ухудшения демографической обстановки в регионе, а также представлены возможные причины подобных изменений. Особое внимание стоит уделить прогнозным значениям и тому, какие изменения они в себе несут.

Изучение изменений доли женского населения репродуктивного возраста в общей численности женского населения за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года позволяет оценить важные преобразования в структуре женского населения региона в целом, в разрезе город/село и по муниципальным образованиям. Важно отметить уровень показателя на начало и конец изучаемого периода, выявить максимальный и минимальный уровень показателя. Исходя из анализа графика, могут быть оценены темпы изменений, их характер (положительные или отрицательные изменения), были ли они постоянными или имели волнообразный характер, что могло послужить причиной наблюдаемых изменений. Доля женщин репродуктивных возрастов за каждый год изучаемого периода может быть соотнесена с поколениями, к которым относятся женщины, что также поможет с интерпретацией изменений. При сопоставлении показателей сельской местности и города могут быть сделаны выводы о том, где структура женского населения более благоприятная для увеличения рождаемости. Анализ изменений доли женщин фертильного возраста в общей доле женского населения в разрезе муниципальных образований позволит углубиться в изучаемую проблематику и выявить дифференциацию показателя в регионе. Также могут быть выявлены муниципальные образования, в которых структура женского населения менее благоприятна с точки зрения потенциала рождаемости. Доли женщин в каждом муниципальном образовании можно соотнести с общероссийскими и региональными. Может быть произведено сравнение списка муниципальных образований, имеющих преобладание женщин старших возрастных групп в структуре женского населения репродуктивного возраста, с теми, в которых доля женщин репродуктивного возраста в общей численности женского населения наиболее низка, на предмет совпадения. Также полезным представляется сравнение списка муниципальных образований, в которых отмечено преобладание возрастных групп младше 35 лет, с теми, в которых доля женщин репродуктивного возраста в общей численности женского населения выше относительно других муниципальных образований. Могут быть представлены причины, повлиявшие на уровень показателя в том или ином муниципальном образовании (старение населения, низкая рождаемость, высокий миграционный отток из региона и т.д.).

Сравнение динамики доли женщин репродуктивных возрастов от общей доли женского населения региона с аналогичными данными по России в целом за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года позволит проиллюстрировать, насколько сильно отличается наблюдаемая в регионе ситуация от общероссийских тенденций. Также важно понимать, что снижение доли женщин репродуктивного возраста не обязательно свидетельствует об ухудшении демографической ситуации и старении населения региона. Одной из причин снижения может быть увеличение доли детей в общей структуре населения (0 - 14 лет). В связи с этим, если региону не характерно демографическое старение населения, могут быть рассмотрены изменения в доле населения младше и старше репродуктивного возраста. После проведения оценки структуры женского населения репродуктивного возраста рекомендуется представить варианты введения возможных мер, направленных на изменение структуры женщин репродуктивного возраста в сторону увеличения потенциала рождаемости.

7.2. Рекомендуется представить за 2020 год структуру женского населения фертильного возраста в разрезе имеющегося у женщин числа детей (в долях от общей численности женщин репродуктивного возраста): не имеют детей, имеют одного ребенка, имеют двоих детей, имеют троих детей, имеют четверых детей, имеют пять и более детей.

Данные рассчитаны на основе переписи населения 2020 года и предоставляются по запросу региона Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

На изучаемую структуру влияют несколько факторов - возрастное распределение женщин внутри репродуктивных возрастов и непосредственно сами репродуктивные предпочтения, выраженные в количестве имеющихся у женщины детей. Особенно возрастная структура влияет на показатель доли женщин, у которых нет детей. В случае если в регионе "молодое население" и в структуре репродуктивных возрастов преобладают младшие возрастные группы, высокая доля женщин, не имеющих детей, объясняется тем, что молодые женщины еще не достигли возраста активной рождаемости и рождения их детей ожидаются в будущем. В иных случаях, при высокой доле бездетных женщин в регионе, можно предполагать возможное откладывание первых рождений, а, значит, и потенциал рождений детей этой очередности. Данная схема применима и к рождениям другого порядка. Исходя из особенностей демографической и социально-экономической ситуации в регионе могут быть представлены предположения относительно соотношения долей женского населения фертильного возраста в разрезе имеющегося у женщин числа детей.

7.3. На основании проанализированных показателей по данному пункту рекомендуется определить характер влияния данных показателей на общее число рождений, выявить причины и факторы, влияющие на общее число рождений. В частности, охарактеризовать изменения доли женщин репродуктивного возраста в регионе в целом, в разрезе город/село и в разрезе муниципальных образований (в том числе относительно динамики по Российской Федерации в целом).

Определить, какие возрастные группы женщин репродуктивного возраста являются наиболее многочисленными, как менялась и будет меняться структура женщин репродуктивного возраста в разрезе возрастных групп. Предположить, как это повлияет на общее число рождений. Дать оценку наибольшего потенциала каждой возрастной группы с точки зрения возможного числа дополнительных рождений.

Охарактеризовать, какое число детей является преобладающим у женщин в регионе, в разрезе муниципальных образований, город/село (чем это может быть обусловлено).

8. Показатели рождаемости

8.1. Рекомендуется представить динамику абсолютного числа рождений за период 2016 - 2022 годов в регионе в целом, а также в разрезе город/село.

Данные об абсолютном числе рождений содержатся:

https://www.fedstat.ru/indicator/31606.

С помощью изучения динамики численности родившихся за каждый год может быть установлено, какие тенденции в рождаемости характерны для региона - снижается или увеличивается общее число рождений и какими темпами это происходит, как соотносится численность рождений в городской и сельской местности.

8.2. Рекомендуется представить динамику суммарного коэффициента рождаемости в целом и по очередности рождения: первого ребенка, второго ребенка, третьего ребенка, четвертого ребенка, пятого ребенка и последующих детей за период 2016 - 2021 годов. Проиллюстрировать на одном графике. Также представить динамику суммарного коэффициента рождаемости (без разбивки по очередности рождения) в разрезе город/село за период 2016 - 2021 годов. Сопоставить динамику суммарного коэффициента рождаемости в регионе (в целом, в разрезе очередности рождений, в разрезе город/село) с динамикой соответствующего показателя (в целом, в разрезе очередности рождений, в разрезе город/село) в Российской Федерации.

Данные о суммарном коэффициенте рождаемости в целом и в разрезе город/село содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/31517.

Данные о суммарном коэффициенте рождаемости в целом и в разрезе очередности рождений предоставляются региону по запросу Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Суммарный коэффициент рождаемости позволяет оценить средний уровень рождаемости условного поколения на определенный календарный год без влияния структуры населения (далее - СКР). Он рассчитывается исходя из суммы возрастных коэффициентов рождаемости, которые представляют собой отношение числа родившихся живыми за год у женщин данной возрастной группы к среднегодовой численности женщин этого возраста. СКР показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина в течение всего репродуктивного периода (15 - 49 лет) при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель. Имея много преимуществ перед другими показателями рождаемости (общий коэффициент рождаемости, коэффициент общей фертильности), СКР также не лишен недостатков. СКР, посчитанный для условных поколений, подвержен сдвигам в календаре рождений. То есть под влиянием определенных событий, как положительных (например, введение государственных мер поддержки), так и отрицательных (например, экономический кризис), СКР будет претерпевать изменения, вызванные тем, что в год, когда указанные события имели место, число родившихся детей стало больше или меньше (изменилась величина возрастных коэффициентов рождаемости, из которых и складывается СКР). То есть этот показатель дает оценку рождаемости в конкретный год, для которого рассчитывается, впоследствии он может снова значительно измениться вслед за изменениями в демографическом поведении населения.

Для простого воспроизводства населения СКР должен равняться 2,1. В анализе динамики СКР могут быть оценены абсолютные и относительные изменения показателя. Сравнение показателя со значением по России в целом и рассмотрение динамики СКР в разрезе город/село позволит установить, где рождаемость за конкретные года рассматриваемого периода была выше, и какова разница между СКР городского и сельского населения. Может быть предпринята попытка объяснения наблюдаемой ситуации. Для более углубленного изучения динамики СКР в регионе можно рассмотреть возрастные коэффициенты рождаемости по однолетним возрастным группам и их динамику. Это позволит выяснить, в каких возрастных группах наблюдалась наиболее интенсивная рождаемость, и как изменения рождаемости женщин этих возрастов повлияли на изменения СКР региона.

СКР по очередности рождений показывает, сколько в среднем детей данной очередности родила бы женщина в течение всего репродуктивного периода при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется коэффициент. На основе анализа динамики данного показателя может быть предпринята попытка объяснения наблюдаемых изменений значения СКР детей каждой очередности. Рекомендуется оценить, есть ли у региона потенциал повышения значения СКР по третьим или последующим рождениям путем введения новых мер повышения рождаемости.

8.3. Рекомендуется представить динамику абсолютного числа рождений в разрезе возраста матери (по однолетним возрастам) и очередности рождения за период 2018 - 2021 годов. Представить динамику доли рождений детей каждой очередности от общего числа рождений за год, сопоставить динамику доли рождений детей каждой очередности в регионе с динамикой доли рождений детей каждой очередности в Российской Федерации в целом за период 2018 - 2021 годов. Охарактеризовать изменения показателей в рассматриваемый период.

Данные об абсолютном числе рождений в разрезе возраста матери и очередности рождения содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/59992.

Представить и проанализировать данные по прогнозному числу рождений (по высокому, среднему и низкому вариантам прогноза) в регионе в 2023, 2024 и 2025 годах, на основе прогноза Росстата. Данные о прогнозных значениях рождений в регионе содержатся в прогнозе Росстата: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285.

Необходимо скачать архив файлов "Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года", открыть Excel-файл "Бюллетень", на листах 2.2.1 - 2.2.3 выбрать данные о прогнозном числе рождений на 2023 - 2025 годы для соответствующего региона в соответствующем варианте прогноза.

При анализе этих статистических данных необходимо отметить, увеличивается или уменьшается численность рождений детей каждой очередности, могут быть также указаны изменения в абсолютных и относительных значениях. Может быть представлено объяснение подобных тенденций Относительно численности рождений по возрасту матери важно обратить внимание, на какие возрастные группы выпадает наибольшее число рождений каждой очередности и были ли какие-либо значительные сдвиги в структуре рождений за рассматриваемый период. Динамика доли рождений детей каждой очередности от общего числа рождений и ее сравнение с общероссийской картиной позволяет оценить изменения в структуре рождаемости региона, выявить, рождения какой очередности преобладают в изучаемый период и соответствует ли это общероссийским тенденциям.

При анализе прогнозных значений числа рождений в 2023 - 2025 годах важно рассмотреть общие тенденции всех вариантов прогнозов. Каждый из вариантов (высокий, низкий, средний) может быть проанализирован на предмет вероятности реализации. Может быть выдвинуто предположение, какой вариант прогноза наиболее ожидаем, учитывая тенденции в рождаемости, наблюдаемые на основе последних актуальных данных.

8.4. Рекомендуется представить и проанализировать средний возраст матери при рождении ребенка, в том числе в разрезе очередности рождений в динамике за период 2018 - 2021 годов.

где

x - начало возрастного интервала, в котором наступило рождение ребенка,

n - длина возрастного интервала, в котором наступило рождение ребенка,

nfx - возрастной показатель интенсивности рождений у женщин в возрастном интервале от x до x + n.

Например, интервал 15 - 19 лет, тогда x = 15, n = 5, значит (x + n / 2) = 17,5, далее умножаем на соответствующий возрастной показатель интенсивности рождений у женщин в возрастном интервале от x до x + n и т.д.

Данные об абсолютном числе рождений в разрезе возраста матери содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/59992.

Источник данных о численности женщин фертильного возраста указан в пункте 7.1 настоящих Методических рекомендаций.

Изучение динамики среднего возраста матери при рождении ребенка позволяет отслеживать тайминговые сдвиги в календаре рождений детей каждой очередности. Смещение рождений к более старшим возрастам, а значит и увеличение среднего возраста матери по очередности рождений является негативной тенденцией и потенциально ведет к сокращению рождаемости. Из-за откладывания рождений на будущее они могут быть не реализованы по ряду причин. Рассмотрение среднего возраста матери при рождении ребенка осуществляется в общем виде, а также дифференцированно по очередности рождений с тем, чтобы избежать влияния рождений более высокого порядка, которые обычно происходят в более поздних возрастах. При рассмотрении рождений каждой очередности важно проследить динамику изменений, то есть происходит ли "омоложение" или "старение" рождаемости. Также средний возраст матери при рождении детей каждой очередности в регионе может быть сравнен с общероссийским. Это позволит выявить, значительны ли различия между средними возрастами рождений детей каждой очередности в регионе и в России в целом, а также насколько отличаются интервалы между деторождениями. Могут быть представлены гипотезы о том, в чем причины сложившейся ситуации. Рассмотрение среднего возраста матери по рождениям каждой очередности позволит примерно выявить, для рождений какого порядка характерны смещения к более поздним возрастам или же, наоборот, к более ранним. В случае распространенности откладывания рождений в регионе может быть представлена оценка возможности воздействия на это явление.

8.5. Рекомендуется представить динамику доли детей, родившихся в браке, и доли детей, родившихся вне брака, от общего числа рождений в регионе за период 2016 - 2021 годов. Проиллюстрировать на одном графике. Сопоставить динамику доли детей, родившихся в браке, и доли детей, родившихся вне брака, от общей численности рождений в регионе с динамикой доли детей, родившихся в браке, и доли детей, родившихся вне брака, от общей численности рождений в Российской Федерации в целом за период 2016 - 2021 годов.

Данные о числе рождений в браке и вне брака содержатся в информационно-аналитических материалах Росстата "Естественное движение населения Российской Федерации": https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13269.

Необходимо перейти в web-версию выпуска за каждый год и скачать данные "Родившиеся живыми у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, по субъектам Российской Федерации".

Рассмотрение данного показателя позволит определить, как соотносятся репродуктивное и брачное поведение населения региона. То есть, происходит ли большая часть рождений в зарегистрированном браке или же брак уже не играет одну из решающих ролей в репродуктивном поведении населения. В случае высокой доли рождений в браке, можно говорить о наличии дополнительного направления воздействия на рождаемость через воздействие на брачное поведение населения. Однако важно понимать, что прямая связь между ростом внебрачных рождений и снижением рождаемости не обязательна. В регионе в силу культурных особенностей (например, отношение к браку как к важной церемонии со строгими правилами, что влечет откладывание регистрации официального брака) или социально-экономических причин (вопросы о совместном имуществе, наследстве и т.д.) может быть высокая внебрачная рождаемость и достаточно высокий уровень рождаемости в целом. Динамика внебрачных рождений может быть рассмотрена с точки зрения наличия значительных изменений, и в случае этого могут быть представлены объяснения выбросов в статистике. Данный пункт требует дополнительного анализа с точки зрения особенностей региона. По итогу рассмотрения могут быть представлены причины, обусловившие уровень внебрачной рождаемости и его динамику в регионе. Высокая разница в доле внебрачной рождаемости региона с общероссийским уровнем позволит установить, что регион с высокой вероятностью обладает особенностями, способствовавшими тому, что внебрачная рождаемость установилась на уровне выше или ниже среднего.

8.6. Рекомендуется представить и проанализировать динамику отношения браков к разводам в регионе за период 2016 - 2021 годов. Сопоставить с динамикой отношения браков к разводам в Российской Федерации в целом за период 2016 - 2021 годов. Проиллюстрировать на одном графике.

, где

l1 - число зарегистрированных браков в расчете на 1000 населения,

l2 - число зарегистрированных разводов на 1000 населения.

Данные о числе зарегистрированных браков содержатся:

https://www.fedstat.ru/indicator/36058.

Необходимо выбрать параметр показателя "январь - декабрь".

Данные о числе зарегистрированных разводов содержатся:

https://www.fedstat.ru/indicator/33535.

Необходимо выбрать параметр показателя "январь - декабрь".

При изучении данного показателя может быть дополнительно рассмотрена статистика по бракам и разводам в регионе. Может быть проанализирована динамика числа зарегистрированных браков и разводов на 1000 человек за рассматриваемый период. Для более глубокого анализа могут быть привлечены региональные данные по структуре браков и разводов. В случае доступности информации из региональных источников, может быть рассмотрена статистика по численности браков и разводов в разрезе очередности брака и возраста супругов. Также могут быть рассмотрены результаты обследований населения по вопросам брачности и разводимости, в случае их проведения и наличия данных. Рекомендуется рассмотреть имеется ли в регионе потенциал к увеличению числа новых браков и сокращению разводов и с помощью каких мер может быть достигнут этот результат.

8.7. Рекомендуется охарактеризовать, как менялись значения суммарного коэффициента рождаемости и чем это было обусловлено, как это характеризует изменение в репродуктивном поведении населения (например, тайминговые сдвиги рождений под влиянием введения конкретных мер демографической политики (региональных/федеральных), значимых событий, влияющих на демографический потенциал, и др.). Проанализировать, как менялась доля рождений детей каждой очередности. Охарактеризовать, как доля рождений детей каждой очередности в регионе отличается от соответствующего показателя по Российской Федерации в целом и чем обусловлены отличия. Каждый показатель оценить с учетом динамики в регионе и отличия данного показателя в целом от среднероссийского, в разрезе город/село, регионов соответствующего федерального округа, регионов-лидеров.

Определить, как менялся средний возраст матери при рождении ребенка каждой очередности, как его значение в регионе отличается от общероссийского (например, наблюдается ли откладывание первых рождений, каков характер изменения интергенетического интервала в регионе).

Охарактеризовать, как менялась доля рождений детей в браке и вне брака, как она отличается от общероссийской и с чем могут быть связаны эти отличия (например, есть ли региональные культурные особенности, влияющие на величину показателя). Дать оценку связи между соотношением доли брачной и внебрачной рождаемости региона и общим числом рождений.

Провести анализ показателей в разрезе муниципальных образований. Выявить муниципальные образования, обладающие высоким репродуктивным потенциалом.

9. Социально-медицинские показатели

9.1. Рекомендуется представить динамику числа женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста (15 - 9 лет) за период 2016 - 2021 годов в регионе. Сопоставить с динамикой числа женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) за период 2016 - 2021 годов в Российской Федерации в целом, в регионах соответствующего федерального округа и регионах-лидерах, проиллюстрировать на одном графике. Представить динамику медицинских абортов легальных на 100 родов за период 2016 - 2021 годов в регионе. Сопоставить с числом медицинских абортов легальных на 100 родов за период 2016 - 2021 годов в Российской Федерации в целом, в регионах Федерального округа и регионах-лидерах, проиллюстрировать на одном графике.

Данные о числе абортов содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/41696, https://www.fedstat.ru/indicator/31595

Важно рассмотреть, какова динамика числа абортов, наблюдается ли снижение или повышение данного показателя, о чем могут свидетельствовать изменения в картине распространенности прерывания беременности в регионе. Сопоставление динамики числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста в регионе с общероссийским уровнем, а также с регионами, входящими с изучаемым субъектом в один федеральный округ, и регионами-лидерами позволит получить сравнительную оценку уровня абортов в регионе. На основе этого можно предположить, возможно ли снижение рассматриваемого показателя до уровня регионов-лидеров и какие меры для этого необходимы.

Рассмотрение динамики медицинских абортов легальных на 100 родов позволяет установить, сколько беременностей заканчивается прерыванием беременности. С целью получения сравнительной оценки уровня медицинских абортов легальных на 100 родов в регионе данный показатель сравнивается с аналогичными для России в целом, регионов, входящих в состав того же федерального округа, и регионах-лидерах. На основе проанализированных данных дается оценка распространенности абортов в регионе, а также потенциала возможных мер региональной политики, направленной на сохранение беременностей и отказ от абортов.

9.2. По данным медицинских организаций региона на основании результатов анкетирования рекомендуется сформировать портрет беременной женщины, обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения процедуры прерывания беременности по региону в целом и в разрезе муниципальных образований. Указать средний возраст женщины, семейное положение (в зарегистрированном браке/в незарегистрированном браке/нет постоянного партнера), место проживания (город/село), образование, профессиональную занятость, число уже имеющихся детей, наличие медицинских показаний (аборт по желанию женщины или по медицинским показаниям), срок беременности. Проанализировать наиболее частые причины, по которым женщина принимает решение о прерывании беременности, в разрезе муниципальных образований.

На основе проанализированных данных составляется описание наиболее распространенных характеристик портрета беременной женщины (средний возраст, семейное положение, образование, профессиональная занятость, число уже имеющихся детей и т.д.), обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения процедуры прерывания беременности, в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований. Понимание преобладающих в регионе причин абортов позволит спроектировать и обосновать меры, способствующие снижению числа случаев прерывания беременности.

9.3. Рекомендуется оценить эффективность доабортного консультирования, используя следующие показатели:

- доля женщин, охваченных доабортным консультированием, от числа обратившихся в медицинскую организацию по поводу прерывания беременности в регионе в целом в разрезе медицинских организаций всех форм собственности (данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации);

- доля отказавшихся от прерывания беременности из числа проконсультированных и взятых под диспансерное наблюдение в текущем году (данные содержатся по ссылке https://mednet.ru/, вход для МИАЦ: доступ к данному разделу есть у всех региональных медицинских информационных аналитических центров субъектов Российской Федерации).

Данные анализируются в разрезе отдельных медицинских организаций, по региону, а также в сравнении со среднероссийскими значениями, субъектами соответствующего федерального округа и регионами-лидерами (не менее трех).

На основе анализа указанных характеристик, а также соотнесения с уровнем распространенности абортов в регионе, дается оценка результативности доабортного консультирования. Можно предположить, с чем связан низкий или высокий уровень эффективности и как его можно улучшить.

9.4. Исходя из портрета беременной женщины, желающей сделать аборт, определить, какие категории женщин наиболее склонны к прерыванию беременности, в силу каких причин женщиной принимается решение о прерывании беременности и как можно воздействовать на снижение числа абортов в регионе.

Проанализировать, как организована межведомственная помощь женщине, планирующей сделать аборт по желанию женщины, в целях отказа ее от аборта: ведется ли (и каким образом) выявление причин, по которым женщина планирует сделать аборт, предоставляется ли женщине информация об имеющихся мерах социальной поддержки, организовано ли и каким образом оказание помощи в получении соответствующих мер социальной поддержки, а также психологической помощи. Определить, каким образом в регионе (в разрезе медицинских организаций) можно улучшить практику проведения доабортного консультирования с целью снижения числа абортов.

Проанализировать в разрезе муниципалитетов число женщин, которые планировали сделать аборт и в последующем от него отказались после предоставления необходимой помощи.

9.5. Рекомендуется оценить распространенность бесплодия у мужчин (старше 18 лет) и женщин (в возрасте 18 - 49 лет) на 100 000 женщин и мужчин соответствующего возраста в регионе за период 2016 - 2021 годов. Сопоставить с динамикой доли женщин (в возрасте 18 - 49 лет) и доли мужчин (старше 18 лет) с бесплодием на 100 000 женщин и мужчин соответствующего возраста в Российской Федерации в целом и регионах Федерального округа за период 2016 - 2021 годов.

Данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Бесплодие является угрозой репродуктивному здоровью населения и непосредственно влияет на репродуктивное поведение, способствуя снижению рождаемости. В связи с этим важно провести оценку уровня распространенности бесплодия среди населения региона и сравнить с ситуацией в России в целом. Также может быть проанализирована динамика распространенности бесплодия и возможные причины, вызвавшие подобные изменения. Для более глубокого изучения темы могут быть привлечены дополнительные данные медицинской статистики. В случае наличия данных, может быть рассмотрена распространенность бесплодия в половозрастном разрезе, а также соотношение первичного и вторичного бесплодия. Рекомендуется рассмотреть потенциал возможных мер сокращения распространенности женского и мужского бесплодия.

9.6. Провести анализ доступности лечения бесплодия с применением программ вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) в регионе за период 2016 - 2022 годов. Проанализировать следующие данные:

- количество медицинских организаций всех форм собственности (с указанием формы собственности), имеющих лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), выполняющих работы (услуги) по данному профилю, в том числе участвующих в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- общее число циклов экстракорпорального оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования (по данным территориальных фондов ОМС);

- число женщин, которым проведено ЭКО (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30);

- число женщин, у которых наступила беременность (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30)

- число родов у женщин после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статистического наблюдения N 32);

- число родившихся детей после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статистического наблюдения N 32);

- число ежемесячно выполненных циклов экстракорпорального оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования (по данным территориальных фондов ОМС) в регионе, начиная с 2023 года;

- динамика числа циклов ЭКО на 1000 женщин фертильного возраста (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30), начиная с 2023 года по региону в целом в сравнении с Российской Федерацией.

Установленный в результате проведения анализа уровень доступности лечения бесплодия может быть соотнесен с предыдущим пунктом (распространенность бесплодия). В регионах с высоким уровнем распространенности бесплодия особенно актуально увеличение численности специализированных клиник и проведение большего числа процедур ЭКО. Также может быть оценена эффективность процедур ЭКО, проведенных в регионе, и их вклад в повышение рождаемости. Рекомендуется рассмотреть потенциал возможных мер по повышению доступности процедуры ЭКО, а также иных мер региональной политики, направленных на сокращение и лечение бесплодия.

10. Социально-экономические условия рождения и воспитания детей в регионе

10.1. Рекомендуется представить и проанализировать динамику укомплектованности медицинских организаций в регионе врачами-педиатрами, врачами-неонатологами, врачами-акушерами-гинекологами (в процентах) за период 2016 - 2021 годов. Показатели сопоставить с динамикой соответствующих показателей в разрезе отдельных медицинских организаций, по региону, муниципальным образованиям, а также в сравнении со среднероссийскими за период 2016 - 2021 годов. Определить, каким образом в регионе (в разрезе муниципальных образований и медицинских организаций) можно улучшить (если требуется) укомплектованности медицинских организаций врачами вышеназванных специальностей.

Данные предоставляются региону по запросу Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10.2. Основываясь на данных региональной статистики, рекомендуется представить информацию о доступности услуг, предоставляемых детскими садами (в т.ч. доступность и условия пребывания в ясельных группах), в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований за период 2016 - 2021 годов, включая: количество дошкольных образовательных организаций (детских садов, в т.ч. ясельных групп); численность детей, охваченных дошкольным образованием, предоставляемым детскими садами, в т.ч. в ясельных группах; численность детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях (в детских садах, в т.ч. в ясельных группах); численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях (в детских садах, в т.ч. в ясельных группах).

10.3. Основываясь на данных региональной статистики, рекомендуется представить информацию о доступности услуг, оказываемых группами продленного дня в общеобразовательных учреждениях, в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований за период 2016 - 2021 годов: количество учреждений школьного образования, в которых созданы группы продленного дня; численность детей, охваченных услугами, предоставляемыми группами продленного дня; доля детей, охваченных услугами, предоставляемыми группами продленного дня, в общей численности детей школьного возраста, проживающих в данном муниципальном образовании.

10.4. Рекомендуется представить и проанализировать динамику уровня занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, за период 2019 - 2021 годов. Сопоставить с динамикой уровня занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, в Российской Федерации за период 2019 - 2021 годов.

Данные об уровне занятости женщин с детьми дошкольного возраста содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/59824.

Данный показатель можно интерпретировать по-разному, и, следовательно, его связь с уровнем рождаемости и репродуктивным поведением также будет различаться в зависимости от точки зрения на него. С одной стороны, высокий уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста может свидетельствовать о развитости специализированной инфраструктуры региона, направленной на содержание и уход за детьми дошкольных возрастов, а также о доступности услуг, предоставляемых этими организациями для населения. В связи с этим женщины, имеющие детей дошкольных возрастов, после завершения отпуска по уходу за ребенком могут продолжить осуществлять свою профессиональную деятельность. Также на уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста влияет сфера профессиональной деятельности женщины и ее особенности, так как не всегда у женщины есть возможность работать по гибкому графику или в дистанционном формате. Отсутствие проблем с доступностью организаций дошкольного образования и возможность совмещения работы с уходом за ребенком может напрямую влиять на репродуктивные решения населения в пользу рождения большего числа детей в семье. С другой стороны, высокий уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста может свидетельствовать о низком уровне доходов населения. То есть, из-за нехватки денежных средств и недостаточности помощи со стороны государства и родственников женщина может быть вынуждена работать, имея ребенка дошкольного возраста. Низкий уровень занятости женщин также может свидетельствовать о нацеленности на продолжение увеличения семьи и преобладание в регионе традиционных ценностей, при которых женщина занимается воспитанием детей, а не профессиональной деятельностью. При интерпретации уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста важно учитывать социально-экономические и культурные особенности региона, которые могут быть причинами наблюдаемых тенденций.

10.5. Рекомендуется представить динамику общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона (на конец года) в целом по региону и в разрезе город/село за период 2016 - 2021 годов. Сопоставить с динамикой общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона (на конец года) в целом по Российской Федерации и в разрезе город/село за период 2016 - 2021 годов.

Данные об общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона, содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/40466.

10.6. Рекомендуется представить динамику показателя "доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда" региона за период 2016 - 2021 годов.

Данные о доле площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда региона содержатся: https://www.fedstat.ru/indicator/43507.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в расчете на 1 жителя, и доля жилья, оборудованного одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, отражают общий уровень жизни населения и социально-экономического развития региона и могут влиять на принятие решения о рождении ребенка. В случае наличия данных, показатель доли благоустроенного жилья от общей площади жилищного фонда может быть рассмотрен в разрезе муниципальных образований. Это позволит выяснить, в каких муниципальных образованиях существуют проблемы с качеством жилья и как они соотносятся с рассмотренными выше показателями рождаемости. Исходя из полученной оценки рассматривается потенциал возможных мер региональной политики по повышению доступности и качества жилья.

10.7. Рекомендуется представить динамику показателей "число молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и "число молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия" за период 2017 - 2021 годов. На графике представить динамику доли молодых семей, улучшивших жилищные условия, от числа молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Российской Федерации в целом и в регионе на соответствующий год. Представить и проанализировать динамику показателей "число многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и "число многодетных семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия" за период 2017 - 2021 годов. На графике представить динамику доли многодетных семей, улучшивших жилищные условия, от числа многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в регионе и в Российской Федерации в целом по годам рассматриваемого периода.

Недостаточная обеспеченность жильем молодых семей может быть одной из ключевых причин откладывания рождений на более поздний период или отказа от них. Необходимо оценить, как обстоит положение с нуждаемостью в жилых помещениях со стороны многодетных семей в регионе. На основе полученной оценки рекомендуется рассмотреть потенциал разработки дополнительных мер по обеспечению многодетных и молодых семей жильем.

10.8. На основании проанализированных показателей по данному пункту рекомендуется определить, какие инфраструктурные проблемы влияют на качество жизни в регионе. В частности, определить степень развитости медицинской инфраструктуры региона, обеспеченность врачами, доступность для населения региона услуг, предоставляемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями.

Дать оценку занятости женщин с детьми дошкольного возраста.

Определить уровень жилищной обеспеченности в регионе, в том числе уровень обеспеченности жилья всеми видами благоустройства.

Охарактеризовать, как рассмотренные показатели влияют на готовность населения репродуктивного возраста принять решение о рождении ребенка определенной очередности, какие меры развития инфраструктуры могут быть реализованы в регионе (в том числе в разрезе муниципальных образований) с целью улучшения социально-экономических условий рождения и воспитания детей в регионе.